Классный час «Колокольчики добра»
МБОУ СОШ №33 г.Липецка
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Е.Н.Степанов
КОНСПЕКТ
КЛАССНОГО ЧАСА
«Колокольчики добра»
5-6 класс
Тема: «КОЛОКОЛЬЧИКИ ДОБРА».
Форма: инсценированный классный час
Цели: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, о сложности нравственного выбора; способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи; развивать творческие способности учащихся, умений и навыков коллективной творческой деятельности.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель
Подготовительная работа: для проведения классного часа оформляется классная комната; готовясь к классному часу, дети интерпретируют слово «доброта»; готовят костюмы Злой Колдуньи, Колокольчиков.
Оформление и оборудование: мультимедийная установка, аппликация на доске, бумажные колокольчики и колокольчики-сувениры, книга «Энциклопедия зла», музыкальное сопровождение.
Ход классного часа.
Кл.рук.
Проходят годы и века,
Эпоха сменяет эпоху,
Но эти знакомые с детства слова –
Любовь, Дружба, Доброта,
Они так нужны человеку.
(На проекторе - слайд № 1)
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Не секрет, что не хватает сегодня в мире доброты. Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему? Сегодня мы поразмышляем вместе об этом.
(на фоне музыки классный руководитель рассказывает историю, которая иллюстрируется через проектор, слайды № 2,3,4,5,6)
Давным-давно в одной стране жили добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку жила Злая Колдунья. Она долго ломала голову над тем, как поссорить своих счастливых соседей. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество. Но колокольчики, растущие на поле, подняли перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью.
Да, время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков – таков девиз нашей встречи. Если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите. А мы своим добрым словом и делом способны им помочь.
(Появляется Злая Колдунья)
Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, никакие колокольчики не помогут!
(Вбегают Колокольчики под музыку)
1-ый Колокольчик. Вы нас звали?
2-ой Колокольчик. У кого беда случилась?
3-ий Колокольчик. Вам нужна помощь?
Кл.рук. Да вот, никак не угомонится Злая Колдунья.
Злая Колдунья. Миром должно править только зло!
Кл.рук. Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье другим (слайд №7).
1-ый Колокольчик. А мы вам поможем в этом!
Злая Колдунья. Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!
Кл.рук. Да, к сожалению, и такое бывает. Но человеку присущи и такие качества, как мужество
2-ой Колокольчик. Скромность.
3-ий Колокольчик. Честность.
Злая Колдунья. А отрицательных больше! Посмотрим? Я буду называть плохие качества человека, а вы – хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Кл.рук. Если Злая Колдунья любит играть, значит, не все потеряно. Давайте, ребята, постараемся вспомнить как можно больше положительных качеств человека.
(Колокольчики садятся среди детей. Злая Колдунья достает книгу «Энциклопедия зла».)
Колдунья называет (по очереди с учащимися класса) отрицательные качества человека: трусость, хвастливость, лживость, лицемерие, угодничество, малодушие, корыстолюбие, тщеславие, надменность, приспособленчество, нерадивость, скупость, леность.
Ребята называют положительные качества. Когда дети начнут испытывать затруднения, им помогают Колокольчики.
Ответственность, инициативность, самостоятельность, настойчивость, решительность, целеустремленность, любознательность, самокритичность, правдивость, искренность, стыдливость, учтивость, благородство, храбрость, обходительность, тактичность, надежность, благодарность, смелость, сострадание, сопереживание, товарищество.
Злая Колдунья. ДаА в моей книге таких и слов нет. Что же это за слово такое – доброта? (Слайд №8)
Кл.рук. А вот послушаем, как объясняют это удивительное слово ребята. Перед нашей встречей я попросила детей в свободной форме (рисунок, стихотворение, эссе и т.д.) отобразить свое понимание слова «доброта».
Учащиеся класса представляют свои работы. Затем Колокольчики оформляют «Энциклопедию Добра».
Кл.рук. Видишь, Злая Колдунья, и у нас есть книга. И она ничуть не меньше твоей.
Злая Колдунья. Да, наговорить много чего можно. А я вот мало говорю, зато быстро могу поссорить друзей и еще много зла принести!
Кл.рук. И здесь мы можем с тобой поспорить.
