Рабочая программа по УД Операционные системы для специальности 09.02.03 (ПК)
УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Базовая подготовка
Ульяновск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
пояснительная записка
4
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины «Операционные системы» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.3
Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств
ПК 2.3
Решать вопросы администрирования базы данных
ПК 3.2
Выполнять интеграцию модулей в программную систему
ПК 3.3
Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии:
16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Обязательная часть циклов ОПОП:
П.00 Профессиональный цикл.
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.
ОП.01 Операционные системы и среды.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
управлять параметрами загрузки операционной системы;
выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;
управлять дисками и файловыми системами,
настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
архитектуры современных операционных систем;
особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows";
принципы управления ресурсами в операционной системе;
основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
140
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
86
в том числе:
- теоретические занятия
33
- практические занятия
48
- лабораторные занятия
не предусмотрены
- курсовой проект (работа)
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
в том числе:
- составление таблиц для систематизации знаний
6
- аналитическая обработка текста
- поиск информации в сети INTERNET для проведения сравнительных анализов и характеристик
23
15
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
ВВЕДЕНИЕ
Роль и место знаний по дисциплине «Операционные системы и среды» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности; в сфере профессиональной деятельности. Современный уровень и перспективы развития операционные систем и сред.
1
1
РАЗДЕЛ 1 ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ОПЕРАЦИОННЫХСИСТЕМ
16/15
ТЕМА 1.1
Многообразие операционных систем
Знать:
эволюцию операционных систем;
концепции операционных систем;
архитектурные особенности операционных систем;
классификацию ОС (многозадачность, многопользовательский режим, многопроцессорная обработка).
Содержание учебного материала
Эволюция операционных систем.
Концепции операционных систем.
Архитектурные особенности операционных систем.
Классификация ОС (многозадачность, многопользовательский режим, многопроцессорная обработка).
2
2
Практические занятия - не предусмотрены
Самостоятельная работа
- Составить схему «Классификация операционных систем»
- Подготовить сообщение «Сетевые операционные системы»
4
ТЕМА 1.2
Основные понятия операционных систем
Знать:
понятия операционных систем;
процесс в операционных системах и средах;
состояние процесса;
систему прерываний;
взаимодействия процессов;
семафоры;
тупики и правила предотвращения тупиков;
организацию памяти.
Содержание учебного материала
Понятие операционных систем.
Процесс в операционных системах и средах.
Состояние процесса.
Система прерываний.
Взаимодействие процессов.
Семафоры.
Тупики. Правила предотвращения тупиков.
Организация памяти.
3
2
Практические занятия - не предусмотрены
Самостоятельная работа
Составить схему процесса на домашнем компьютере.
2
ТЕМА 1.3
Утилиты операционных систем
Уметь:
работать с программами архиваторами WinRar, WinZip , WinAce в различных режимах.;
производить настройки антивирусных программ и их обновление.
Знать:
назначение и характеристики архиваторов;
принципы работы с архиваторами;
виды компьютерных вирусов;
защиту и способы борьбы с компьютерными вирусами.
Содержание учебного материала
Правила техники безопасности при работах на ПК
Назначение и характеристики архиваторов.
Принципы работы с архиваторами.
Виды компьютерных вирусов.
Защита и способы борьбы с компьютерными вирусами.
2
2
Практические занятия
ПЗ 1 Изучение программ архиваторов WinRar, WinZip, WinAce»
ПЗ 2 Изучение приемов защиты информации и антивирусных средств
4
Самостоятельная работа
Провести сравнительный анализ архиваторов.
Составить таблицу « Антивирусные программы»
4
ТЕМА 1.4
Интерфейс пользователя MS DOS
Уметь:
работать с командами MS-DOS.
Знать:
основные понятия операционной системы MS-DOS;
характеристику MS-DOS (доступ к файлу, модульная структура, размещение на диске, загрузка, файловая структура FAT)
Содержание учебного материала
Основные понятия операционной системы MS-Dos.
