Конспект урока по обучению грамоте по теме Согласные звуки [д], [д] и буквы Д, д (1 класс)
-901065-1045630«Управление образования администрации
муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Усинск, Республика Коми
Конспект урока в 1 классе
по теме
"Согласные звуки [д], [д'] и буквы Д, д».
»
УМК «Школа России»
Автор: учитель начальных классов
Виноградова Любовь Станиславовна
г. Усинск, 2017
Конспект урока
ТЕМА урока:
"Согласные звуки [д], [д'] и буквы Д, д.
Обучающая (Образовательная):
− познакомить детей с согласными звуками [д], [д'] и буквами, их обозначающими;
− учить выделять изученные звуки в словах, давать характеристику звукам [д], [д'];
− развивать речь, фонематический слух детей, учить вырабатывать навыки осознанного чтения;
− продолжить формировать навыки правильного, плавного, выразительного чтения.
Развивающая:
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
развивать произвольное внимание, мышление;
Воспитательная:
− способствовать воспитанию прилежания, любознательности, доброты, умения радоваться успехам друзей.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ:фронтальные, парные, индивидуальные.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация 17 слайдов (среда POWERPOINT), сигнальные карточки, карточки: слоги -слияния.
Технологическая карта урока
Этап урока Содержание Формирование
УУД
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Пусть урок принесёт радость общения.
Сегодня на уроке вас ждёт много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного, выявление затруднений в индивидуальной деятельности. Упражнение на классификацию.
На слайде №3 буквы:к т н р в с з б м п л
- Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные звуки)
- На какие группы их можно разделить? (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)
Звонкие: н, р, в, з, б, м, л.
Глухие: к, т, с, п.
- Какую работу выполняют согласные звуки?
- А какое открытие мы свами сделали на прошлом уроке?
- Согласные бывают парные звонкие и глухие (они похожи друг на друга, иногда даже превращаются друг в друга).
б – п, з – с
Познавательные УУД
Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы
3.Постановка учебной проблемы (проблемная ситуация).Определение темы урока. Учитель: Помогите мне закончить предложения.
На слайде № 4 появляется картинка.
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево дуб).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
По дорожке идёт … (девочка).
− Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
− Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
− Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли (дом, дым, дерево, дупло, дятел, дорожка, девочка). − Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)
На доске появляется тема урока:
ТЕМА:
Согласные звуки [д], [д'] и буквы Д, д.
Познавательные УУД.
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Физминутка4. Выделение звуков.
Слайд №5.
–Проведем небольшую исследовательскую работу. Узнаем же это за звук, какую работу выполняет?
− Что видите на картинке? Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова.
- Произнесите первый звук. Работа в паре. Проверка.
− Какой первый звук услышали в этом слове? [д ]- Что о нем можете сказать?
- Дайте характеристику этому звуку: согласный, твёрдый.(Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)
– Что еще устанавливаем у согласных звуков?(Звонкий или глухой звук.)
– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
– Какой же это звук? (Звонкий.)
- Проверим на слайде. (По щелчку мышки открываем слайд .)
− Что видите на картинке? Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
− Какой первый звук услышали в этом слове? [д']
- Что о нем можете сказать?
- Дайте характеристику этому звуку: согласный, мягкий, звонкий.
- Проверим на слайде. (По щелчку мышки открываем слайд дальше.)
− Сравните эти два звука. Дайте характеристику этим звукам.
Слайд №6.
- Составим схему к слову дом (По щелчку мышки открываем слайд.)
(Один ребёнок составляет схему слова на компьютере, а остальные дети составляют схему с помощью моделейна парте.Работаем с сигнальными карточками.)
Слайд №7.
Составим схему к слову дятел.
(Один ребёнок составляет схему слова на компьютере, а остальные дети составляют схему слова с помощью моделейна парте.Работаем с сигнальными карточками)
Слайд №8.
Составим схему к слову крокодил. (Аналогичная работа)
Слайд №9.
Составим схему к слову медуза. (Аналогичная работа)
Познавательные УУД
Выделять звуки д и д’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Регулятивные УУД.
Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки
Физминуткаа) Встали. Посмотрите на предметы в классе.Найдите предметы, в названии которых встречаются новые звуки. Назовите их.
б) Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Дело, домино, дудочка,Дима.дети,подружка, радость. гвоздика,Денис, стрелочка. 5.Работа над скороговоркой.
4.Работа над скороговоркой.
- Проговорить медленно, проговорить быстро, проговорить с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией.
Дом у дуба, дуб у дома
6.Знакомство с буквами Дд. Печатанье.
- Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? Это буква дэ.
Слайд № 10.
− Покажите букву дэ. На что похожа буква дэ?
- Чем похожи и чем отличаются печатные буквы?
- Почему звук обозначается двумя буквами?
- Встаньте те дети, у которых фамилии или имена начинаются с большой буквы Д?
- В какой домик поселим букву д?
- А теперь посмотрим как она печатается? Слайд № 11.
- Откройте тетрадки и напечатайте большую и маленькую буквы Д, д , нарисуйте и раскрасьте схему - человечка с буквой "Д". Почему вы так ее раскрасили?.(По щелчку мышки открываем слайд дальше.)
Слайд № 12. Читаем слоги на слайде.
− Прочитай слоги, где согласный звук [д'] произносится мягко.
− Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо.
− Сравни первый столбик и второй. Что заметили?
− Прочитай слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (1 столбик)
− Прочитай слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук. (2 столбик)
Слайд № 13. Играем вместе.
Слайд № 14. Находим букву на ленте букв.
- В какой квадратик мы поместим букву Д на ленте букв? (В синий квадратик, т.к. она согласная).
Слайд № 15. Находим букву в алфавите.
Дайте полную характеристику этому звуку. (согласный, звонкий, парный, может быть твёрдым и мягким)
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Физминутка для глаз.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз
6.Работа с текстом
а) На доске картинки: дятел, пингвин, дрозд.
- Кого вы видите на картинке? Это птицы. Докажите.
- Это дикие или домашние птицы?
- Зимующие или перелётные? Какие из этих птиц обитают в Республике Коми?
- Какая лишняя птица? ( Пингвин, так как не летает).
- Какое сейчас время года ? (поздняя осень)
- Почему не слышно птиц?
- Что знаете о дятле? (Зимующая птица, санитар леса).
- Хотите познакомиться с третьей птицей. Это дрозд. Слайд №16 . (Пение дрозда)
б) Читаем текст. Слайд № 17 .
У Димы дома дрозд. Будет тепло, Дима выпустит дрозда. Лети, дрозд!
- Как можно озаглавить текст?
- Сколько предложений в тексте? Чтение по цепочке.
- Составьте схему к первому и последнему предложению.
– Назовите слова с новой буквой.
– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?
- Почему у Димы оказался дрозд?
-Зимой птицам голодно и холодно. Как птицам помочь?
(сделать кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом)
Познавательные УУД
Смысловое чтение.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Познавательные УУД.
Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.
Познавательные УУД.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
.
7.Итог урока. Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. - С чем познакомились? Что узнали нового? (Мы познакомились с согласными звуками[д], [д'] и буквами Д, д).
- Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
-Продолжите предложения: -Я сегодня узнал…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
- К кому я обращусь за помощью…
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока.
- Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те, у кого оно стало лучше. Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения