Заметка по проведенному мероприятию


Качествопрофессионального образования
находится в прямой зависимости от профессионально-педагогического уровня педагогов.
6627495-23495
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПУ-41 г. ЗАРИНСК
Методическая разработка внеклассного мероприятия
-1015365219075
Внеклассное мероприятие «Нравственный выбор»

Заречнева Валентина Анатольевна

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ Краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №41» г. Заринск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Нам бы про душу не забыть…» В.М. Шукшин
Проведение внеклассных мероприятий в системе начального профессионального образования играет очень важное значение, так как именно посредством общения с учащимися, посредством внеклассных мероприятий педагоги могут реализовывать определенные воспитательные цели:
Создание благоприятного психологического климата в коллективе;
Расширение представления учащихся об окружающем его мире;
Акцентирование внимания учащихся на собственной личности, на вопросах нравственности;
Развитие эстетического вкуса у учащихся;
Развитие умения работы в коллективе и подгруппах;
Развитие навыков самостоятельной работы учащихся;
Сохранение и развитие практики самоуправления и самооценки деятельности в группе;
Приобщение к историческим истокам своей Родины, развитие патриотического чувства у учащихся.
Воспитательная работа в профессиональном училище предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одной группы или всего коллектива училища.
Ежегодно педагогический коллектив проводит всесторонний анализ вновь принятого контингента учащихся. Исследованию подвергается образовательная подготовка, уровень учебной культуры, особенности их личностного развития. По данным социального паспорта училища 25% учащихся воспитываются в малообеспеченных или неблагополучных семьях, где крайне низкий уровень культуры, нравственности. Исходя из этого, считаю, что для становления личности, как наивысшей ценности в общечеловеческом культурном процессе, необходимо проводить внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственной культуры у молодежи.
Методическая разработка, представленная на конкурс является первой в серии тематических классных часов, она направлена на формирование у учащихся понятий «нравственность» и «нравственный выбор».
Контингент учащихся, принимающих участие в классном часе имеет определенную специфику: многие из неблагополучных семей, ряд учащихся стоит на учете в КДН,
2
некоторые готовятся стать мамами… Поэтому проблема нравственности, нравственного отношения к родителям, детям, окружающим стоит особо остро.
В рамках данной игры использовалась программа SMART NOTEBOOK, с помощью которой были построены основные элементы мероприятия. В процессе подготовки классного часа были использованы кадры из кинофильма «Афоня».
3
Тема: НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Цели: - Формирование понятий «нравственность», «нравственный
выбор» - Формирование умения работать в группе - Развитие монологической речи - Развитие навыков анализа жизненных ситуаций - Формирование уважительного отношения к мнению
окружающих - Воспитание у учащихся чувства коллективизма, критики и
самокритики - Привитие уважительного отношения к одногруппникам
- Развитие творческого мышления учащихся - Расширение кругозора учащихся, воспитанию у них
нравственных качеств Вид мероприятия Работа в малых группах КМО − Интерактивная доска − Компьютер − Мультимедиапроектор − Программа Smart Notebook 4
СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА
Тип классного часа мастерская
Вид Работа в малых группах
Подготовка классного часа: Группа разбита на подгруппы по 5 человек.
Наглядность: Интерактивная доска
Заставка
Вступительное слово классного Сегодня мы будем говорить с вами о
руководителя: нравственности. Какие человеческие качества
входят в это понятие, какой нравственный выбор
вы должны сделать в каждом конкретном случае,
как понимаете само слово «нравственность». А
главным сегодня должно быть ваше коллективное
творчество, ваши мысли и чувства, не бойтесь
говорить, любое ваше мнение будет принято.
А для того, чтобы ваши мысли настроились на
творчество, я предлагаю вам, каждой группе,
продолжить в рифму четверостишие, чтобы
получилось стихотворение-перепутаница.
Работа в группах, задание – предоставить через 2 минуты свои варианты четверостишия Выступления учащихся (Группы презентуют свои 5
2877185-76631803250565-2583815
стихотворения. Шуточное задание способствует снятию напряженной обстановки в группе и готовит учащихся к дальнейшей работе) Задание: Выбрать и аргументировать по два-три слова, наиболее характеризующие понятие «нравственность» В течение 3-х минут учащиеся Работа у доски. Представители каждой группы
обсуждают в группе термины, выбирают выделяют у доски термины, соответствующие
3 наиболее соответствующих понятию «нравственность». Выбор
определению термина аргументируется.
«нравственность». На доске выведено определение из словаря Ожегова Анкетирование (психолог) Для получения конкретной информации об
В процессе работы над анкетой звучит отношении к нравственным ценностям психолог
саундтрек к кинофильму «Тени проводит анонимную анкету, которую
исчезают в полдень» анализирует в течение мероприятия.
3148330-5741670
Анкета
Анкета «Нравственные проблемы»
Античная культура выдвинула принцип единства истины, добра и красоты. Если бы вам все-
таки пришлось выбирать между тремя высшими ценностями, какую бы вы поставили на первое место?
А) истину,Б) добро,
6
ВВ) красоту.
Люди всегда желали бессмертия. Как бы изменились нравственные взаимоотношения, если бы люди стали бессмертными?
А) взаимоотношения стали бы более нравственными, люди ценили бы и уважали друг друга;
Б) взаимоотношения стали бы более натянутыми, люди надоели бы друг другу, старались бы меньше общаться, за очень долгую жизнь накопилось бы много обид и разочарований.
В) взаимоотношения стали бы менее нравственными, людям стало бы проще предать ближнего, оскорбить и унизить, ценность человеческой жизни очень бы снизилась.
Г) к взаимоотношениям между людьми не применимы были бы современные понятия нравственности, потому что термин «нравственность» наполнился бы совсем другим содержанием
Д) другое ________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
В раю запретов больше, чем в аду, говорится в еврейской пословице. Это значит, что человек не свободен, любой его поступок отражается на других людях. Оцените свою степень нравственной свободы, т.е. степень независимости от других людей:
649605-17780
Как вы считаете, кто в вашей группе самый:
А) ответственный ___________________________________________
Б) справедливый _____________________________________________
В) честный, искренний ______________________________________________
Г) трудолюбивый _________________________________________________
Напишите, пожалуйста, фамилии одного, двух одногруппников.
Спасибо за работу!
7
Задание: сделать нравственный
-75565-160655
выбор «Умеете ли вы дружить»
Обсуждения идут в группах, затем каждая группа высказывает свою версию.
Задание: «Рассортируй Работа в группа. пословицы» Группам выдается набор пословиц, которые
необходимо разделить на нравственные и
безнравственные. На выполнение – 3 минуты. Каждая
группа должна представить свой вариант. Работас фрагментами
видеофильма «Афоня».
Выбор пословиц не комментировался, так как работа с ними предполагается при анализе видеофрагментов.
8
После просмотра видеофрагментов каждая группа высказывает свое мнение в отношении