Характеристика MS-DOS (доступ к файлу, модульная структура, размещение на диске, загрузка, файловая структура FAT)
2
2
Практические занятия
ПЗ 3 Изучение команд ОС MS-DOS
2
Самостоятельная работа
Написать конспект «Модульная организация операционной системы MS – DOS»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
3
2
Контрольная работа по разделу 1
1
2
РАЗДЕЛ 2 ОСВОЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ СЕМЕЙСТВА WINDOWS
26/13
ТЕМА 2.1
Структура операционной системы Windows
Уметь:
манипулировать файлами и каталогами в программах Windows Commander и Проводник.
Знать:
требования и цели при проектировании ОС Windows;
концепции и структуру Windows;
модели операционных систем;
ядро системы, его назначение;
критические ситуации (тупики) при распределении ресурсов
Содержание учебного материала
Сетевые продукты Microsoft.
История Windows.
Требования и цели при проектировании ОС Windows.
Концепции Windows.
Структура Windows.
Модели операционных систем.
Ядро системы, его назначение.
Планирование задач для многозадачной и многопроцессорной ПЭВМ.
Критические ситуации (тупики) при распределении ресурсов.
4
2
Практические занятия
ПЗ 4 Работа с файлами и каталогами в программах Windows Commander и Проводник»
2
Самостоятельная работа
Написать конспект «Основные приемы работы в программе Windows Commander»
Составить схему развития операционной системы Windows
4
ТЕМА 2.2
Файловые системы
Уметь:
разбивать HDD на разделы с использованием программы FDisk.
Знать:
файловую систему VFAT;
систему ввода-вывода;
синхронную и асинхронную систему ввода-вывода;
файловую система NTFS и её достоинства.
Содержание учебного материала
Файловая система VFAT.
Система ввода-вывода.
Синхронная и асинхронная система ввода-вывода
Файловая система NTFS.
Достоинства NTFS.
2
2
Практические занятия
ПЗ 5 Работа с программой FDisk
2
Самостоятельная работа
- Сделать сравнительную характеристику файловых систем
3
ТЕМА 2.3. Средства управления и обслуживания
Уметь:
создавать загрузочный диск;
разбивать HDD на разделы с использованием программы Partition Magic 8.0;
выполнять установку и начальную настройку ОС Windows 2000 и ОС Windows ХР
выполнять различные настройки и управление ОС Windows
Знать:
загрузки Windows.
Содержание учебного материала
Этапы загрузки Windows.
1
2
Практические занятия
ПЗ 6 Загрузка ОС Windows (фазы загрузки)
ПЗ 7 Работа с программой Partition Magic8.0
ПЗ 8 Установка операционной системы Windows 2000
ПЗ 9 Установка операционной системы Windows ХР
ПЗ 10 Настройка и управление ОС Windows
10
Самостоятельная работа
- Составить таблицу «Установка операционных систем»
2
ТЕМА 2.4. Интерфейс WDM для Plug and Play
Уметь:
работать во всех разделах программы DirectX;
находить проблемы с помощью данной системы и устранять их
Знать:
основные особенности установки драйверов;
типы и уровни драйверов;
шинные драйверы.
Содержание учебного материала
Основные особенности установки драйверов.
Типы и уровни драйверов.
Шинные драйверы.
Диагностика и просмотр свойств драйверов с помощью программы DirectX.
2
2
Практические занятия
ПЗ 11 Получение сведений о различных компонентах в данной системе с помощью программы DirectX
2
Самостоятельная работа
Составить конспект «Типы и уровни драйверов»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
2
2
Контрольная работа по разделу 2
1
РАЗДЕЛ 3 ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ
15/14
Тема 3.1
Организация виртуальной памяти и её стратегия управления
Знать:
организацию виртуальной памяти;
фреймы;
стратегию управления памятью;
распределение памяти в многопроцессорной системе
Содержание учебного материала
Организация виртуальной памяти.
