Опыт работы Взаимодействие семьи и детского сада

И.Ю. Полянская воспитатель,
казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад 292 V вида»
(8-908-115-26-83; e-mail:ira625@mail.ru)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе сотрудничества семьи и детского сада

Дошкольное воспитание важный период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное-воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению с нормами поведения в процессе различной деятельности [1, с. 15].
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, где живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, которым живут родители и воспитатели-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка [2, с.14]
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.
Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций мы стали использовать новые формы работы, цель которых – вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В нашей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.
Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года мы составляем «социальный паспорт» группы, в котором отмечаем следующие факторы: возраст родителей, количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.
Учитывая специфику нашей группы, мы стараемся наладить контакт с родителями с первых дней, направляем, просвещаем и чтобы наш коллектив стал единым сообществом: воспитатели-дети-родители.
Это позволило спланировать дальнейшую деятельность по возрождению традиций православного семейного воспитания и определить основные направления работы:
духовно-образовательное;
культурно-познавательное;
нравственно-трудовое.
Исходя из этих направлений, организация воспитательно-образовательного процесса в группе подчинена единой цели – сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры и стремление возродить традиции семейного воспитания. При этом решаются следующие, выделенные как приоритетные, задачи:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.
2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства.
3. Формировать нравственные умения и привычки.
4. Ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада.
Проведя беседу с родителями, мы рассказали о возможности принять участие в конкурсе видеофильмов. Организовали творческую группу для создания фильмов, участие в которых станет для нас традицией. Цель этого образования – сплотить родительский коллектив в единое целое для обеспечения жизнеспособности группы на высоком уровне, вовлечь членов семьи в процесс воспитания и развития детей в ходе работы над созданием фильмов.
Совместно с детьми и родителями изучали православную литературу, рассматривали иконы, книжные иллюстрации, репродукции. Родители детей беседовали со священнослужителями, с целью правильной передачи информации о том или ином событии. На родительском собрании было принято решение принять участие в конкурсе «Светлое кино – 2013» в номинации «За лучший философский фильм «В начале было Слово».
Ознакомившись с темой, придумали сюжет фильма, подобрали атрибуты, фотографии, рисунки, информацию о святых Кирилле и Мефодии и преподобном Сергии Радонежском освоили технику создания видеофильмов.
Результатом нашей совместной работы стало участие в областных конкурсах детско-юношеского и семейного художественного творчества «Светлое кино-2013».
В конкурсное жюри были представлены два видеофильма: «Духовные истоки русского языка и русской словесности», «Жизнь и подвиги великого святого преподобного Сергия Радонежского». Оба фильмы получили высокую оценку и награждены дипломами за первые места.
Фильмы, созданные детьми совместно с родителями, очень дороги всем, близким, родным, воспитателям. Мы гордимся, что у нас в группе есть два замечательных фильма с участием детей. За время съёмки у детей наблюдался повышенный интерес к книгам, к литературе. Дети очень хотели научиться читать, спрашивали, что это за буквы (А, Б, В), кто создал алфавит. Неожиданно интересно было узнать, что алфавит создали Кирилл и Мефодий. У девочек загорелись глаза, когда они увидели сарафаны и кокошники, в которых раньше ходили на Руси. Ребята пытались на листе бумаги скопировать буквы из азбуки. Кто уже научился писать буквы, учили писать тех, кто не умеет. В результате к вечеру все дети научились писать некоторые буквы. Любознательные ребята просили родителей, чтобы они их научили читать, так как в группе очень много интересных, красочных, познавательных книг.
Данные фильмы мы просматриваем с родителями на родительских собраниях. Практикуем просмотры в непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию. Разыгрываем небольшие сценки с использованием русских костюмов. Ребята очень любят смотреть себя по телевизору, поэтому, когда есть свободная минутка вечером, вновь просматриваем фильмы, созданные нами с последующим обсуждением.
Судя по результатам можно сделать следующий вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада ведется постоянно и дает положительный результат. Она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

Литература:
1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: сб. практ.материалов.-М., 2002 г.
2. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и их родителей /О. Потаповская, О.Гладких// Дошкольное воспитание.-2006.-№1.с.14-16.