Собрание Родителям о внимании и внимательности
РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
I. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Актуальность. В настоящее время около 70 % обычных детей, считающихся здоровыми и обучающиеся в массовой школе, по приблизительной оценке, имеют нарушения внимания. Выявляется это чаще всего при увеличении нагрузок на ребенка. В его обычной жизни, вне школьной деятельности, это нарушение может никак не проявляться. Но при поступлении в школу или детский сад, где проводятся регулярные занятия с детьми, нарушение внимания становится очевидным.
Исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая те или иные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.
У младших школьников основные свойства внимания развиты еще очень слабо по сравнению с детьми более старшего возраста или взрослыми. Это во многом обусловлено особенностями психического развития учеников начальной школы, Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Это объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Внимание бывает произвольное и непроизвольное. Для того чтобы ребенок проявил непроизвольное внимание к чему-либо, в первую очередь нужно пробудить его любопытство. Оно же является элементарной формой познавательной потребности. Чем сильнее у ребенка выражена познавательная потребность, тем больше оснований ожидать активизации непроизвольного внимания при изменениях окружающей действительности. Что-то новое, яркое, необычное обязательно привлечет внимание малыша.
Непроизвольное внимание преобладает у детей шести лет. Характеризуется зависимостью от внешней привлекательности объекта. В зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия ребенок сосредотачивается на объекте, и это сосредоточение сохраняется до тех пор, пока есть интерес к воспринимаемому объекту. Часто такое поведение носит характер игры. Непроизвольное внимание редко возникает под влиянием поставленной цели.
Произвольное же внимание возникает только в целенаправленной деятельности. Человек ориентируется на конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает свое внимание на выполнении этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает целеполагание. Возможно, что именно процесс целеполагания и «включает» внимание для эффективного управления протеканием деятельности.
Таким образом, развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.
В этой непростой работе могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Произвольное внимание появляется на границе между шестым и седьмым годами жизни ребенка. Оно не возникает само по себе из непроизвольного внимания, а являемся результатом взаимодействия взрослого и ребенка. Большое значение в его развитии имеет регулируемое восприятие. Так, например, указательный жест ориентирует ребенка на те стороны действительности, которые он раньше не замечал, привлекает его внимание к нужному признаку.Однако основное значение в развитии произвольного внимания имеет развитие речи. На ранних стадиях обучения взрослый при помощи словесных инструкций организует внимание ребенка на предстоящей деятельности. Зачем ребенок уже сам начинает использовать приемы, применяемые ранее взрослым, для удержания произвольности внимания. Детям шести лет уже доступны планирование своих действий вслух, громкое проговаривание инструкции взрослого. Поэтому для обучения произвольному вниманию необходимо просить ребенка больше рассуждать вслух.
Чем выше уровень восприятия, чем лучше развита речь, тем раньше формируется произвольное внимание.
Уровень развития произвольного внимания во многом зависит от степени развития личностных и эмоционально-волевых качеств ребенка. Произвольность всегда поддерживается волевым усилием, и ребенку шести лет особенно сложно это дается тогда, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Такими раздражителями могут быть многоцветный, красочный материал для занятия, яркий, броский костюм педагога и т. д. Ребенок более внимателен, когда рядом нет посторонних сильных раздражителей.
В процессе работы, обучения, игры может возникнуть сильный интерес, увлеченность, вдохновение, которые устраняют волевое напряжение от поддержания внимания. Ребенку уже не надо заставлять себя поддерживать требуемый уровень внимания: произвольное внимание превращается в послепроизвольное.
Специальные психологические исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения разным предметам.
Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.
Развитие концентрации внимания.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения при знаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного вое произведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.).
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
Основное условие, которое необходимо соблюдать в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений — все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Анализ типичных ошибок учащихся, связанных с невнимательностью. Плакат с типичными ошибками по материалам анализа контрольных текущих письменных работ.
Материалы для плаката:
• Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам,(«жуки» - «зуки»)ш – щ ч –ц з – с
• Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах, (трва — трава)
• Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания, (шарава -трава)
• Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
Памятка родителям. Условия развития произвольного внимания
• В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
• Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
• Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
• Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи.
• Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
• В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
• Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
• Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.
Корректурная проба.