Фрейм.
Стратегия управления памятью.
Распределение памяти в многопроцессорной системе.
2
2
Практические занятия - не предусмотрены
Самостоятельная работа
Составить конспект «Распределение памяти в многопроцессорной системе»
4
ТЕМА 3.2
Мониторинг производительности системы
Уметь:
работать во всех разделах информационно-тестирующей программе SiSoftSandra;
проводить тестирование аппаратуры и системы;
получать сведения о производительности работы компьютера
Знать:
основные особенности и правила работы с программой SiSoftSandra;
правила выполнения мониторинга производительности компьютера;
правила работы с системным монитором.
Содержание учебного материала
Основные особенности и правила работы с программой SiSoftSandra.
Мониторинг производительности компьютера.
Работа с системным монитором.
2
2
Практические занятия
ПЗ 12 Работа с информационно тестирующей программой SiSoftSandra
ПЗ 13 Работа с программой администрирования «Системный монитор»
4
Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику информационно – тестирующих программ.
4
ТЕМА 3.3
Основные сведения о реестре
Уметь:
создавать план загрузки программ по расписанию пользователя, изменение расписание, удаление программ из плана, просматривать журнал выполнения назначенных заданий.
Знать:
алгоритм выполнения заданий по расписанию;
назначение и структуру реестра.
Содержание учебного материала
Выполнение заданий по расписанию.
Назначение реестра.
Структура реестра.
Хранение данных реестра.
2
2
Практические занятия
ПЗ 14 Планирование задач в ОС Windows.
ПЗ 15 Работа с реестрами в ОС Windows.
4
Самостоятельная работа
Составить конспект «Основные приёмы работы в реестре»
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
4
2
Контрольная работа по разделу 3
1
РАЗДЕЛ 4 ОСВОЕНИЕ СЕМЕЙСТВА ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ LINUX
14/6
ТЕМА 4.1
Структура операционной системы Linux
Уметь:
выполнять загрузку ОС Linux. Работать с пользовательским интерфейсом Linux;
настраивать ОС по требованию пользователя, устанавливать программы в личный лоток пользователя;
работать с командами в ОС Linux;
работать с файловой системой.
Знать:
особенности и семейство операционных систем Linux;
файловую систему операционных систем Linux.
Содержание учебного материала
Особенности операционных систем Linux.
Этапы развития операционных систем Linux.
Семейство операционных систем Linux.
Файловая система операционных систем Linux.
5
2
Практические занятия
ПЗ 16 Изучение этапов загрузки операционной системы Linux
ПЗ 17 Настройка и управление ОС Linux
ПЗ 18 Работа с командами в ОС Linux
ПЗ 19 Работа с файлами и каталогами в ОС Linux
8
Самостоятельная работа
Сделать сравнительную характеристику установки ОС WindowsXP и Linux.
Составить таблицу по файловым системам: FAT, NTFS, Swap и Ext2,3
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
4
2
Контрольная работа по разделу 4
1
РАЗДЕЛ 5 РАБОТА В ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТАХ В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ LINUX
14/6
ТЕМА 5.1
Работа в программных продуктах в операционной системе Linux
Уметь:
работать в офисном пакете OpenOffice.org.
Знать:
организацию пользовательского интерфейса.
Содержание учебного материала
Организация пользовательского интерфейса.
3
2
Практические занятия
ПЗ 20 Создание текстовых документов с помощью программы OpenOffice.org Writer в ОС Linux
ПЗ 21 Оформление доклада с помощью программы OpenOffice.org Writer в ОС Linux
ПЗ 22 Создание презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress в ОС Linux
ПЗ 23 Работа с электронными таблицами в программе OpenOffice.org Calc в ОС Linux
ПЗ 24 Работа в программе OpenOffice.org Draw в ОС Linux
10
Самостоятельная работа
Составить сравнительную характеристику графических интерфейсов.
