Колокольчики добра
4597400-548005Внеклассное воспитательное мероприятие
"Колокольчики добра"
Ведущий: (на фоне тихой музыки) Милосердие, доброта, искренность сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Сегодня у нас необычная встреча. Мне хочется поговорить с вами о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность.
Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.
Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случилась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Да, если оглядеться вокруг, есть люди. Нуждающиеся в защите, и если нет у нас в обществе настоящих меценатов, есть мы – дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.
Появляется Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, и никакие колокольчики не помогут!
Вбегают Колокольчики.
1-й колокольчик: Вы нас звали?
2-й колокольчик: У кого беда случилась?
3-й колокольчик: Вам нужна помощь?
Ведущий: Да вот никак не угомонится Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!
Ведущий: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.
1-й колокольчик: А мы вам поможем в этом!
Злая Колдунья: Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти, эгоизма!
Ведущий: Да, к сожалению и такое бывает. Но человеку присуще и такие качества, как мужество.
2-й колокольчик: Скромность.
3-й колокольчик: Честность!
Злая Колдунья: А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Ведущий: Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит не всё потеряно. Давайте, ребята, постараемся вспомнить как можно больше положительных человеческих качеств. Попробуем!
Злая Колдунья достаёт книгу “Энциклопедия зла”, называет по очереди отрицательные качества: трусость, хвастливость, лживость, лицемерие, угодничество, злобность, жестокость, склочность, невежество, малодушие, корыстолюбие, тщеславие, надменность, приспособленчество, нерадивость, скупость, безделье, глупость…Ребята по очереди со Злой Колдуньей называют положительные качества. Когда дети начинают испытывать затруднения, им помогают колокольчик. (Ответственность, инициативность, настойчивость, решительность, целеустремлённость, любознательность, самокритичность, правдивость, искренность, стыдливость, совестливость, честность, дружелюбие, достоинство, корректность, учтивость, обходительность, свободолюбие, храбрость, доброжелательность, тактичность, надёжность, благородство, терпеливость, благодарность, гордость, любезность, деликатность, прилежность, смелость, товарищество, чуткость, сострадание, сопереживание, доброта…)Злая Колдунья: Благородство… Доброта…(Ищет слова в книге “Энциклопедия зла”) В моём учебнике таких слов нет. Объясните, что это за слово – то такое – доброта?
Ведущий: Доброта издавна ценилась на Руси. Немало пословиц сложено о добре.
Показывает книгу с русскими народными пословицами.
Злая Колдунья: Ага. Пословицы! (колдует над книгой с карточками и пословицами.)
Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, Скорики, морики!
Бурум-шурум, Шалты-балты!
Бирилья-турелья, биридакль-фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет, перемешай, запутай так, чтоб не выбрались, не нашли истины.
Готово! Так, где же ваши пословицы о добре? (Достаёт одну, читает) “Добро порицай, а зло поощряй”, Вот и я о том же вам твержу, что и народная мудрость.
Ведущий: Ребята, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала. Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.
Ребята в группах складывают пословицы.
1-я группа: Истинное добро всегда просто.Учись доброму – худое на ум не пойдёт.Сделаешь худо – не жди добра.
2-я группа: Добро желаешь, добро и делай.Добрый человек добру и учит.За добро добром и платят.
3-я группа: Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – и худо снится.Добро творить – себя веселить.Живи для людей, поживут люди для тебя.
4-я группа: Добро поощряй, а зло порицай.С добрым жить хорошо.Худого худым не исправишь.
5-я группа: Добро наживай, а худо изживай.От добра добро не ищёт.Своего “Спасибо” не жалей, а чужого не жди.
6-я группа: Доброго держись, а от худого удались.Тому тяжело, кто помнит зло.Делать добро спеши.
Зачитываются пословицы, объясняется смысл одной из них.
Злая Колдунья: Пусть будет по-вашему, только вот в чем я совершенно уверенна, что нет лекарства против одиночества.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете?
Дети высказываются
1-й колокольчик: Да, когда о тебе помнят, не так ощущается одиночество.
