Открытое мероприятие по самопознанию Идём дорогою добра (1-4 класс)
Открытое мероприятие «Идём дорогою добра»
Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности как «доброта».
Задачи:
1.Формировать осознанное стремление быть добрым, человека в добрых делах для общества.
2.Формировать и развивать нравственные качества личности: чувства сострадания, милосердия, гуманности. Побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки.
3.Воспитывать внимательное отношение к окружающим, человечности, умения прийти на помощь, пробудить личную активность и развить способность помогать и сочувствовать людям.
Развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности, умение выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать.
Определять и объяснять понятия; развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности; умение выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать ассоциативное мышление, речь, обогащать словарный запас.
Основные методы:
Метод формирующего воздействия
Коммуникативный метод
Мобилизационно-побудительный
Форма проведения:
Открытое мероприятие
Подготовительная работа:
рисунки детей о добре и зле;
инсценировка стихотворений;
выученные пословицы о добре.
Предполагаемый результат:
уметь различать добрые поступки от злых;
расширить кругозор детей;
формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
Оформление: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация о доброте, песни и музыка о доброте, сюжет.
Участники: учащиеся начальной школы.
Ход мероприятия
Слово учителя: (СЛАЙД 1)
– Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть в этом зале.
(СЛАЙД 2)
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
Ученик: 1 класса Иванов Евгений
Прикоснись ко мне добротой,И болезни смоет волной,И печаль обойдёт стороной,Озарится душа красотой…
- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
- Продолжите фразу
“Добрый человек - это ... .” (СЛАЙД 3)
(Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой)
Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Песня: «Что такое доброта» (Пастухова Анастасия, Ветрова Нина, Боровикова Кристина, Муртазин Виктор) (СЛАЙД 4)
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Ученики 2 класса
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
А в нашей школе все добрые, совершают только добрые поступки? (Ответы детей)
Ученики 2 класса
Как бы жизнь не летела-Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мглеДелай доброе дело -Тем живём на земле.
«Пословицы о добре» (СЛАЙД 5)
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и объяснить её значение.
Добро помни, а пожнёшь
Что посеешь, то и зло забывай
За добро добра не делает никому
Худо тому, кто добром плати
А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
* Доброе слово лечит, а злое калечит.* Злой не верит, что есть добрый.* Добрая слава лежит, а худая бежит.* Доброго чтут, а злого не жалуют.* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.* Добра желаешь, добро и делай.* Добро поощряй, а зло порицай.* Сделаешь худо, не жди добра.* Добро творить – себя веселить.* Делать добро спеши.* С добрым жить хорошо.* Добрый человек добру и учит. и т.д.
«Волшебные слова» (СЛАЙД 6)
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Есть приветствия, пожелания, в которые входит само слово "добро".
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ДОБРОЕ УТРО!
В ДОБРЫЙ ЧАС! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!
-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова?
- Эти слова еще называют "волшебными словами" Почему? (Ответы детей)
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Физкультминутка:
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово"
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Попрыгайте.
Потопайте, пожалуйста!
Попрыгайте.
Руки вперед.
Будьте добры, обнимите соседа с лева!
Дети выполняют упражнение только тогда, когда учитель добавляет вежливое слово!
Ученицы 4 «Б» класса Петрова Н. и Боронина К.
Придумано кем — то просто и мудроПри встрече здороваться и говорить— Доброе утро! Солнце и птицы!— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!И каждый становится, добрым, доверчивымпусть доброе утро длится до вечера!
Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час».Доброта — она от векаУкрашенье человека…
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили.
Песня: «О доброте» (Муртазин Виктор, Рыльских Оксана) (СЛАЙД 7)
(СЛАЙД 8)
- А от чего сила «Волшебных слов» зависит их сила?
- Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Сценка “Очень вежливый индюк”по произведению Б.Заходер.