Работа с конспектом лекций для подготовки к зачёту.
4
2
Контрольная работа по разделу 5
1
КУРСОВАЯ РАБОТА ( ПРОЕКТ)- не предусмотрен
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (проекта) - не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) –
не предусмотрена
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: экзамен
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории операционных систем и сред и информационных технологий.
ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
персональный компьютер на базе процессора Intel Pentium 2 по количеству обучающихся;
раздаточный материал по темам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и интерактивную доску
планшетный сканер
лазерный принтер
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
операционная система Microsoft Windows 2000 с Service Pack 3 (SP3) или WindowsXP, НауЛинукс
программы – архиваторы WinRar, WinZip, Win Ace,
Информационнотестирующая программа SiSoftSandra, программа DirectX,
программа администрирования «Системный монитор», «Назначенные задания»
программы: Norton Utilities’, FDisk, Partition Magic 8.0, Windows Commander и Проводник;
офисный пакет OpenOffice.org операционной системы НауЛинукс.
3.2 Информационное обеспечение обучения
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Андреев А. Windows 2000 Professional к подлиннике (русская версия) / А.Андреев, Е.Беззубов, М.Емельянов. – СПб.: BHV-Санкт-Петербург. 2012.-450с.
Безручко В.Т. Практикум по курсу «Операционные системы и среды». Работа в Windows, Word, Excel.- учебное пособие / В.Т. Безручко. – Москва: «Финансы и статистика», 2013.-200с.
Водолазкий В. Путь к Linux / В.Водолазкий.– (3-е изд.) – Питер, 2012.-366с.
Зубков С.В. Linux. Русские версии / С.В.Зубков.– ДМК. 2012.-300с.
Олифер В.Г. Сетевые операционные системы / В.Г. Олифер, П.Л. Олифер. – СПб.: Издательство «Питер», 2010.-321с.
Стахнов A. Linux в подлиннике/ А.Стахнов. – BHV, 2012-225с.
Таненбаум Э. Современные операционные системы / Э.Таненбаум. – СПб.: Питер. 2011.-150
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Дейтел Г Введение в операционную систему: в 2-х томах / Г.Дейтел. - Перевод с английского – Москва.: Мир, 2011.-567с.
Партыка Т.Л. Операционные системы, среды и оболочк: Учебное пособие / Т.Л.Партыка, И.И. Попов.-Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
Ратбон, Энди, Крауфорд, Шерон, Windows 2000 Professional для “чайников”.: Перевод с английского: Учебное пособие – Москва: Издательский дом “Вильямс”,2000.
Семененко В.А. и другие Операционные системы: Учебное пособие для ПТУ/ В. А. Семененко, А.М. Величкин, Ю. В. Ступин.- М.: Высшая школа 2003.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
ИНТУИТ национальный открытый университет режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ВИКИПЕДИЯ – свободная энциклопедия режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов, а также внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Входной контроль – входная проверочная работа проводится на первом занятии
УМЕНИЯ
управлять параметрами загрузки операционной системы
Текущий контроль – устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 3,4,18,19
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2, 4
выполнять конфигурирование аппаратных устройств
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР1, 2, 11, 13-15
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1,4
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 5-10, 16, 17
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2, 4
управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 12, ПР 20-24
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3, 5
ЗНАНИЯ
основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем
Текущий контроль –устные опросы экспертная оценка выполнения ПР 4 - 11, ПР 16 - 19
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2,4
архитектуры современных операционных систем
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1 - 3
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР_1
особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows"
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1 – 3, 12 - 15
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 3
принципы управления ресурсами в операционной системе
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 4 - 19
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2-4 К
основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах
Текущий контроль –устные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 4 - 11
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2
Итоговый контроль –экзамен
ПР – практическая работа, КР –контрольная работа
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
LSD97_ 009Заголовок 115