2-й колокольчик: Когда ты знаешь, что рядом друг – его тепло согревает тебя в момент одиночества.
3-й колокольчик: Когда ты уверен, что тебя не бросят в беде – это уже не одиночество.
1-й колокольчик: Будь это престарелый человек.
2-й колокольчик: Или ребёнок в инвалидной коляске.
3-й колокольчик: Или ребенок, у которого нет самого дорогого на земле – родителей.
Злая Колдунья: Как вы меня растрогали. Только почему не все ребята на ваши слова откликаются?
Ведущий: Действительно, а что мы можем сделать у себя в школе, чтобы ребята совершали больше добрых поступков и могли отличить плохое от хорошего?
1-й колокольчик: И как было бы замечательно, если бы в нашей школе прошёл День Добра.
2-й колокольчик: В течении которого проходили бы уроки Добра.
3-й колокольчик: Выступления классных коллективов “От улыбки станет всем теплей”.
1-колокольчик: Спешите делать добро, призывала бы школьная газета.
2-й колокольчик: Истинное добро всегда просто.
3-й колокольчик: Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно.
Ведущий: И нам кажется, что у вас – всех присутствующих в нашем зале – очень добрые, чуткие и отзывчивые сердца. Стоит только зазвонить колокольчикам, призывая о помощи, вы всегда готовы отозваться на чужую боль.
Злая Колдунья: Тут у меня слова есть мудрые. Я их так вертел, и этак, ничего не получилось.
Ведущий: Давайте свои слова нам. Читает по очереди.
защищаем, охраняем, пожар, от, природа, мы;
костёр, бросай, всегда, не, туши, бумага, лес;
и, вода, скажет, воздух, тебя, небо, лес, спасибо.
В каждом предложении слова располагаются в определённом порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Нам необходимо расставить слова в нужном порядке.
Злая Колдунья: Всего-то на всего!
Ведущий: Только нельзя использовать дополнительные слова и оставлять на наш взгляд “лишние”. Для того чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить значения.
Раздают группам перепутавшиеся слова. В итоге получается стихотворение.
Мы природу охраняем,От пожаров защищаем,Не бросай в лесу бумажек,Затуши костёр всегда.Лес спасибо тебе скажет,Небо, воздух и вода.
Ведущий: Ребята, а о чём говорит нам эта подсказка?
Высказывания ребят.
Конечно же, о бережном отношении к природе. Ведь действительно, заботясь и защищая земную красоту, мы делаем добрые дела. А какие это дела? Расскажите нам о них!
Ребята рассказывают о том, какая работа проходит в школе по программе “Экология”: делают кормушки, скворечники, сажают деревья, кустарники, проводят экологические субботники.
Ведущий: (обращаясь к ребятам) Ну что, ребята, покажем Злой Колдунье карту наших добрых дел?
Ребята соглашаются.
Ведущий: Каждая группа получает по листу ватмана. А давайте теперь все то, о чем вы сейчас рассказали, нарисуем в наших картах добрых дел. А как вы оформите их, это ваша фантазия и ваше творчество.
Может, у одних это будет ромашка, и на лепестках вы напишите свои добрые дела, у других – берёзка с листочками добрых дел, у третьих – горный ручеёк с камешками добрых дел. Словом, ваша выдумка и находчивость.
Но главное, ребята, чтобы в наших группах была сплочённость, взаимопонимание, каждому нашлось дело: одни рисуют, другие вырезают лепестки, листочки, камушки, делают надписи, третьи рисуют природоохранительные знаки и так далее.
Выдумывайте, фантазируйте, рисуйте, общайтесь! А времени у вас на эту работу – 20 минут.
Оформляется карта добрых дел. Ведущая и Злая Колдунья присоединяются к ребятам, помогают им, подсказывают. После завершения работы.
Ведущий: Вот группы представляют свои карты добрых дел.
Выступление ребят каждой группы о своих картах.