С помощью этой диагностической методики изучается устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. 20 строк букв,
ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о
ы в а и ро о л д ж з я ч м и т ь с т в
о б ю е а в ы ре н о л б ж д л о ру к
ц у к е н г ш щ з х ф ы з а про л д ж
я ч с м и т ь б ю э ж д л о рпа в в ы
е а е ы ф я ч с м и т б ю ф ы в а к й ц
э л д ж э ц у к ё н г ш щ н е к ц ф у к
и м с ч я а х о х рз х с щ н е к у ы в
ц к э д ж л о н с а в и ф ю в м б ю и м
е к у ц з щ ш г н е к у ц и м с ч ю т и
ф ы в а про л д ж з щ ш г н е к у н г
ж д л о рпф ы в а прс л д ж ю б и м
а ы в к у ц е н г ш щ л о рпи т м с ч
рпа о л д и м с ч и т б л о д ш е н г
а про н е г к у в а пл д ж и т б м с
па е к н г о л пд ж ш н г к у в м с и
э л а ш г н щ у к е н д о рг с и т прК у е н г ш л о рд ж в а прн д и т в
в а прн г о л д и т ж з х к у прн е
с и т рн г е ц ы в с и м про н е г б
по 20 букв в каждой.
По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы —3 минуты.
Результаты:
Работоспособность = (количество строк)² : количество ошибок. Чем больше работоспособность, и меньше количество ошибок, тем более устойчивое внимание.
Для исследования переключения внимания. Задание: например, на двух строчках вычеркнуть буквы В и Р, а на третьей строчке – К и Ч. Повтор.
Результаты:
Процент ошибки = 100 · количество строк, неверно отмеченных : общее количество просмотренных строк.
1. Нарисуй точки в свободной рамке так, как они расположены в образце.
. . . .
. . .
.
. .
. .
. . . .
.
2. Подчеркни слово, в котором есть буква Д.
Портной, подвал, антракт, земляк.
3. Каким по счёту в перечне будет слово «мот»?
Рот, кот, мот, год, крот.
1. Нарисуй точки в свободной рамке так, как они расположены в образце.
. . . .
. . .
.
. .
. .
. . . .
.
2. Подчеркни слово, в котором есть буква Д.
Портной, подвал, антракт, земляк.
3. Каким по счёту в перечне будет слово «мот»?
Рот, кот, мот, год, крот.
Упражнение 1.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС,
АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА
Упражнение 2.
Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРАФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
З. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Упражнение 3. Корректурная проба.
Ребенку можно предложить выполнить следующую работу: В таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКЙБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ
ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ
ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.
Упражнение 4.
В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребснку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом).
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет).
АВМЛ БЕРЕЗАВЛ НГСТРЫ ИЧ ЕНСЩКН И ГАМ Ш ВАЛ (береза, книга).
ВОНГЛРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна).
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВДДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенсии, лес).
Упражнение 5.
Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИЕРАОКПО
Упражнение 6.
Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой приложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРОШАЯ
СВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7.
Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДА РЫБАНЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОД
МОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Упражнение 8.
Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания: 5.8, 1,6,4, 12,7,2, 1,8,10,4,3,2,0,5,2,8,5,7, 18,22, 11. 16. 13,8,6, 19,21, 15,17, 12,14,30,27,32,6,4,8,19,42.
Упражнение 9.
Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ни: примерах:
3+12 = 15 15 - 8=17 16 + 4 = 22 15 – 2 = 13
3 + 3=10 16 + 8 = 23 13 - 4 = 9 19 + 5 = 24
16 - 9 = 7 16 + 9 = 28 13 - 2=11 12 – 4 = 16
12 - 6 = 6 15 + 9 = 25 15 - 4 =11 15 + 5 = 10
14 - 9 = 5 5 + 17 = 22 2 + 11 = 13 4 + 18 = 22
12 - 9 = 3 7+18 = 25 6+15 = 22 18 – 8 =10
16 - 5=11 12 - 7 = 5 19 – 7 =13 14 – 8 = 6
17 + 7 = 23 19 - 6=13 5 + 13 = 18 18 – 4 = 12
16 + 6 = 22 13 - 5 = 8 14 + 9 = 23 16 – 2 = 14
Упражнение 10.
Предложите своему ребенку решить следующую зал; лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11.
Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?