Программа дисциплины Этика и психология общения
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_________________/_М.К. Волков/
«____»__________20__ г.
Номер регистрации __________________
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
2015 г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»
Автор: Афонина Е.В., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Этика и психология общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является дополнительной общеобра-зовательной дисциплиной
Программа учебной дисциплины может быть использована по программам подготовки специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина общеобразовательного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- устанавливать прочные отношения с окружающими;
- ориентироваться в системе жизненных ценностей;- управлять личными и деловыми взаимоотношениями;
- убеждать, вести споры и дискуссии;
- воздействовать на окружающих;
- создавать свой имидж;
- разрешать конфликтные ситуации;- владеть навыками этикета;
- использовать нормы этикета в различных ситуациях;
- распространять свои знания и умения в социуме.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- виды взаимоотношений людей; - особенности различных видов человеческих отношений; - основы взаимоотношений людей; - содержание образа человека как личности; - методы оценки личных и деловых отношений; - психологическая совместимость людей; - способы решения конфликтных ситуаций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__54____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _39__ часа;
самостоятельной работы обучающегося __15___ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
15
в том числе:
Решение ситуаций по темам
1
Изучение отдельных теоретических вопросов по дополнитель-ным источникам
4
Подготовка эссе, сообщений, презентаций
3
Выполнение тестов
5
Заполнение таблиц
2
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология общения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Общение: понятие, виды, функции
Содержание учебного материала
Взаимоотношения. Особенности различных видов взаимоотношений людей. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений. Понятие общения. Стороны и функции общения. Виды общения: примитивное, формально-ролевое, деловое, светское, доверительное, конфликтное, вербальное, невербальное.
Самостоятельная работа студентов
Выполнение теста «Приятно ли с Вами общаться?»
Эссе по высказываниям: «Только тогда станешь человеком, когда поймешь другого человека». А.Н. Радищев."Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". А. де Сент-Экзюпери.
2
2
1
Тема 2. Понятие этики и психологии как наук
Содержание учебного материала
Понятие этики. Категории мораль и нравственность. Понятие психологии. Предмет психологии. Основные этические правила.
Самостоятельная работа студентов
Выполнение упражнений «Этические дилеммы»
2
1
1
Тема 3. Личные и деловые взаимоотношения людей. Причины возникновения проблем во взаимоотношениях
Содержание учебного материала
Виды личных и деловых отношений. Деловые отношения. Методы оценки личных и деловых взаимоотношений. Причины возникновения проблем во взаимоотношениях
Самостоятельная работа студентов
Определение типа межличностных отношений и составление характеристики по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2
2
Тема 4. Взаимоотношения в малых группах
Содержание учебного материала
Групповой образ жизни. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура и динамика отношений в малой группе. Отношения индивида и группы. Межгрупповые отношения. Практический анализ взаимоотношений в группе как в коллективе.
Самостоятельная работа студентов
Выполнение теста «Самооценка личности (опросник Казанцевой Г.Н.)».
2
1
1
Тема 5. Конфликты: понятие, виды, пути выхода из конфликта
Содержание учебного материала
Понятие конфликта. Этапы развития конфликта.
Виды конфликтов. Причины, приводящие к конфликтам, способы их разрешения. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.
Практическое занятие № 1 «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»
Самостоятельная работа студентов
Сообщения: Значение функционального конфликта.
Позитивные стороны функциональных конфликтов.
Подготовьте доклад по содержанию основных стратегий преодоления конфликтов.
Тестирование:
Конфликтны ли Вы как личность?
Какова степень социальной адаптации от стрессов?
Не слишком ли Вы агрессивны?
2
2
2
Тема 6. Психологические основы и их проявление в общении
Содержание учебного материала.
Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Темперамент в мире отношений.
Практическое занятие № 2 «Психологические особенности личности и характеристики общения»
Практическое занятие № 3 «Определение уровня эмоциональной устойчивости»
Самостоятельная работа студентов
Тестирование «Коммуникабельны ли Вы?». Подведите итоги. Сделайте вывод. Продумайте пути самоусовершенствования в этом вопросе.
Доклады:
Темперамент и его влияние в выборе профессии;
Характер личности и его влияние на адаптацию в новом коллективе;
Направленность личности;
Способности, их роль в профессиональной деятельности.
Анализ своего окружения: есть ли в нем референтные группы или отдельные личности и объясните, какие черты делают их таковыми.
2
2
2
1
Тема 7. Сущность, требования и принципы этикета.
Содержание учебного материала
Этикет. Современные принципы этикета. История развития этикета.
Самостоятельная работа студентов
Сообщения:
Развитие этикета в России.
Этические требования к современному молодому человеку.
2
1
Тема 8. Этикет в культуре общения
Содержание учебного материала
Правила этикета в различных ситуациях. Зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса. Этикет в культуре внешности.
Практическое занятие № 4 «Этикет дистанционного общения»
Самостоятельная работа студентов
Презентация по теме.