поведения главного героя, его отношения к работе, родственникам. Именно в этот момент учащимся предлагается подобрать пословицы, которые соответствуют поведению главного героя.
Преподавательблагодарит
2336165-1593852336165-159385
учащихся за высказанное мнение и предлагает сравнить два высказывания:
Каждая группа высказывает свое мнение, ответы аргументируются.
Задание – решить задачу
2336165-1676402336165-167640
«Кардиохирурги»
На решение задачи отводится 2-3 минуты.
Учащиеся не просто дают свой ответ, они его
аргументируют, пытаются дать какой-то свой вариант,
так как предложенные варианты очень сложны для
принятия решения.
Выступление психолога с На вопросы анкеты ответили 21 человек. Их мнения
анализом анкеты: распределились следующим образом.
Отвечая на вопрос «Античная культура выдвинула
принцип единства истины, добра и красоты. Если
бы вам все-таки пришлось выбирать между тремя
высшими ценностями, какую бы вы поставили на
первое место: истину, добро или красоту?», 67 %
учащихся на 1 место поставили истину, 33% -
9
добро, а 0% - красоту.

Следующий вопрос «Люди всегда желали бессмертия. Как бы изменились нравственные взаимоотношения, если бы люди стали бессмертными?» оказался достаточно трудным. Учащимся не сразу удалось осознать, что чувствует и как поступает бессмертный человек, потребовалось дополнительное обсуждение данной проблемы.
В результате мнения группы распределились следующим образом:
28% считают, что взаимоотношения стали бы более нравственными, люди ценили бы и уважали друг друга;
52% учащихся решили, что взаимоотношения стали бы более натянутыми, люди надоели бы друг другу, старались бы меньше общаться, за очень долгую жизнь накопилось бы много обид и разочарований.
14% членов группы считают, что взаимоотношения стали бы менее нравственными, людям стало бы проще предать ближнего, оскорбить и унизить, ценность человеческой жизни очень бы снизилась.
0% выбрали вариант, где сказано, что к взаимоотношениям между бессмертными людьми не применимы были бы современные понятия нравственности, потому что термин «нравственность» наполнился бы совсем другим содержанием.
Кроме того, проблема бессмертия вызвала интенсивную эмоциональную реакцию, многие взглянули на нее с другой стороны, осознали ее как проблему, а не как подарок судьбы.

10
Отвечая на вопрос о степени собственной

нравственной свободы, учащиеся в целом показали себя достаточно ответственными, самокритичными и владеющими навыком самоанализа людьми.
Средний результат в группе составил 6,5 балл по 12-тибальной шкале.
Последний вопрос анкеты выявлял умение анализировать окружающих, выделять их положительные качества, сравнивать разных людей, не навешивая им «ярлыки». Вся группа справилась с работой, и в результате наибольшее число голосов набрали следующие учащиеся:
Самый ответственный - Мирнова А.
Самый справедливый – Заречнева В.А., Сергеева Н.И.
Самый честный, искренний – Марусенко Е.
Самый трудолюбивый – Курилова Т.
Результаты анкетирования были представлены на обсуждение здесь же, на классном часе. Они вызвали оживленную реакцию группы. Большинство учащихся говорили, что они полностью согласны с получившимися данными. Кто-то удивлялся, что его личное мнение не отразилось на средних показателях. Были те, кто с недоверием отнесся к получившимся цифрам, потому что в них не видно мнение каждого человека. Это позволило поднять еще одну проблему взаимоотношений людей: что лучше – подчиниться мнению большинства или отстаивать свою точку зрения. Нравственно ли противопоставлять себя окружающим? Однако подробно рассмотреть ее мы сможем на другом

11
классном часе.

Преподаватель благодарит учащихся и предлагает всем в качестве подарка памятку
«Золотое правило»
990600179070
В заключении урока В одном селении жил мудрец. Он помогал людям
преподаватель читают притчу советами и люди уважали его. В этом же селении
«Мудрец и бабочка» жил очень завистливый человек и он решил
очернить мудреца. Он решил поймать бабочку,
зажать ее в ладошке и прийти к мудрецу и спросить
что у него в руке. Если он отгадает, то спросить
какая она – живая или нет. Если ответить, что
живая, то сжать ладонь и убить ее, если ответит, что
мертвая – отпустить ее на волю.
Созвал он селян, поймал бабочку и спрашивает у
мудреца: «Что у меня в руках?». «Бабочка» -
отвечает мудрец. «А какая она?» - спрашивает
человек. «Все в твоих руках» - отвечает мудрый
человек.
Так вот, ребята, все в ваших руках.
12