Статья РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Заволжский автомоторный техникум»
ГБПОУ «ЗАМТ»
Статья
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Составитель:
Сбитнева Н.В.
г. Заволжье, 2016 год решение проблемы эффективной социализации обучающихся в процессе профессиональной подготовки
Система образования как социальный барометр должна чутко реагировать на потребности и запросы общества, отвечать на внешние возмущения, «болевые точки» окружающего мира. Потребительская жизненная позиция значительной части учащейся молодежи, сознание с ориентиром на получение желаемого «здесь и сейчас», неумение целостно воспринимать окружающий мир, отсутствие навыков социального проектирования, неспособность управлять собственным развитием может привести к личному краху, социальной несостоятельности индивида. В современном обществе остро стоит проблема поддержания и стимуляции личной продуктивности каждого субъекта.
В ходе среднего профессионального образования важно, чтобы обучающиеся не только прошли этапы формирования профессиональных качеств в избранном виде труда и приобрели готовность к избранной деятельности, но и прошли эффективную социализацию, научились строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.
Современная система как общего, так и профессионального образования активно использует метод проектов. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности. В процессе работы над проектом у обучающихся активно формируются ценностно-смысловая (осмысленная организация собственной деятельности) и общекультурная компетентность (использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры).
Работа по проектированию в рамках СПО начинается уже на первом курсе и продолжается в течение всего процесса обучения. Учебные проекты первокурсники выполняют чаще всего по общеобразовательным предметам. Эти предметы носят в значительной степени интегративный характер и тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью обучающихся.
Мною было произведено исследование, позволившее студентам самим оценить свои навыки к проектной деятельности (Таблица 1). Результаты показали, что обучающиеся несколько переоценивают свои способности в умении целеполагания и проблематизации. Зачастую, имея опыт работы с компьютером и общения в социальных сетях, обучающиеся делают вывод, что обладают также высокими коммуникативными и исследовательскими навыками. Наиболее часто ребята отмечали возможные трудности при публичных выступлениях и презентации проекта.
В такой ситуации задача педагогов при организации проектной деятельности создать условия для полного проявления самостоятельности обучающихся, поддержать их уверенность в собственных силах и повысить их профессиональные и социальные навыки путем развития аналитических способностей.
Наибольшую ценность для первокурсников представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как они формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость, повышающих их гражданские, коммуникативные навыки.
Hовые федеральные государственные образовательные стандарты, в рамках которых реализуется компетентностный подход, выявляют необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности. Один из путей формирования познавательного интереса к специальности у студентов, развития потребностей в самообразовании, выработки умений и навыков – внеаудиторные мероприятия.
При изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» многие темы, касающиеся здорового образа жизни, являются актуальными и интересными для студентов. Опираясь на этот интерес, в качестве внеаудиторной работы можно предложить обучающимся написать эссе на одну из тем. Такой вид самостоятельной работы позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но и повысить ценностно-смысловые компетенции. В дальнейшем возможно организовать краткие выступления обучающихся на уроке. Такая публичная презентация своих работ повысит навыки социализации, поможет развить речь, уменьшить страх выступления и потренироваться в «говорении».
Более сложным этапом образовательного процесса является подготовка докладов и рефератов. Несмотря на информационное обилие, в современном мире у студентов возникают трудности в формулировании главной идеи и тезисов. Но именно такая самостоятельная работа позволит обучающимся научиться «добывать» знания, а не только получать их готовыми от педагога. У ребят развиваются творческие способности, повышается интерес к изучаемому предмету. В будущем полученные навыки самостоятельной деятельности помогут быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы и быть гибким в рабочих ситуациях.
Дальнейшее динамичное развитие вышеперечисленных навыков, осмысленная организация собственной профессиональной деятельности, снижение потребительского отношения к жизни происходит при прохождении производственной практики на 3 курсе. Столкнувшись с реальными профессиональными задачами, студенты учатся выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Социальные эффекты проявляются при планировании действий (последовательность решаемых задач), рефлексии и анализе результатов. Специально культивируемый навык рефлексии собственных действий позволяет обучающимся сформировать и предъявить себе социальную модель эффективности собственных действий и механизм повышения этой эффективности.
Таким образом, создавая условия для проявления самостоятельности обучающихся, преподаватель наблюдает изменения в них самих. Полученный опыт деятельности становится бесценным достоянием каждого студента, соединяя в себе профессиональные и социальные знания и умения, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям жизни.
Таблица 1 - Анкета «Готовность учащихся к проектной деятельности»
Умения проектирования Умения (оцениваются обучающимися по 5-балльной шкале) Самооценка навыков, %
1 ПроблематизацияМогу выявлять проблемы 68
Умею выбирать из множества проблем главную Умею решать проблемы самостоятельно Выбираю проблемы путём согласования для совместного решения 2 Целеполагание Могу ставить цели и добиваться их 69,4
Умею согласовывать цели с другими Осуществляю поиск способов достижения цели 3 Планирование Умею планировать свою деятельность 65,5
Могу организовать планирование в группе Могу распределить обязанности и роли в группе 4 Поисковые, исследовательские Умею проводить исследования 81,4
Владею компьютером Умею пользоваться Интернетом Умею отбирать нужную информацию Умею работать самостоятельно Могу достигать результатов в совместной деятельности 5 Коммуникативные Умею дружить 81,6
Внимателен к людям Обладаю хорошими манерами Умею слушать и сопереживать Имею чувство юмора Помогаю людям в трудных ситуациях 6 Презентационные Умею публично выступать 66
Могу составить план выступлений Умею логически мыслить и выражать своё мнение Могу сжато излагать свои мысли 7 Рефлексивные Могу оценить вклад каждого участника проекта 72
Умею оценить результативность решения проблемы проекта Могу проводить самоанализ деятельности Могу оценить результативность совместной деятельности Список литературы
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1)
2. Леонтьев А. Н. Проблемы психического развития. 4-е изд. М., 1981
3.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/11/sоciоlоgiyа/golikov.pd