Положение о логопедическом пункте в школе
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Советская
средняя школа №1»
____________С.Г. Антонова
«_____»_____________2015 г
Положение
об организации и работе логопедического пункта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, Уставом школы, Инструктивным письмом № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» МО РФ от 14.12.2000г.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе.
1.3. Логопедический пункт является структурным подразделением МБОУ «Советская СШ №1».
1.4. Общее руководство работой логопедического пункта возлагается на руководителя школы.
1.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудуется согласно требованиям к нему.
2. Цели и задачи.
2.1. Логопедический пункт МБОУ «Советская СШ №1» создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
3. Направления деятельности логопедического пункта
Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
-совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
4. Порядок комплектования и организация деятельности.
4.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
4.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ со следующими диагнозами:
- общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- заикание;
- недостатки произношения – фонетический дефект;
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
- нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4.3. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ, со следующими диагнозами:
- ОНР;
- ФФНР;
- ФНР.
4.4. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
4.5. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1 инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года.
4.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению № 2 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
4.7. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.4.8. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.
4.9. Продолжительность групповых логопедических занятий составляет:
для учащихся 1-х классов 35 минут;
для учащихся 2-х-4-х классов 40 минут.
Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
4.10. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
4.11. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.
4.12. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители.
5. Организация логопедической работы
5.1. Предельная наполняемость логопедического пункта- не более 20 человек.
5.2. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению № 3 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
- с общим недоразвитием речи (ОНР) -до 3 человек;
- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)- до 4 человек;
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)- до 5 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонетическим (фонематическим) недоразвитием речи- до 5 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи – до 4 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи- до 2 человек;
- заикающиеся- до 3 человек;
- с недостатками произношения отдельных звуков- до 6 человек;
Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся
5.3. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики), (основание: письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)
5.4. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
5.5. Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;
-с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
5.6. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
5.7. В случае уточнения диагноза обучающегося с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
5.8. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед и классный руководитель.
6. Права и и обязанности учителя-логопеда.
6.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности «логопедия».
6.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством.
6.3. Учитель-логопед:
- проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи;
- осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
- консультирует родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам коррекции нарушений в развитии письменной и устной речи
- представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет в форме текста и в форме отчета-сетки о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме согласно приложению № 4 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
6.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально, на консультативную работу отводятся 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями; оформляет необходимую документацию.
6.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием согласно приложению № 5 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000
7. Документация логопедического пункта.
7.1. Инструктивное письмо
7.2 Положение об организации логопедического пункта
7.3 Должностная инструкция учителя-логопеда.
7.4. Годовой план работы учителя-логопеда
7.4. Расписание логопедических занятий
7.5. Список обучающихся, зачисленных для занятия в логопедический пункте
7.6. Журнал учета посещаемости занятий логопедических занятий обучающимися
7.7. Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся
7.8. Журнал консультаций
7.9. Речевые карты на каждого обучающегося
7.10. Рабочая программа на каждую группу обучающихся.
7.11. Индивидуальные тетради обучающихся
7.12. Анализ работы и отчет за год.
7.13. Паспорт логопедического кабинета
8. Руководство работой логопедического пункта
8.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется администрацией образовательного учреждения.
Заголовок 215