Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания Кугушевой Ю. А.


Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Кугушевой Ю. А.
Формирование патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека на уроках истории и обществознания через технологию проблемного обучения.
В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека, направленная на формирование социально значимых ценностей.
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении этих задач. В статье 2 Закона РФ Об образовании среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Цель моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования технологии проблемного обучения.
Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций.
Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить. Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности. Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Моя задача – довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности. Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства. При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.
Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов:
– На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации. Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, но соответствующим логике науки;
• емким, способным охватить широкий круг вопросов;
• предполагающий научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций:
• дискуссия;
• научный спор;
• проблемная лекция;
• проблемные задачи и задания;
• задачи исследовательского характера;
• исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитываю:
• уровень развития школьников;
• характер исторического материала;
• педагогические цели;
• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Изучая работы учёных о проблемном обучении, мы сделали вывод, что это не новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным. Серьёзно этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки: Г.К.Селевко, Е.Л.Мельниковой.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению:
-Д.В.Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
-Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям учебного заведения».
-Г.К.Селевко считает,что «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей».
-Е.Л.Мельникова говорит, что «проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:
1. Постановка проблемы. 2.Поиск решения. 3. Выражение решения. 4.Реализация продукта и его оценивание.
Она выделяет четыре уровня проблемного обучения:
1. Учитель сам решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками.
2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её (побуждающий диалог).
3. Учащиеся ставят проблему, учитель помогает её решить (подводящий диалог).
4. Учащиеся сами ставят проблему и сами её решают.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, а мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. Мне близки больше взгляды Е.Л.Мельниковой и Г.К.Селевко. В использовании технологии проблемного обучения мною используются для решения поставленной на уроке проблемы пять «шагов».
Первый шаг - диагностика степени сформированности мыслительных процессов. Начальные результаты диагностики (классификации, анализа, синтеза, сравнения) первоклассников помогают выявить, какую систему заданий необходимо подготовить для учащихся на урок для успешного решения проблемы. По окончании каждого года обучения- повторная диагностика и отслеживание динамики изменений.
Второй шаг - вариативность постановки проблемных вопросов, задач и ситуаций на этапе постановки проблемы урока «открытия нового знания» в технологии проблемно – диалогического обучения с использованием заданий на развитие мыслительных операций.
Теоретическая база опыта. Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика»  невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.
Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение,  учителям необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм, видение педагогом внутреннего мира ученика. Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.
Наиболее обобщённое определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: «проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»
Итак, проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Технология опыта. Технология разработки проблемного вопроса такова:
1 шаг. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.
2 шаг. Поиск альтернативного решения, противопоставление его первому положению.
3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.  
Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся.
Проблемная ситуация - это интеллектуально-психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: 1) возникновение проблемной ситуации, 2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы, 3) нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, 4) доказательство гипотезы, 5) проверка правильности решения проблем.
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят т внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
3) Задачи на анализ факта, события.
4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Изучение личности на уроках истории является приоритетным направлением, поэтому следует разработать алгоритм изучения, который позволил бы изучить самые сущностные качества исторической личности. Например: Запоминание фамилии, имени и отчества – ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности – усвоение политических, религиозных платформ личности – уяснение, чьи интересы она выражала -   изучение оценок личности её современниками и современными историками, политологами и т.д.  Также интерес учащихся вызывает обычно ряд ярких оценок исторической личности современниками, а проблемной эту работу может сделать тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени  личности. Полезным является материал о поведении личности в экстремальных ситуациях, в быту.
5) Задачи на выработку методологических положений.
6) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Результативность опыта. Основными параметрами результативности проблемного обучения в школе являются:
- качество знаний и успешность обучения учащихся;
-устойчивый познавательный интерес учащихся к предметам и качественная динамика учебной мотивации деятельности:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности ("Хочу разобраться, хочу понять...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от работы,...")
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам сделал «открытие»,..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны...").
Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда. Если к проблеме правильно подойти, то переступить через неё будет гораздо легче. По - моему мнению, данная технология поможет успешной реализации стандартов второго поколения.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока её не решит. Именно за счёт этой незавершённости и формируются УУД и интеллектуальный потенциал личности.
К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. На мой взгляд, зная уровень интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих трудностей можно избежать.
Адресные рекомендации по использованию опыта. 1.Проблемное обучение как образовательная технология является одним из интенсивных методов обучения. Оно может быть использовано в сочетании с обучением, распределенным по времени.
2. Проблемное обучение имеет различные разновидности, которые целесообразно применять для различных возрастов, а соответственно и для различных образовательных программ.
3. Данная технология применима как к общеобразовательным программам, так и программам профильного обучения.
Приложение 1
Урок по теме: «Отечественная война 1812 г.». 8 класс.
Цели:
1. ознакомление с событиями Отечественной войны;
2. развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;
3. способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.
Задачи:
1. ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в изучаемую эпоху;
2. учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;
3. отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды.
Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 г.», портреты полководцев, репродукции картин: «Совет в Филях», «И клятву верности сдержали…», Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», Смирнов «Пожар Москвы», И. Прянишников «Эпизод из Отечественной войны»; контрольные тесты.
Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и компьютерной поддержкой.
Эпиграф к уроку:
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир манит их вновь –
Хмельна для них славянов кровь,
Но тяжко будет их похмелье.
