Внеклассное занятие Дорога Добра


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дудовская средняя общеобразовательная школа
с. Дудовка ул. Буденного 13, тел. 76 – 221
Внеклассное мероприятие в рамках реализации предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Дорога Добра»
Муравьева Людмила Владимировна
учитель
контактный телефон 76 – 134
Дорога Добра
Пояснительная записка
Дата проведения с указанием целевой группы, для которой проводится мероприятие: 16 декабря 2015г., учащиеся 2 – 4 классов
Тема мероприятия: добро и доброта,
Цель: формирование у учащихся представлений о доброте, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитывать в детях чувство доброты,
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать читательский кругозор учащихся, обогащать словарный запас,
- развивать умения работать с информацией, делать выводы и обобщения, излагать свою точку зрения;
- развивать коммуникативные качества и навыки сотрудничества в групповой работе: договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- раскрыть сущность понятий «доброта», «добро»;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к людям.
Предполагаемый результат:
- понимание значения доброты, доброго поведения человека;
- осознание учащимися связи доброты и доброго поступка;
- выполнение конкретных добрых поступков детьми.
Форма проведения: групповая
Условия для проведения: учебный кабинет
Необходимое оборудование, оформление
Компьютер, проектор, экран
Толковый словарь С.Ожегова – 2 шт.
Детская художественная литература: «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Шарль Перро; «Дюймовочка», «Снежная королева» Г.Х.Андерсен; «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков; «Цветик-семицветик» В.Катаев; «Волшебник Изумрудного города А.М. Волков; «Айболит» К.И. Чуковский.
Тексты пословиц на карточках.
Чистые листы А4.
Клей-карандаш – 2 шт.
Листы со словами: добросердечный, доброжелательный, добродушный, добронравный, добропорядочный, добродетельный, добросовестный, вежливый, отзывчивый, добрый.
Таблички с надписями: спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, простите, добрый день, доброе утро, добрый вечер, спокойной ночи, добро пожаловать.
Детали фигур-ладошек для аппликации.
Детали фигур-плодов для аппликации.
Фломастеры – 2 п.
Ватман с нарисованным стволом дерева.
Клубок ниток.
Презентация в программе Microsoft Power Point.
Клип песни «Дорога добра» (Сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)
Социальные партнеры
Библиотекарь поселенческой библиотеки Алеся Анатольевна Давлятшина
Ход мероприятия с указанием полного текста материала, последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам

Этапы мероприятия, примерное время
Мотивационный этап 2 мин
Учитель:
- Добрый день, дорогие ребята. Для проведения нашего мероприятия я разделила вас на две команды, вам сейчас надо выбрать капитана, который будет руководить работой вашей команды.
Выбор детей
Этап актуализации знаний 3 мин
Демонстрируется 1 слайд, на котором изображено название мероприятия
Учитель:
- Наше занятие «Дорога добра» я хочу начать со стихотворения Л. Николаенко
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
- Ребята, как вы понимаете слово доброта и добро? Посовещайтесь, пожалуйста, 1 минуту и выберите, кто будет отвечать.
Ответы детей
Этап открытий новых знаний 5 мин
Учитель:
- Давайте узнаем лексическое определение этих слов, а поможет нам в этом библиотекарь поселенческой библиотеки Алеся Анатольевна
Библиотекарь:
- Здравствуйте, ребята. Я принесла вам «Толковый словарь» С. Ожегова, найдите в нем определение слова «доброта» – 1 команда и слова «добро» – 2 команда (Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро – всё положительное, хорошее, полезное)
Ответы дети зачитывают вслух
Демонстрируется слайд 2, 3; команда 2 считывает информацию, которая приготовила 1 команда; команда 1 считывает информацию, которую приготовила 2 команда
Этап применения знаний, игра 8 мин
Учитель:
- Ребята, а какого человека можно назвать добрым?
(Ответы детей: того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми и т.д.)
– А как вы думаете, что никогда не сделает добрый человек? (Ответы детей: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.)
Библиотекарь:
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться о ком идёт речь. (Командам по очереди задаются вопросы. После ответа команды – показ героя на экране в презентации и показ книги, в которой об этом герое написано)
1.Она очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Заботится о ней и часто носит ей пирожки. (Красная Шапочка. Шарль Перро) Демонстрируется слайд 4, на котором изображен герой
2.Он в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Помог ему стать маркизом, жениться на принцессе, стать владельцем огромного замка. Ему даже пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах. Шарль Перро) Демонстрируется слайд 5, на котором изображен герой
3.Чтобы спасти любимого отца, она отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Меньшая дочь. «Аленький цветочек» С.Т.Аксаков) Демонстрируется слайд 6, на котором изображен герой
4.Она, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Х.Андерсен) Демонстрируется слайд 7, на котором изображен герой
5.Он лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит. К.И.Чуковский) Демонстрируется слайд 8, на котором изображен герой
6.Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда. «Снежная королева» Г.Х.Андерсен) Демонстрируется слайд 9, на котором изображен герой
7.Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки «Цветик– семицветик» В. Катаева) Демонстрируется слайд 10, на котором изображен герой
8.Эта собачка была неразлучным другом девочки Элли, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотошка. «Волшебник Изумрудного города» А.М.Волков) Демонстрируется слайд 11, на котором изображен герой
Библиотекарь:
- Чем же отличаются добрые сказочные герои от злых героев?
