Рефлексивный отчёт по коучингу
Рефлексивный отчёт коучинг занятия на тему "Школьная культура"
Шевченко Елены Владимировны
учителя второго (основного) уровня
14 ноября 2016г. проводился коучинг в КГУ «Силантьевская средняя школа» Алтынсаринского района. Школа общеобразовательная, на уровне общего среднего образования осуществляется обучение по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому, в школе обучаются 325 учащихся.
Было проведено анкетирование с учащимися 2-4 классов,5,11 классов и педагогами школы. По результатам анкетирования было выявлено, что атмосфера в коллективе благоприятная -67%, незначительно благоприятная -33%. В анкетировании приняли участие -27 педагогов.
Признаки здорового психологического климата % Признаки нездорового психологического климата %
Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. 48% Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. 52%
Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 66% Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению 34%
Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. 51% Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения. 49%
Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. 70% Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. 30%
В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. 40% В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. 60%
В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 55% В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. 45%
Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 51% В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. 49%
У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 48% Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». 52%
Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. 40% Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. 60%
Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. 55% Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем 45%
Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 51% У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. 49%
Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 62% Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает 38%
В нашем коллективе гласность – это норма жизни. 48% До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко. 52%
Анкетирование среди учащихся показало следующие результаты:
благоприятная атмосфера в начальной школе-100%, в 5,11 классах-80%, удовлетворительная в 5,11 классах-20%.
1.Дружелюбие – 88% Враждебность- 12%
2.Согласие - 90% Несогласие- 10%
3.Удовлетворенность- 99% Неудовлетворенность-1%
4.Увлеченность - 94% Равнодушие-6%
5.Продуктивность – 95% Непродуктивность-5%
6.Теплота – 99% Холодность-1%
7.Сотрудничество – 97% Соперничество-3%
8.Взаимная поддержка- 95% Недоброжелательность-5%
9.Занимательность – 95% Скука-5%
10.Успешность – 96% Неуспешность-4%
В анкетировании приняли участие 100 учащихся.
И эти два анкетирования, объеденных в единое как «Культура школы» послужили для нас как темой для проведения коучинг занятия. Целью, которого было определить сущность школьной культуры. оказать содействие в понимании важности привития культуры школы, как и у учащихся, так и учителей в осуществлении успешного учебно-воспитательного процесса. а, ожидаемым результатом являлось, что педагоги смогут:
-разрабатывать теоретические положения о культуре
-применять эти теории в своем школьном контексте
-объяснить формальные и неформальные условия культуры в и школе.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. А школа - это не только система определённых правил, способов, приёмов изучения чего-либо, освоения чего-либо. (Ф. И. Буслаев, «Эпическая поэзия», 1851 г.), но и воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов (М. Н. Загоскин, «Искуситель», 1838 г.).
Во время проведения коучинг занятия, я находилась в качестве наблюдателя. С целью наблюдения за коучем и коллегами в установлении благоприятного климата на основе создания доверительного и доброжелательного взаимодействия между участниками коучинг занятия, правильном подборе заданий, которые могут оказать содействие в раскрытии понятия «культура школа» и способствовать привитию данного понятия в сознании участников коучинг занятия.
Для установления благоприятного климата на основе создания доверительного и доброжелательного взаимодействия между участниками коучинг занятия, было предложено участникам сделать комплимент соседу справа, не все педагоги искренне передавали свои чувства. Не ощущалась благоприятная атмосфера, возможно это из-за того что коучинг проводился во второй половине рабочего дня, коллеги были уставшими.
И по моему мнению - это как некогда поспособствовало дальнейшему проведению коучинга. Не все участники проявляли познавательную активность. Далее необходимо было спросить у участников коучинг занятия , приятно ли им было услышать комплименты, и какими они для них были. А затем разделиться на группы, согласно стикерам. То есть тем самым, провести небольшую рефлексию данного задания, но и возможность проявить открытость к участникам коучинг занятия.
Любовь Анатольевна была не много скованной, тем самым и прослеживалась не доверительная атмосфера.
В составлении и защите коллажа "Что такое школьная культура?" Педагоги показывали свое видение школьной культуры. Обсуждали в группах и выносили на защиту основные моменты понятия "школьная культура".
Любовь Анатольевна совместно с участниками выделяла общие черты в определении школьной культуры. Наблюдая за действиями групп можно сделать следующий вывод, что не все испытывали интерес в этом задании.
Работая по ресурсу "Атмосфера в школе и классе".
Педагоги сначала индивидуально определяли по одному параметру, который поддерживает и препятствует обучению в их школе. Затем в группах обсуждали и находили общие факторы, оформляли на листах.
Школьная атмосфера отражает физические и психологические аспекты школы, которые более восприимчивы к изменениям, и, которые обеспечивают необходимые предпосылки для преподавания и обучения. Школьную атмосферу можно рассматривать с точки зрения четырех аспектов школьной среды.
Данное задание немного озадачило участников коучинг занятия, но, тем не менее, они смогли справиться с данным заданием благодаря открытым вопросам и проявления гибкости со стороны Любовь Анатольевны. Понаблюдав за выполнением этой работы, я как наблюдатель пришла к выводу, что некоторые коллеги не активно и не уверенно справлялись с заданием( 4 группа).
Упражнение Ромб 9 "Существующая культура" немного заинтриговало участников им очень интересен был результат. И многие из них пришли к выводу, что большинство проблем указанных на карточках в нашей школе не имеют быть.
Возможно в целях экономии времени не была проведена разминка для снятия усталости и напряжения для дальнейшего качественного проведения коучинг занятия, которая была необходима.
Итогом послужило упражнение "Большая стирка".
Педагоги вырезали из цветной бумаги макеты одежды, на которой писали характерные признаки школьной культуры, с одной стороны, с другой указывали какой вклад внесёт каждый из них. "Одежда" развешивалась на веревке. Записанные слова и предложения не озвучивались всей аудитории.
При подведении рефлексии данного коучинг занятия Любовь Анатольевна посчитала необходимым применение приёма «Левой руки», где участникам коучинг занятия предстояло высказать свое отношение
Большой палец – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – у меня вызвало затруднение…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец- для меня было недостаточно ясно …
При котором не все отметили, что коучинг занятие было «познавательным, увлекательным, занимательным, информативным, запоминающим».
Коучинг занятие прошло успешно. Так как, на мой взгляд, была достигнута цель и ожидаемые результаты. Этому способствовал удачный подбор заданий. Навыки коуча как гибкость и умения введения конструктивной беседы. Но тем не менее, в следующий раз тщательно подходить к распределению времени для выполнения заданий, так как под конец немного не успевали и приходилось немного поторапливать, чтобы успеть все запланированное для данного коучинг занятия.
.