Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания по внеурочной деятельности
Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности при изучении истории и обществознаниячерез интерактивные формы рaботы «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее,если же не видишь проблему,это значит, что она в тебе самом» Противоречие Особенности личностикаждого ребёнка Структура образовательногопространствамассовойшколы, традиционных форм образования «Будущее в руках школьного учителя»В. Гюго Актуальность опыта 1. « Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.» Закон РФ "Об образовании" 2. «Основная цель исторического образования – сделать так, чтобы ребенку было комфортно изучать историю, чтобы он видел смысл в этом занятии»Евгений Вяземский, заведующий кафедрой исторического и социально- экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Для человека XXI столетия важнее всего умение анализировать исторический материал, умение работать с информацией, понимать и интерпретировать источники, на их основе реконструировать историческую реальность. Предмет, который может стать и камнем преткновения, и ориентиром
Ведущая педагогическая идея: формирование ключевых компетенций школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе по предметам. Гипотеза: Применение интерактивных технологий способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, постоянно развивающемся обществе. Цель: Реализация компетентностного подхода через использование интерактивных технологий. 1. Проанализировать и систематизировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика.2. Применить интерактивные формы работы в процессе организации образовательно-воспитательной деятельности.3. Организовать образовательно-воспитательный процесс в инновационном режиме школы и сотрудничая с другими учреждениями. 1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. 3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия. 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах. Основные компетенции: Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках истории и обществознания. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности. Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха. Свиридова А.Н. Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика. Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка. Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные. Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.Массовые формы – это олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.Групповые формы внеклассной работы: кружки, экскурсии, лектории, историко-литературные композиции, игры и др. Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм Интерактивные методы коммуникативная (дискуссионная) рефлексивная, психологическая имитационного моделирования (игровая) ИКТ деятельностная, проектная педагогические технологии: исследовательская (проблемно-поисковая) кластер мозговой штурм эссе синквейн презентация тесты творческая работа(рисунок, поделка) таблица работа с документом Методические приемы и средства: электронное учебноепособие Работа в музейном уголке Конференция Формы работы Творческие конкурсы Работа над проектами Экскурсии Олимпиады Предметнаянеделя Результативность Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах. Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Перевод организации учебно-воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал». Р.Н. Бунеев знание учениками исторических фактов - «Я знаю, что это наше!» положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - «Я горжусь …»готовность участвовать в практической деятельности- «Я готов действовать». РЕЗУЛЬТАТ: У замечательного педагога и писателя Симона Соловейчика, есть такой афоризм, ставший девизом : «Вы - талантливый учитель. У вас -талантливые ученики». Настоящий учитель - тот, кто считает своих учеников талантливыми, даже гениальными.