Конспект урока по окружающему миру по теме: В мире звука, 2 класс
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Планета знаний»
Тема: «В мире звука»
Место урока: 4 урок в разделе «Природа вокруг нас»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с причиной возникновения звука, с видами звука
Задачи урока:
- Сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки;
- Развивать внимание, воображение;
- Воспитывать интерес к предмету; воспитывать эстетическое восприятие мира;
Тип урока: Открытие новых знаний
Средства для учителя:
- Учебная и рабочая программы по курсу Окружающий мир, линейки, пластмассовые стаканы, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, магнитофон и диск с аудиозаписью, игрушечная гитара
Средства для ученика:
-Учебник по окружающему миру, тетрадь, ручка, карандаш, линейка
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Самоопределение к деятельности - Дети! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
-Дети, покажите ваше настроение.
-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут:
внимание и находчивость Определяют своё настроение с помощью карточек.
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
2 Актуализация знаний
Включаю аудиозапись.
-Какие звуки вы услышали?
-Человек живет в мире звуков.
-Как вы думаете, что такое звук?
-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.
-Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации.
Прослушивают аудиозапись.
- Мы слышали голоса людей, пение птиц, шум леса.
-Звук- это то, что мы слышим. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
3 Постановка учебной
задачи
- Ребята, какой раздел мы изучаем?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Посмотрите, какая следующая тема в этом разделе?
-Правильно. Именно эта тема нашего урока.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Дети, давайте обозначим цель урока, т.е. чему мы должны научиться?
-Хорошо, а еще что?
- В руках у меня обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.
- Что является в данном случае источником звука?
-Совершенно верно, колеблющая струна.
- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)
-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?
-Что происходит дальше?
-А к органу слуха относится?
-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.
- Мы изучаем раздел «Природа вокруг нас»
- Мы изучали тему под названием «Свет и цвет».
-Следующая тема «В мире звука».
-Мы будем говорить о звуке.
-Мы должны узнать что такое звук.
-Какие звуки бывают.
-Источником звука является колеблющаяся струна.
-У человека колеблются голосовые связки.
-В результате колебаний предметов.
-Воздух передает колебания органам слуха.
-К органам слуха относятся уши. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение, целеполагание.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
4
5
6
Изучение нового материала
Динамическая пауза
Продолжение изучения
Нового материала Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований
-Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах?
-А теперь, чтобы доказать наши предположения, что звук возникает в результате колебания предметов, мы проведем опыты (Приложение 1).
– Откройте учебник на странице 22.
Там показаны опыты. Сейчас мы разделимся на группы и проведем эти опыты.
Работа в группах.I группа – опыт № 1.II группа – опыт № 2.III группа – опыт № 3.IV группа – опыт № 4.
- Уважаемые исследователи, прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования, представьте отчет о проделанной работе. А остальные участники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный.
-Ребята, расскажите про 1 опыт.
На интерактивной доске показываю рисунок 1 (приложение 1).
-Что является источникомзвука?– Что привела она в движение?– Как мы услышали этот звук?– Одинаково ли звучат звуки, когда вы проделывали опыт с деревянной линейкой?
-Какой вывод можно сделать?
-Молодцы!
-Давайте оценим работу
-Друзья, расскажите про 2 опыт.
На интерактивной доске показываю рисунок 2 (приложение 1).
– Назовите источник звука?– Что она привела в движение? А еще что?– Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее?
-Какой можно сделать вывод?
-Молодцы, вы хорошо поработали.
- Давайте оценим работу.
-Устали? Наверное нужно сделать паузу и немножко отдохнуть.
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.
– Какие звуки вы имитировали?
- Следующая группа нам расскажет про 3 опыт.
На интерактивной доске показываю рисунок 3 (приложение 1).
– Что является источником звука?– Какой звук слышалисразу?– Что передает колебания от ложки?– Каким стал звук?– Когда звук был сильнее?
-Подумайте, какой можно сделать вывод?
-Молодцы!
-Давайте оценим эту работу.
-Про следующий опыт нам расскажут исследователи 4 группы.
На интерактивной доске показываю рисунки 4, 5 (приложение 1).
– Что является источником звука?- Когда телефон лучше работает?– Почему передаются колебания?
-Какой вывод можно сделать?
-Умнички!
-Давайте, оценим работу. -1.Будь вежлив с товарищем в группе
- 2.Умей выслушать мнение каждого.
-3.Доказывай своё мнение.
-4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.
-5. Внимательно выслушай мнение в других группах.
-6.Задай вопрос на понимание.
Работа с учебником
Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.
-Опыт № 1:
Положили линейку на край стола.
Крепко прижали ее рукой.
Слегка ударили по ней.
Услышали звук.
-Колеблющаяся линейка.
-Воздух.
-Воздух передал колебания уху.
-Нет.
-Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.
Показывают красную или зеленую карточку.
-Опыт № 2.
Надели резиновое кольцо на стакан.
Пробренчали натянутой резинкой.
Приложили стакан дном к уху.
Снова побренчали
-Колеблющаяся резинка.
-Воздух.- Стенки стакана.
- Воздух передает колебания к уху.-Когда стакан приложили дном к уху.
-Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.
Показывают красную или зеленую карточку.
-Да
-Ш-ш-ш, р-р-р и другие
-Опыт № 3.
Взяли металлическую ложку.
Стукнули по ней карандашом.
Прислушались к звуку.
Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
Поднесли нитку с ложкой к уху.
Стукнули по ложке карандашом.
-Ложка.
-Негромкий.
-Нитка.
-Мелодичным, сильным.-Когда поднесли ближе к уху.
-Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.
Дети показывают красную или зеленую карточку.
-Опыт № 4.
Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой.
Сначала говорили при ослабленной веревке.
Затем при натянутой.
-Голос, голосовые связки.
-При натянутой веревке.
-По веревке.
-Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.
Дети показывают красную или зеленую карточку. Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Личностные УУД: формирование здорового образа жизни
Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
7 Первичное закрепление
Игра “Что за звук?
Хлопаю в ладоши,
Включаю звон колокольчика,
Комкаю бумагу,
Топаю ногами,
Свищу в свисток.
-Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.
В лесах, в горахНа всех языкахКаждое словоПовторить готово.
- Где можно услышать эхо?
Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача правильно ответить на вопросы.– В результате чего возникает звук?
– Как передаются эти колебания?
– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?
-Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на слайде.
-Встаньте, кто правильно выполнил задание.
-Дети, а кто допустил ошибки, мы с вами поработаем на следующем уроке. Угадывают звук.
-Хлопок
-Звон колокольчика
- Шуршание бумаги
- Топот ног
-Свист
Воспроизводят звук.
-Эхо
-Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучать громче.
-В подъезде
-В горах
Самостоятельно выполняют работу.
Познавательные УУД: общеучебные умения:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
8 Рефлексия
– Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?
-А как мы это доказали.
-Повторим, что же такое звук?
– Оцените себя:
Кто понял тему – зелёный смайлик;
испытывал затруднения – жёлтый смайлик
а кому было трудно – красный смайлик.
Оценка учащихся.
Домашнее задание:
1.Ответить на вопросы № 1, 4, 5,6 на странице 24.
2.По желанию подготовить сообщение на тему: «Шум вредит здоровью».
Рассказываю про оформление работы. -Да
-Мы провели разные опыты.
-Звук-это то, что слышит наше ухо.
Оценивание своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.