Злая Колдунья (бережно берёт карты, радостно и довольно рассматривает их): теперь я буду самой доброй, самой чуткой, самой отзывчивой колдуньей ан свете.
Ведущий: Замечательные получились у нас карты. У каждой группы они разные по оформлению, но много и общего:
над ними дружно трудились все ребята;
с большим старанием, без ссор и споров, выполняли свое задания;
а главное, из ваших рассказов и вот из этих карт добрых дел видно, что здесь собрались добрые, чуткие, терпеливые и доброжелательные люди.
Урок "О добре и милосердии. За добро - добром"
Урок "О добре и милосердии. За добро - добром" (2 класс)
Цель: продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердными, сострадательными, делать добрые дела.
Оборудование: уголок добра, дерево доброты, цветок милосердия, карточки для дидактических игр «Магнит», «Я это могу», «Как помочь?», иллюстрация к рассказам В. А. Сухомлинского.
I. Организация класса к уроку.
Уже звонок нам дал сигнал,
Работать время подошло.
Не будем время мы терять,
Пора трудиться начинать.
- Поэтому начнем наш урок с проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос.
- Вспомните, о чем мы говорили на предыдущем уроке?
- Что значит быть добрым, милосердным?
- К кому нужно проявлять милосердие?
- Ждет ли добрый и милосердный человек благодарности от тех, кому помогает?
- Как вы понимаете пословицу «От добра добра не ищут».
- Вспомните еще раз, что же входит в понятие «доброта» и «милосердие».
(Доброта - это когда люди помогают друг другу, дарят всем возможность почувствовать себя богаче, счастливыми, уверенными в жизни. Милосердие - соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого).2. Работа над пословицей.
- Дома вы подобрали пословицы о доброте, добрых людях, добрых поступках.
Прочитайте и объясните, как вы их понимаете.
(Ответы учащихся).
III. Сообщение темы и задач урока.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, скажите, о чем сегодня пойдет речь.
Добрым быть - совсем это не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.
- Сегодня мы будем продолжать говорить о доброте. Поговорим о добрых и милосердных людях. Продолжим создавать уголок добрых дел.
IV. Первичное восприятие и осознание материала.
1. Рассказ учителя.
- Что такое доброта? Над этим вопросом задумывались люди в разное время.
Древнегреческий философ Платон утверждал: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым».
А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: «Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».
2. Игра «Магнит».
- Какие слова «притягиваются» к слову «добро»?
(Из представленных слов дети выбирают необходимые и прикрепляют к слову «добро».Помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, заботы,зависть, благодарность, милосердие, жадность, любовь, чуткость.)
3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы.
- Что такое благодарность?
- Нравится ли вам, когда вы получаете за что-нибудь благодарность?
- Кому и за что вы были благодарны?
- Что чувствовали вы, когда кого-то сами благодарили?
- Как вы понимаете пословицу «Спасибо тому, кто накормит и напоит, а двойное спасибо тому, кто хлеб-соль помнит».
Благодарность - это память сердца, спасибо за доброе отношение, за помощь. За добрые дела вы должны всегда благодарить, но за собственные добрые дела не жди благодарности.
Недаром народная мудрость гласит: «За добро не жди добра», «свое «спасибо» не жалей, а чужого не жди».
4. Работа с учебником.
Чтение и обсуждение сказки «За добро - добром».
- Как отнесся лев к мыши в начале сказки? Почему?
- Что обнаружил лев в отношении мышки?
- Ожидал ли он от нее какой-то благодарности?
- Что же случилось позже с царем зверей?
- Кто освободил льва из беды?
- Чему научила мышка сильнейшего из зверей?
- Объясните название сказки.
- Чему эта сказка научила вас?
5. Дидактическая игра «Я это могу».
- У каждого на столе есть карточка, на которой записано начало фразы. Если вы знаете, как действовать в той или иной ситуации, и не просто знаете, а сможете что-то сделать, закончите эту фразу. (Ответы детей).
- Молодцы, ребята. Вот видите, хотя вы еще маленькие, но уже много можете сделать добрых дел.
