ЭссеМоя педагогическая философия, или каким сегодня должен быть учитель?


Эссе "Моя педагогическая философия, или Каким сегодня должен быть учитель?"
Каким должен быть современный учитель? Сегодня точного ответа нет ни у кого. Когда в детстве я мечтала стать учителем, все было так просто и ясно. Учитель передает знания детям и воспитывает в нас личность. Но вот я закончила ВУЗ, пришла в школу, попыталась все свои знания передать детям, а ничего не получилось.
Я им придумываю задания, а они зазубривают правильные ответы. Умного, всесторонне развитого человечка, гражданина и патриота не получается сделать. И потом, только потом я поняла: насильно ребенок не получит никакие знания. Нельзя же, например, взрослого человека заставить быть умным, внимательным и добрым.А как это сделать? И ответ нашелся. Главное — научиться учиться сначала себя, а потом и детей, как это делали гениальные учителя прошлого (Выготский, Корчак, Сократ). Л.Н. Толстой писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей».
А чтобы иметь право учить детей, надо стать учителем-мастером, который вел бы за собой детей. Великие музыканты начинали свою музыкальную "карьеру" с простых аккордов и этюдов. А настоящий учитель тоже разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические этюды и приемы, педагогические технологии (то есть идеальные модели, где совмещаются все представления о результатах процесса и способах его достижения). Главное, чтобы учитель знал свою цель. «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для него нет попутного ветра» (Сенека).
Для себя я поняла: главная цель учителя — не только хорошо знать свой предмет, но и мотивировать процесс познания у детей.
Главные в моем деле — дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.
Главные принципы — уважение к другому, признание ценности человека как личности, признание право каждого на свободу и развитие.
Вот это действительно мое, вот они главные моменты в моем педагогическом процессе: Ученик — центральная фигура.
Главное — деятельность познания, развития мышления.
Приоритетным становится — самостоятельное приобретение и применение полученных знаний, а не просто воспроизведение готовых.
Главное для развитии личности — совместные размышления, дискуссии, исследования, открытость и терпимость к противоположному мнению.
Нужно помочь человечку — научить его учиться.
История на опыте показала, что образование — одна из главных функций человеческой жизни. И может быть, в каком-то смысле, образование сделало человека человеком; создало условия для развития. Для диалога между поколениями, чтобы в дальнейшем приумножить человеческие возможности и способности. А я, учитель, должна быть активным участником этого диалога. И как же мой ученик распорядиться тем наследством, культурой и ценностями, которые ему достались, во многом зависит от меня, от моих поступков, мыслей и от тех, кто сегодня стоит у школьной доски.
Большую роль в формировании моего мировоззрения сыграли мои учителя. В моей памяти навсегда остался их главный урок – урок постоянной помощи ученику.
В своей небольшой практике как преподавателя биологии, я поняла значимость интегрированных уроков. Поскольку биология — это предмет естественнонаучного цикла, он должен раскрывать моим ученикам современную картину мира природы и знаний о нем, создавать в их сознании единый образ окружающего мира. Но, к сожалению, система обучения в современной школе представляет учащимся мир природы в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии. Поэтому на отдельно взятом уроке трудно сформировать целостное мировоззрение личности, которое отражало бы единство и взаимосвязь явлений окружающего мира.
В настоящее время я убеждена, что только такие меж предметные связи раскроют подрастающей и формирующейся личности ученика, получающей на уроках самые разнообразные знания, взаимообусловленность науки о природе, обществе и личности человека. Я думаю, что интегрированные уроки — это очень эффективная форма, в результате которой происходит синтез знаний самых разных наук, а согласованная работа учителей, проводящих такие уроки и осуществляющих меж предметные связи, позволяет нам, педагогам, совершенствовать содержание, методы и формы организации обучения.
Если вы спросите меня сейчас, удовлетворена ли я своим профессиональным выбором, то задумываться долго не буду. Отвечу: и да, и нет…
«Нет», потому что иногда ощущаю себя Дон Кихотом, который сражается с ветряными мельницами. Ведь не секрет, что в сегодняшней системе образования, где старшеклассник четко разграничивает «нужные» и «ненужные» для поступления в ВУЗ предметы, обратная связь с учениками не всегда получается или налаживается трудно. А значит, мне нужно приложить гораздо большие усилия, использовать такие инновационные технологии, которые и напрямую, и опосредованно будут влиять на интерес моих учеников к химии.
«Да», потому что я занимаюсь любимым делом, которое заставляет постоянно находиться в состоянии творческого поиска, которое, как выброс адреналина в кровь, не дает расслабиться, погрязнуть в рутине повседневности. Ведь дети — это вечный двигатель нашей учительской мысли и деятельности. А каждый новый класс, новые ученики — этот новая жизнь, которую мы, учителя проживаем вместе с ними, это новое открытие, которое мы тоже сделаем вместе. А удачи и неудачи в нашей профессии… что ж, это обычная история.
Я часто вспоминаю слова одного восточного мудреца, адресованные каждому педагогу, которые помогают мне в моей непростой учительской работе: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно при своей жизни вы и не увидите плодов своего труда, но они обязательно будут. В свое время!» Что для этого нужно? Мне кажется, быть профессионалом. Знать и любить то, что преподаешь, знать и любить тех, кому преподаешь. И тогда будешь чувствовать радость от достижений твоих учеников, от их взросления. И тогда придет понимание того, что дело, которому ты себя посвятил, и является, несмотря на все трудности, самым важным. Для меня профессия учителя всегда была воплощением доброты и понимания к детям. Учитель – это человек, который закладывает в своих учеников любовь к знаниям, желание учиться, направляет их в жизни, делает мир ярче и интереснее.
Такова моя педагогическая философия.