Поддержка развития лидерской позиции учителя
Оценивание обучения и оценивание для обучения 1. 1. Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству У. Джеймс 3. Оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора). 3. Оценка (в философии) — способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.Оценка (педагогика) — выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы). 3. оценить — поставить, отдать справедливость, дать оценку, просчитать, расценить, аттестовать, придать значение, понять, признать достоинства, воспринять, обсудить, посмотреть, счесть, осудить, взглянуть, отдать должное, скалькулировать, воздать должное ОЦЕНИВАТЬ (по Далю)или оценять, оценить что, ценить, полагать, назначать чему цену, определять стоимость чего. Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев, Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; 4. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков: 5. Суммативное оценивание Суммативное оценивание- предоставление всем заинтересованным сторонам четкого отчета или анализа о том, насколько учащийся достиг цели поставленные учителем (тестирование, контрольная работа, диктант, так как цель- итог тому, насколько хорошо работал учащийся в течение определенного периода времени, выполняя различные задания 5. Формативное оценивание Формативное оценивание- отслеживание прогресса учащегося при помощи неформального, безотметочного оценивания, основанного на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. -Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);-Обратная связь, обеспечивающая прогресс;-Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся; -Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;Таким образом, формативное оценивание несет функции: формирующая, стимулирующая и мотивирующая. ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ 5. Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями. Каждый критерий обозначается его содержание четко описано и известно заранее. 7. Что такое критерии определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал; сформирован ли тот или иной практический навык;возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс Система критериального оценивания предоставляет возможность Рубрики оценивания Рубрикатор – инструкции по оцениваниюЗа что ставятся баллы по каждому из критериевХарактеристика не ученика, а его работы Пример рубрики формативного оценивания Ф.И. ученика: Дата: Учитель: Предмет: Этапы урока Стартовый уровень Удовлетворительно Хорошо Отлично Мозговой штурм Работа в группе Работа в паре Тест Предметные умения и навыки Стартовый уровень Удовлетворительно Хорошо Отлично Проверочный лист Предмет: Тема: Вид работы: Тебе необходимо знать: А В С Тебе следует уметь: КРИТЕРИЙ А: ОБЩЕНИЕ Уровень достижения Дескриптор 0 Ученик не способен воспроизвести полученную информацию и отвечать на вопросы по тексту 1-2 Ученик отвечает на вопросы по тексту только с помощью учителя и допускает серьезные ошибки в речи 3-4 Ученик кратко отвечает на вопросы по тексту и допускает ошибки в речи 5-6 Ученик полностью владеет информацией по содержанию текста и дает расширенные и глубокие ответы на вопросы
“Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом: их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом, а это означает, что анализ собственных соображений совершенно необходим для качественного обучения.”Inside the Black Box, Black & Wiliams, 1998 САМООЦЕНИВАНИЕ
Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. САМООЦЕНИВАНИЕ
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока: САМООЦЕНИВАНИЕ Основные понятия Знал до изучения темы Узнал Могу применить
Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага: работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: «Ты что-то сделал, пусть немного, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу...» Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность Прибавление, а не уменьшение Итоговое оценивание
По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную. Шкала перевода баллов по критериям в итоговую отметку
Формирующее и констатирующее оценивание В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее. Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения
Формирующее и констатирующее оценивание Позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала.Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.
Констатирующее оценивание Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем.Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала Крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: *самооценивания, *взаимного оценивания, *участия в разработке критериев оценки*рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий Что важно для работы системы
Что важно для работы системы Данная система может работать только при условии субъект-субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель спускается с «Олимпа», на котором он привычно расположился, самовластно решая проблемы и вопросы в течение урока, и становится не «вершителем судеб», а консультантом, помогающим учащимся при продвижении по дороге знаний А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, 2010.Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2 частях. Под редакцией Ковалёвой Г.С.Логиновой О.Б. Москва «Просвещение» 2010 год.Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев 1998. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва 1972.Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата. Ресурсы