(Ответы детей: тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)
- Я организовала для вас Выставку книг, в которых написано о добрых героях, после занятия вы можете посмотреть эти книги и взять их почитать.
Физкультминутка 2 мин
Физкультминутка-игра «Сказочный герой– добрый или злой»
(библиотекарь называет героя, а ученики выполняют движения: добрый герой – хлопают в ладоши, злой герой – приседают на корточки, руки на пояс).
- Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба Яга, Снегурочка, Мальвина, Папа Карло, Кот в сапогах, Айболит, Змей Горыныч, царевна
Лебедь, Аленушка, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная)
Самостоятельная работа с самопроверкой 8 мин
Учитель:
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим и почему? (Ответы детей)
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и это они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. И сейчас я вам предлагаю выполнить задание «Восстановите пословицы». Каждая пословица разделена на две части, вы должны найти эти части и восстановить пословицу, наклеив её на лист бумаги (Командам даются части пословиц, чистые листы, клей-карандаш)
1 команде – 1.Доброе слово и железные ворота открывает.
2. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
3. Доброе слово лечит, злое калечит.
4. На добрый привет – добрый ответ.
5. Добрые дела красят человека.
2 команде – 1.Доброе слово и кошке приятно.
2. Делай другим добро, будешь сам без беды.
3. За добрые дела добром платят.
4. Доброе слово дороже богатства.
5. Без добрых дел нет доброго имени.
Самопроверка.
Демонстрируется слайд 12, 13, с которого учащиеся проверяют свою выполненную работу
- Давайте листы с пословицами повесим в наш классный уголок. Будем часто читать пословицы и постараемся их запомнить.
Практическая работа 5 мин
- Подумайте, о каких качествах человека говорится. Выберите подходящее слово, из тех слов, которые у вас записаны на листах.
1.Человек, у которого доброе сердце …
2.Человек, который желает другим добра …
3.Человек с доброй душой и мягким характером …
4.Человек, обладающего добрым, хорошим нравом… 5.Человек, на которого всегда и во всём можно положиться…
6.Человек, который делает добрые дела…
7. Человек, который все делает на совесть…
8.Человек, который отзывается на чужие просьбы…
9.Человек, который ко всем относится по доброму…
10. Человек, который употребляет вежливые слова…
(добросердечный, доброжелательный, добродушный, добронравный, добропорядочный, добродетельный, добросовестный, вежливый, отзывчивый, добрый)
- А какие вежливые слова вы знаете?
Найдите названное слово, из тех слов, которые записаны на карточках-полосках и прикрепите к доске (в нижней части доски).
(Ответы детей: спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, простите, добрый день, доброе утро, добрый вечер, спокойной ночи)
Этап рефлексии. Творческая работа 5 мин
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
- Мы с вами прикрепили к доске карточки с добрыми словами и пусть они станут корнями нашего дерева, которое мы сейчас с вами создадим и назовем его Деревом Доброты (вывешивается плакат, на котором изображен ствол дерева). Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на картинке, изображающей плод. Если кто не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело вы можете сделать в классе, в школе, дома, на улице, в природе, для людей или для животных на листочках в виде ладошек, пусть они будут листьями нашего дерева. Прикрепите их на дерево, а после того, как вы сделаете это доброе дело, то на листочек прикрепите картинку, изображающую какой-либо плод: фрукт или ягоду. И пусть наше Дерево Доброты будет богато плодами! А кто хочет, то может прочитать вслух свою запись.
(Ответы детей: сделать уборку в доме; навести порядок в классе; подготовить концерт для пожилых людей или детей из детсада; сделать кормушки птицам зимой; сделать скворечники весной; помочь пожилому человеку нести сумку, покормить домашнего питомца; позаботиться о младшем братике или сестрёнке и т.д.)
По желанию дети зачитывают свое доброе дело.
Домашнее задание 2 мин
Учитель:
- Расскажите дома родителям о нашем мероприятии и попробуйте вместе с ними составить Правила Доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми и вежливыми.
Этап подведения итога 3 мин
Учитель:
- Вы ещё дети, впереди вас ждёт много славных и добрых дел. И поэтому вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, вежливыми. Ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро! Делитесь своей добротой с другими! Я всех благодарю за работу на нашем мероприятии, за умные мысли, за творческое отношение к выполненным заданиям. И в заключении нашего занятия давайте все вместе споем песню «Дорога Добра».
Клип песни «Дорога Добра»
Дополнительно (в случае оставшегося свободного времени): игра «Паутинка добра»
Дети становятся по кругу и передают клубочек ниток, говоря друг другу добрые слова или добрые пожелания.
Список литературы
1.Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва «Русский язык», 1990 г.
2.Настольная книга учителя начальных классов. Л.С.Бескоровайная, О.В. Перекатьева. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004 г (Серия «Школа радости»).
3.Настольная книга учителя начальных классов. Н.Ф.Дик. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004 г (Серия «Сердце отдаю детям»).
4.Веселые классные часы и родительские собрания. Н.Ф.Дик. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 г (Серия «Сердце отдаю детям»).
5.Справочник классного руководителя. Н.И.Дереклеева. Москва «ВАКО», 2007 г.
6.Интернет-ресурсы: http://easyen.ru/
http://www.proshkolu.ru/
http://festival.1september.ru/
https://www.yandex.ru/
https://www.mail.ru/ https://www.google.ru/