Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Какие разные птицы»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему
«Какие разные птицы»
Цель: Обогащение и углубление представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Составление сравнительных рассказов о птицах.
Задачи:
Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;
Учить сравнивать по признакам, закрепленным в модели, развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа;
Учить рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко.
Предварительная работа. Серия наблюдений за птицами в уголке природы и на прогулке с использованием сравнения; рассматривание иллюстрации; чтение детской природоведческой литературы, дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов, рассказы воспитателя о птицах.
Ход занятия:
Вводная часть.
Игровой персонаж Незнайка приходит к детям с пустой клеткой для птиц.
Воспитатель: Что у тебя, Незнайка, опять не получилось?
Незнайка: Хочу, чтобы у меня в клетке птичка жила. Вот эта! (Показываеткартинку с пеликаном).
Воспитатель: Правильно Незнайка выбрал птичку? (Нет, нельзя, попугая нужно.)
Незнайка: Не хочу попугая, мне эта нравится!
Воспитатель: Может пеликан жить в клетке? Почему не может? Поможем Незнайке выбрать птичку. Какую птичку посоветуем взять?
II. Основная часть
Воспитатель: Надо уговорить Незнайку не брать пеликана, а взять попугая. О чем надо рассказать Незнайке? (Дети высказываются)
Незнайка: Я ничего не понял.
Воспитатель: Надо рассказать Незнайке все по порядку, чтобы он понял. Чтобы ничего не забыть и рассказать все по порядку поставим картинки. (Выстраивается модель последовательности сравнения птиц: сначала надо сказать, большая или маленькая птица; потом, где она живет; что ест; какой у нее клюв, ноги, крылья, какого цвета перья).
Незнайка: Хочу пеликана в клетку!
Воспитатель: Нужно так рассказать Незнайке про птиц, чтобы он понял. Послушайте, как я уговорю Незнайку взять попугая. (Выставляем картинки: пеликан и попугай). Незнайка, не бери пеликана в клетку, а возьми попугая. Пеликан - большая птица, а попугай - маленькая. Пеликану в клетке будет тесно, а попугай в клетке летать сможет. Пеликан живет у воды, а попугай может жить в клетке. Пеликан ест только свежую рыбу, а попугай любит семечки, зерна, яблоки, его можно накормить. У пеликана клюв большой, длинный с мешком, ему удобно рыбу ловить. У попугая клюв маленький, крепкий, чтобы зерна раскалывать, яблоки щипать. Попугай не умеет сам себе еду добывать. У пеликана на ногах перепонки, он любит плавать. У попугая ноги короткие, пальцы цепкие, ему удобно цепляться за прутья клетки. У пеликана перья белые, а у попугая - разноцветные. Возьми попугая, Незнайка, ему будет хорошо жить у тебя, а ты будешь за ним ухаживать.
Незнайка: Пеликана не возьму, я понял, что ему в клетке плохо будет. Но попугая тоже не хочу. Я хочу вот эту птицу. (Показывает на цаплю).
Воспитатель: Вы согласны с Незнайкой? (Нет, большой цапле будет плохо в клетке.)
Воспитатель: Дети, а теперь вы попробуйте уговорить Незнайку. Кто будет уговаривать?
Заключительная часть.
Составление рассказов с детьми.
Пример: Незнайка, не бери цаплю, ей плохо будет в клетке. Она большая. Возьми маленького попугайчика. Цапля живет на болоте, она сама умеет лягушек ловить. Она ходит на длинных ногах по болоту и ловит лягушек. У нее длинный клюв. Лучше возьми попугайчика, давай ему зернышки, яблоки. Он не умеет сам искать. У него крылышки маленькие и клюв маленький, а у цапли большие. У цапли белые перышки, а у попугайчика разноцветные, нарядные.
Незнайка: Не возьму цаплю. Хочу вот эту птичку. (Показывает на дятла)
(Составить несколько рассказов, каждый раз сравнивая попугая с новой птицей.)
Воспитатель: Не хочет Незнайка брать в клетку попугайчика, какую же птичку мы посоветуем ему взять? (Канарейку.)
Незнайка: Теперь я понял, какую птичку можно взять в клетку жить. Спасибо!