А. Пушкин I.
I. Введение в тему
Решение проблемного вопроса: какое утверждение верно?
1. Заключение Тильзитского договора имело только отрицательные последствия;
2. Тильзитский договор имел двойное значение для России.
Учитель обобщает высказывания учащихся:
Франция добилась господства в Европе. В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».
Присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалась на ее внешней торговле, стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от соблюдения условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и Россией и привело к войне, которая получила название Отечественной.
II. Объявление темы. Воспроизведение учащимися памятки – алгоритма по изучению войны.
1. Причины и характер войны:
− основные противоречия, приведшие к войне;
− подготовка к войне, соотношение сил;
− план сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
− повод к войне и ее начало;
− основные этапы и главные сражения;
3. Окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
III. Знакомство с планом и задачами урока.
План.
1. Причины войны и цели воюющих сторон.
2. Начало и ход войны, ее характер.
3. Бородинское сражение.
4. Изгнание французов с территории России.
1. Причины войны (коллективное формулирование, запись):
а) Наполеон хотел нанести поражение России, принудить ее к подписанию мирного договора и заставить быть союзницей против Англии.
б) Александр 1 намеревался самостоятельно вести внешнюю политику и активно влиять на международную обстановку в Европе.
Цели воюющих сторон (в сравнении) и характер войны для ее участников (объяснение учителя и выполнение учащимися задания).
Задание:
1. Зная о цели войны, определите ее характер.
2. Работа с картой.
Цель Наполеона – разгром русской армии; подчинение России, превращение ее во второсортную державу, отторжение у нее ряда территорий и оттеснение России от незамерзающих морей. Прибалтику Наполеон обещал Пруссии, юго-западную Украину – Австрии, Белоруссию, Литву и Украину – Польше, Крым и Грузию – Турции, Восточное Закавказье – Ирану.
Цель России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны.
Проверка выполнения задания: определение характера войны.
Вывод: Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечественная.
1. Начало войны.
а) Рассказ учителя, работа с картой,
Самостоятельная работа учащихся: сравнение соотношения сил.
Задания:
1. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? (слайд), сделайте выводы.
2. Работа с картой, портреты Наполеона и Александра I (слайды).
Итог: русская армия сохранена, план Наполеона – разбить русские армии в приграничных сражениях по одиночке не удался. Война принимает народный характер.
б) сообщение ученика о Кутузове. Вопрос классу:
«Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?»
Введение значения слова тактика (оборонительная тактика).
3. Бородинское сражение.
а) Ознакомление с целями Наполеона и Кутузова в этом сражении. Сравнение соотношения сил перед сражением (слайд).
б) Рассказ о ходе сражения (слайды).
Словарь: флеши.
в) решение проблемного задания:
Кто же победил в этом сражении?
Учащимся предлагается несколько вариантов ответов на этот вопрос. Карточка с вариантами ответов – на каждую парту.
Несколько различных мнений о результатах и последствиях Бородинского сражения:
А) Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепятствовать дальнейшему наступлению Наполеона;
Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова;
В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в генеральном сражении;
Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользоваться русские;
Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последующих сражениях;
Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальнейшие победы русских.
Вопросы: Какие из суждений кажутся вам наиболее верными? Можно ли ограничиться какой-либо одной из приведенных здесь оценок? Какие суждения дополняют друг друга?
Итог: выступления учеников с защитой своей точки зрения. Для того чтобы защита была аргументированной, предлагаю вернуться к планам Наполеона и Кутузова.
г) Совет в Филях. Тарутинский маневр.
Рассказ учителя с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».
Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не потеряна Россия».
Работа с картой. Что такой Тарутинский маневр? Это план М.И. Кутузова. Русская армия отступила из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположилась лагерем у села Тарутино, прикрыв Калугу и Тулу. Наполеон потерял русскую армию из виду. В Тарутино русская армия численно пополнилась, улучшилось ее вооружение, была увеличена конница, сделаны продовольственные запасы.
д) Партизанское движение (самостоятельная работа по учебнику).
− работа над пониманием значение термина «партизаны»,
− самостоятельная работа по учебнику.
Задание: Прочитайте материал и оцените роль партизан в достижении победы.
4. Изгнание французов с территории России.
- Рассказ с опорой на карту и слайды.
Самостоятельное формулирование причин победы России в войне.
Задание: Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».
5. Домашнее задание: §4, нанесите на контурную карту основные события войны Творческие задания по желанию: подготовить сообщения о партизанском движении и его героях.
6. Проверка усвоения материала в форме теста:
Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано
1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;
2. превосходством сил Наполеона;
3. неумелым руководством Александра I;
4. неподготовленностью России к войне.
Герасим Курин, Архип Семенов, Василиса Кожина были
1. партизанами; 2. поэтами; 3. гусарами; 4. крепостными крестьянами.
После этого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой смоленской дороге
1. под Красным; 2. под Смоленском;
3. под Тарутином и Малоярославцем; 4. под Волоколамском.
Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812 г. был
1. М.Б. Барклай-де-Толли; 2. М.И. Кутузов; 3. П.И. Багратион; 4. П.В. Чичагов.
Решение М.И. Кутузова оставить без боя Москву преследовало цели
1) сохранить армию; 2) спасти Петербург;
3) навязать Наполеону зимнюю кампанию;
4) вызвать всенародный гнев к Наполеону.