Объявился в доме вдругОчень вежливый индюкРаз по двадцать в день,Не реже, он кричал:“Эй, вы, невежи!”Заходите что ли в гостиПоучиться вежливости.“Я и сам, – кричал индюк, – Доктор вежливых наук.И жена моя – примерЗамечательных манер.Даже, когда спит она,Видно, что воспитана.Не стесняйся, ты, осел,Заходи, садись за стол.Что же ты молчишь как рыба?Говори: “Приду, спасибо!”Ты не будь свиньей, свинья,Ждет тебя моя семья!Только раньше бы умылаТы свое свиное рыло!”Как ни бился он, однако,К индюку никто не шел – Ни корова, ни собака,Ни хавронья, ни осел.Поседел индюк от злости:“Не идут нахалы в гости!Зря пропали все труды,Все они балды, балды!”И добавил с высоты своего величия:“Не усвоили скоты правила приличия!”
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”Обещал отцу Петрусь:Я за вежливость возьмусь,Буду всех благодарить, Первым “здравствуй” говоритьВот мальчишка со стараньемВыполняет обещанье.Видит – утром у сторожкиДремлет сторож на порожке:На посту он ночь не спал,Только-только задремал.А Петрусь как заорет:- С добрым утром, дед Федот! –Дед ругнул его спросонок:- Убирайся, постреленок!Вот Петрусь догнал ЯринкуДа как дернет за косынку:- Ты куда, Яринка, стой!Я здороваюсь с тобой! –Та отпрянула в сторонку – Как невежлива девчонка!Нес знакомый стопку книг,А Петрусь с ограды – прыг!Чуть не сел ему на плечи!- Извините, добрый вечер!- Ты, – знакомый закричал, –- И невежа, и нахал!-Петя очень удивлен:Разве был невежлив он?
- Вы сейчас увидели пример неудачного применения волшебных слов.
- Так отчего же зависит сила волшебных слов?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.
«Правила доброты»
Ребята сейчас мы с вами посмотрим мультик «Просто так», после просмотра мультика вы должны мне назвать главное правило доброты.
(Просмотр мультика) (СЛАЙД 9)
Послушайте стихотворение о бескорыстии.
Совершая доброе деяние
Не жди добра в ответ.
Сведет такое ожиданье
Добро твое на нет.
«Добрые поступки» (СЛАЙД 10)
Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)
Ученик 4 «Б» класса Еременко С.
Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)
- Ребята как вы считаете друзьям нужно помогать?
Песня: «Есть друзья!» (Пастухова Анастасия, Ветрова Нина) (СЛАЙД 11)
«Сказочные герои» (СЛАЙД 12)
- Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Буратино)
А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)
- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?
- Послушаем какие добрые дела можете сделать и вы.
Учащиеся 3 класса
Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого - Одно удовольствие, Честное слово!На клумбе цветок, Его листья повисли. Грустит он:О чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик спустился из лейки твоей. А что же сестренка скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь сделай сестренке! И ты обернулся ретивым конем - Галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы, Не трудно узнать Её думы. Заботы. "Вернусь, Хорошо бы пошить, почитать:Да надо с уборкой возиться опять" И ты совершаешь великое чудо - Пол засверкал, Засияла посуда! И ахнула мама, Вернувшись домой: - Да это, как в сказке, Волшебник ты мой!
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
«Наши поступки» (СЛАЙД 13)
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
Расскажи, как в вашем классе мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в классе?
( Иногда мальчики обижают девочек . Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )
Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон ?
( Конечно, Антон неправ . В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )
Итог занятия
Человек, в душе которого живёт доброта, приятно выглядит и улыбка всегда на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки.
Ученица 3 класса Боровикова К.
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. (СЛАЙД 14)
- В народе говорят:
Добрые слова – корни,Добрые мысли – цветы,Добрые дела – плоды,Добрые сердца – сады.
Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
- А вас всех я благодарю за хорошую работу.
Давайте же закончим наше мероприятие песней “Дорогаю добра”. (Поем песню, взявшись за руки.)
Песня: «Дорогою добра» (девочки 3 класса) (СЛАЙД 15)