(Учащиеся класса читают стихотворение)
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)
Вопросы к обсуждению:
Можно ли быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
Как вы думаете, можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие? Каким образом? (учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, вспоминают о субботнике по уборке школьной территории)
Кл.рук. А теперь посмотрим сценку. Подумайте, есть ли настоящая доброта в мальчике, о котором пойдет речь (слайд № 9).
Автор. Готов для человечества он многое свершить
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе на приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид!
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Кл. рук. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? А какие полезные дела вы сами ежедневно делаете?( Учащиеся обмениваются мнениями.)
Кл. рук. Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, но, не получив последних, начинают раскаиваться в том, что сделали доброе. Бывает такое? Бывает! Но тут эти огорчения не совсем правомочны. Все дело в том, что, критикуя кого-то в чем-то, никогда не стоит забывать и о самом себе. Как ты сам ведешь себя в подобных случаях? Ведь кто из нас не скажет, что, встречая людей, которых должен был поблагодарить за только что оказанную помощь, забывал об этом. То-то и оно! А что думают об этом известные люди? (слайд № 10)
Обсуждение высказываний
Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.
(Маргарита Наварская)
Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро.
(Л.Н.Толстой)
Добро по указу – не добро.
(И.С.Тургенев)
Злая Колдунья. Странно, получается, что добро делают не из корысти, а из любви к ближнему Странно Но ведь добру противостоит зло!
Кл.рук. Да, это так. Зло – все, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. И нельзя допустить, чтобы зло пробралось в нашу душу.
Злая Колдунья. А мне вот что интересно. Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, а помочь ему, кроме вас, никто не может. Как вы поступите?(слайд №11)
Кл.руководитель предлагает детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.
Кл.рук. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?(Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание? Ответы на эти сложные вопросы надо искать самим,)
Кл.рук. К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
1-ый Колокольчик. Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, пьянство и наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших и взрослые не заботятся о детях.
2-ой Колокольчик. А судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, а место в транспорте не уступать пожилому человеку. Можно на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
3-ий Колокольчик. Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живем по совести. И что мы кроме этого имеем? (слайд №12,13,14,15)
Кл.рук. Так может быть счастлив человек, приносящий страдания другим? (Высказывания учащихся)
Кл.рук. Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого (слайд №16)
Ни один злой человек не бывает счастлив.
(Ювенал)
Жизнь злых людей полна тревог.
(Дидро)
Злая Колдунья. Так неужели добро может победить зло?
Кл.рук. Ребята, давайте послушаем басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответим на вопрос: в чем ее смысл? (слайд № 17)
Учащийся класса читает наизусть басню «Солнце и Ветер»
Поспорили Солнце и Ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее,- воскликнул Ветер.- Вот видишь человек в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а Ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Но чем сильнее дул Ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ.
Наконец Ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда Солнце выглянуло из-за туч и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ.
Тут Солнце и сказало Ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Кл.рук. Так в чем же смысл этой басни? Во что может превратиться человек, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком-то назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро. А ваше добро люди смогут оценить.
1-ый Колокольчик. А чтобы сегодняшний наш разговор не превратился в просто слова, пусть каждый из нас определит для себя доброе дело.
(Ребята пишут на цветных фигурках колокольчиков, что доброго они хотят совершить. Затем прикрепляют свои колокольчики на доску. Получается большая яркая поляна.)
Кл.рук. Посмотрите, какая у нас красивая поляна добрых дел. Один колокольчик будет бороться со злом, а все вместе смогут его победить. Я рада, что у меня такие добрые дети.
2-ой Колокольчик. А в память о нашей встрече мы хотим подарить вам вот такие колокольчики.
3-ий Колокольчик. Да, они маленькие. Но все вместе они будут звенеть громко и напоминать нам о том, что рядом есть кто-то, кому нужна помощь.
1-ый Колокольчик. Мы оставляем на память колокольчики и нашим гостям. Если случится в вашей жизни неприятность, пусть колокольчики напоминают о том, что мы, дети, способны помочь вам.
Злая Колдунья. Ребята, я не хочу быть больше злой!
Кл.рук. Вот и хорошо. Значит, не зря мы провели вместе время. Над чем задумались впервые? Ребята, что вам помог понять классный час?
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет!
(Ш.Руставели) (слайд №18)
Кл.рук. предлагает детям закончить классный час исполнением песни «Дорогою добра».
15