6. Физкультминутки.
7. Продолжение рассказа.
- На прошлом уроке мы начали создавать уголок Добрых дел. Говорили о людях, которые сделали для кого-нибудь добро, их имена записывались на листочках и «выросло» у нас вот такое дерево доброты. Эти люди - ваши родители, друзья, знакомые. У каждого из них есть семьи, близкие люди. А бывают «ничейные» люди, животные?
8. Чтение и обсуждение рассказа В. А. Сухомлинского «Пусть я буду ваша, бабушка ...»
- Какие черты уже имеет эта маленькая трехлетняя девочка?
- Какое у нее сердце?
- Машенька - маленькая девочка, она еще не может сделать каких-то больших добрых дел, но быть милосердной она уже научилась.
V. Закрепление и осознание нового материала.
- Как вы понимаете выражение Джона Донна: «Быть милосердным - значит делать все, что в наших силах»? (Ответы учащихся).
1. Творческая работа в группах.
(Повторение правил работы в группах.Объединения учащихся в группы.)Задания для групп. Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...
2. У кого-то тяжело заболел близкий человек ...
3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками ...
4. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...
Презентация работ.
2.Робота с Цветком милосердия.
- Посмотрите на этот цветок. Что вы заметили? (У него нет лепестков). Этот цветок - зачарованный. И оживет он тогда, когда вы сделаете хотя бы одно доброе, милосердное дело. Цветок мы поместим в уголок Добрых дел. Если вы заметите, что кто-то из одноклассников совершит милосердный поступок, возьмете лепесток, кратко запишите, что именно было сделано, и прикрепите лепесток к цветку.
VI. Итог урока.
- О чем шла речь на уроке?
- С какой целью мы вели разговор о доброте, милосердие, благодарности?
- Что вы взяли лично для себя из этого урока?
VII. Домашнее задание.
1.Подумать над тем, что нужно сделать, чтобы расцвел наш Цветок милосердия.
2.Творческое задание в тетради.
Разработка урока «Спешите делать добро»
Поделиться…
23.01.2011 - 22:37 — Editor
1. Беседа по теме
У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это — мысли, чувства, идеалы,внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Предоставим слово творческой группе, которая подготовила этот урок для нас. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут слова поэта А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звездной красоте,Земля добра. Она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту!
Доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
2. Толкование пословиц
Существует множество пословиц и поговорок о доброте. Как вы их понимаете?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Дорого чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что оттого болит душа у негодяя.
3. Игра «Кто больше знает?»
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, фамилии с корнем — добр. Давайте проведем конкурс по рядам, назовите фамилии c корнем — добр. Побеждает тот ряд, который последним назовет фамилию или имя.
4. Это интересно!
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? Вот некоторые из них (читают ученики):
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-жак Руссо)
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
Знания должны увеличиваться с добротой. (Фазиль Искандер)
5. Ролевая игра
Как вы думаете, есть ли какие-либо правила доброты? Давайте разыграем сценку из известного вам с детства произведения.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.
(Подходит Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.
Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это — не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка: А для чего же ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопочка: Вот видишь — а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка: Ты должен совершать их так, из хороших побуждений.
6. Беседа по теме
Какое правило доброты вы услышали? Давайте вместе попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро». (Раздаем детям листочки, звучит музыка)
- Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не творит никому». А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день, деток вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку, игрушку. А один худенький сероглазый мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше возьми меня на ручки». Что же оказалось для него главным?
— Ласка, доброта.
— Оказывается, каждый ребенок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает?
— Конституция.
— А у детей есть такой документ?
— Да, это конвенция о правах ребенка — документ большой нравственной силы.
7. Итог урока
Давайте в заключение послушаем стихи. (Читают дети)
Когда по склонам вечной суетыБежать от неудач устанешь люто,Направь шаги тропою добротыИ радость помоги найти кому-то.Как бы жизнь не летела —Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья.Чтобы сердце горело,А не тлело во мгле,(Все вместе)Делай доброе дело —Тем живем на земле.