2
2
1
Тема 9. Деловое общение
Содержание учебного материала
Деловое общение, его характеристика.
Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Принципы делового общения. Влияние личных качеств на общение.
Самостоятельная работа студентов
Эссе по теме.
2
1
Тема 10. Групповые формы делового общения
Содержание учебного материала
Диалоговые и групповые формы делового общения. Совещание. Общение по телефону. Визитные карточки. Значение бесед и переговоров. Подготовка к переговорам. Этапы переговорного процесса. Правила налаживания отношений между партнёрами на переговорах. Организационные вопросы.
Практическое занятие № 5 «Деловое общение в рабочей группе»
Самостоятельная работа студентов
Сообщения: Фазы делового общения.
Подготовка и проведение деловых совещаний.
Разработайте оптимальную планировку своего рабочего места.
Тестирование «Организованный ли вы человек». Подведите итоги, сделайте выводы. Продумайте пути самоусовершенствования в этом вопросе.
2
2
1
Тема 11. Этика делового общения
Содержание учебного материала
Этические нормы и принципы делового общения.
Правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.
2
Тема 12. Вербальные и невербальные способы общения
Содержание учебного материала
Речь. Жесты. Мимика. Язык телодвижений.
Практическое занятие № 6 «Вербальная и невербальная коммуникации»
Самостоятельная работа студентов
Презентация по теме.
2
2
1
Тема 13. Управление личными и деловыми взаимоотношениями.
Содержание учебного материала
Ошибки в общении. Факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие. Убеждение, ведение споров и дискуссий. Критика и самокритика.
Самостоятельная работа студентов
Контрольная работа по курсу
2
1
Всего:
39
Внеаудиторная самостоятельная работа
15
Максимальная учебная нагрузка
54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Л.Д. Столяренко Психология и этика деловых отношений. Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 512 с.
2. Психология и этика делового общения/ под ред. В.Н. Лавриненко. М, 2012. - 415 с.
3. М. Митчелл Этикет. Шаг за шагом. – М., 2014. – 300 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Тема 1.
Знания:
- понятие общения;
- стороны и функции общения;
- виды общения.
Умения:
- определять вид общения;
- применять общеизвестные этические нормы в общении.
Опрос,
внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 2.
Знания:
- понятие этики;
- категории мораль и нравственность;
- понятие психологии;
- основные этические правила.
Умения:
- применять этические правила при принятии решения в ходе этических дилемм.
Опрос,
внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 3.
Знания:
- виды личных и деловых отношений.
- методы оценки личных и деловых взаимоотношений.
Умения:
- контролировать и корректировать свое поведение, определять основные причины проблем во взаимоотношениях.
Опрос, анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 4.
Знания:
- понятие малой группы;
- классификацию малых групп;
- структура и динамика отношений в малой группе.
Умения:
- анализировать взаимоотношения в группе как в коллективе.
Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 5.
Знания:
- понятие конфликта;
- этапы развития конфликта;
- виды конфликтов;
- причины, приводящие к конфликтам.
Умения:
- определить оптимальный способ разрешения конфликта;
- выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте.
Опрос, практическое занятие ( 1 ), анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 6.
Знания:
- понятие о психике;
- личность и ее структура;
- индивидуально-типологические особенности личности.
Умения:
- определять психологические особенности личности;
- проходить тестирования.
Опрос, практическое занятие( 2, 3 ), анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 7.
Знания:
- понятие этикета;
- современные принципы этикета;
- история развития этикета.
Умения:
- проходить тестирования.
Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 8.
Знания:
- правила этикета в различных ситуациях; - зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса;
- этикет в культуре внешности.
Умения:
- применять правила этикета в различных ситуациях.
Опрос, практическое занятие ( 4 ), внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 9.
Знания:
- понятие делового общения;
- фазы делового общения;
- принципы делового общения.
Умения:
- грамотно и тактично выражать свою точку зрения на проблему
Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 10.
Знания:
- диалоговые и групповые формы делового общения.
Умения:
- правильно организовать групповую работу;
- грамотно определить и реализовать свой потенциал при выполнении совместной работы.
Опрос, практическое занятие ( 5 ), внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 11.
Знания:
- этические нормы и принципы делового общения;
- правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.
Умения:
- грамотно и тактично выражать свою точку зрения на проблему
Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, анализ результатов тестирования
Тема 12.
Знания:
- вербальные способы общения;
- невербальные способы общения.
Умения:
- владеть основами вербальных и невербальных способов общения.
Опрос, практическое занятие ( 6 ), внеаудиторная самостоятельная работа
Тема 13.
Знания:
- ошибки в общении;
- факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие;
- значение критики и самокритики.
Умения:
- выполнять самостоятельные задания по всему курсу;
- владеть основами самопрезентации.
Опрос, контрольная работа по курсу, внеаудиторная самостоятельная работа
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115