Исследовательская работа Шаг в науку
Тема работы: «Фотографии Великой Отечественной войны».
Выполнил:
Россия пос. Баляга
Турушев Георгий Георгиевич
Адрес: ул. Строительная д. 12 «А», кв.3
МОУ СОШ пос. Баляга
10 класс
Тел: +
Руководитель:
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ пос. Баляга
Бахаева Наталья Анатольевна
Краткая аннотацияДля исследования я решил выбрать эту тему, потому что в 2015 году исполняется 70 лет с окончания самой страшной, кровопролитной и долгой войны за всю историю Российского государства - Великой Отечественной войны. Она длилась 1418 дней и ночей, унеся за собой более 30 миллионов жизней ни в чём неповинных людей. На фронте солдаты, кроме того, что воевали, делали большое количество фотографий. В эти годы развивается жанр военного фоторепортажа. Известно большое количество имён военных фотографов. С какой целью они это делали? На этот вопрос я попытаюсь ответить в моей работе.
АннотацияАктуальность: Великая Отечественная война затронула каждую семью. У каждого у нас воевали прадедушки и прабабушки. Просматривая семейные альбомы, мы видим фотографии предков с фронта. Зачем они делали их? Чтобы потомки вспомнили об их подвиге? Чтобы сообщить родным, что с ними всё в порядке? Или была какая-то другая причина? На этот вопрос я отвечу в своей работе.
Цель работы: узнать, зачем фотографировались люди на войне, какие самые знаменитые военные фотографы были в СССР. Провести опрос среди учеников 10 класса, узнать какая у них точка зрения на данную проблему. Узнать о жизни и фрагментах боёв наших односельчан. Для достижения цели я поставил следующие задачи.
Задачи: 1. Изучить найденные в Интернете и книгах статьи.
2. Просмотреть имеющиеся альбомы с фотографиями участников Великой Отечественной войны в нашем посёлке; просмотреть личные архивы и найти фотографии моих прадедушек- участников Великой Отечественной войны.
3. Провести опрос и узнать мнение учащихся по данной проблеме.
4. Составить презентацию по данной теме.
Методы исследования:
Анализ
Синтез
Опрос
Описание
Объект исследования: фотоальбомы периода Великой Отечественной войны
Гипотеза: С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. И только с помощью фотографий мы можем увидеть лица солдат тех далеких лет.
Основная часть
Введение Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи развития трепетного отношения к истории своей страны, своего посёлка, своего народа, своей семьи, через сохранение фото памяти родственников, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны. По фото можно проанализировать их жизнь. На основе поиска, изучения и систематизации документальных материалов и фотографий об участниках Великой Отечественной войны.
§1 Память жива. Трагические дни 1941 года
Самое главное я понял, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся фотографиям той поры. Это я и хочу показать в своей работе.
На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной.. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внёсших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано моё желание узнать по фотографиям о жизни солдат в годы Великой Отечественной войны.
Так если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит песня – « Вставай, страна огромная»? Откуда боль, странные ощущения, когда из-под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.
А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет!!!
§2 Краткая история военных фотографий
В истории фотографии принято считать, что первые репортажные снимки были сделаны во время Крымской войны (1853-1856) британскими репортёрами Уильямом Симпсоном и Роджером Фентоном.
На протяжении всего военного времени на фронте, на передовой, в тылу, усердно трудились фотографы того времени. Благодаря их работе мы можем наблюдать весь ужас Великой Отечественной. Их работы наполнены трагизмом, истинной эмоцией, неподдельной человеческой сущностью. Многие не вернулись с этой войны. Их негативы бережно сохраняли солдаты до возвращения на Родину. Снимки, сделанные на полях сражений, в тылу, демонстрируют не только смелость и силу Советской Армии, степень разрушения и жестокость врага, но и строго соответствуют «политике партии».
Они, также, воевали.… Только в их руках была не винтовка и граната, а фотокамера, которая, порой, «выстреливала» не хуже снайперской винтовки.
Потрясающие военные снимки того времени делались совершенно по-разному – кто-то из фотокорреспондентов воздействовал на эмоции зрителей, кто-то не гнушался пользоваться инсценировками, другие же работали в агитаторских целях и их фотоработы получали плакатное звучание. Как бы то ни было, все эти снимки, сделанные военными фотокорреспондентами в кровавой суматохе боевых событий, получались по-настоящему проникновенными и незабываемыми. Говоря о фотографии времён Второй мировой войны, нельзя не отметить тот факт, насколько сильно влияла официальная идеология на культуру в целом и фотографию в частности. Кадры, сделанные на полях сражений и в тылу, демонстрируют не только силу и смелость советской армии, жестокость врага и степень разрушения, но и строго соответствуют «политике партии».
Об этом 13 марта 2010 года в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках выставки Якова Рюмкина «Живите, пожалуйста» рассказал на своей лекции «Фотография эпохи Второй мировой войны. * Философия. Эстетика. Примеры» Алексей Логинов — профессор РГГУ, историк фотографии, член Международной Федерации Журналистов (IFJ).
* По данным сайта http://lumiere.ru/
§3. Какие самые знаменитые фотографы были в СССР?
Военных корреспондентов, в период Великой Отечественной войны было очень много. Все они трудились для того, чтобы выпустить материал для фронтовых газет. Писали статьи и делали фотоснимки. Именно им мы должны сказать «Спасибо» за то, что можем собственными глазами увидеть ужасы войны. Далее я расскажу краткую биографию некоторых из них.
Наталья Боде. Наталья Федоровна Боде в 1941 году поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до конца войны. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта. За весь перио войны сделала 160 фотоснимков. (некоторые фотографии в приложении 1).
Михаил Савин. Михаил Иванович Савин с марта 1941 года работал в газете Западного военного округа «Красноармейская правда». В качестве ее фронтового фотокорреспондента прошел всю войну с первого до последнего дня. Снимал отступление в Белоруссии, бои под Смоленском, битву за Москву, на Курской дуге, освобождение Литвы, наступление в Восточной Пруссии. Снимал капитуляцию немецких войск в Восточной Пруссии и на Балтике. С 1945 года Михаил Савин работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек», сделав около 130 снимков). (Приложение 2)
3 Евгений Халдей. Евгений Ананьевич Халдей с 18 лет стал работать фотокорреспондентом, с 1939 года представлял «Фотохронику ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Великую Отечественную войну прошел от первого до последнего дня, сделав огромное количество фотографий, многие из которых стали знаменитыми (в том числе и один из символов Победы — фото «Знамя Победы над Рейхстагом»). Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял циклы фотографий о жизни североморцев и моряков Черноморского флота, Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав
в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс. Сделал 259 фото. (Приложение 3). Таких людей в Советском союзе было очень много. Они трудились для того, чтобы другие солдаты получали новости о военном положении на других концах страны, чтобы простые люди смогли узнать, какие страшные события происходят в СССР. А ведь кроме военных корреспондентов фотографировались и простые люди.
§4 Фотографии простых солдат
Просматривая семейный фотоальбом, я увидел несколько фотографий, на обороте которых были указаны года: 1942, 1945… Я спросил у мамы: «Кто это?» Оказалось, это мой прадед, который без вести пропал на войне и его родной брат; двоюродные братья моего дедушки. Благодаря этим фото я много узнал о них, где они воевали, остались ли они живы или погибли… И так каждый из нас может, листая семейный фотоальбом, узнать о подвиге своих предков. У нас в школе есть несколько альбомов с фотографиями солдат, прошедших Великую Отечественную войну.
Пётр Ильич Баклышев. Родился в Мордовии, в 1943 году его призвали на фронт. Освобождал Украину, Белоруссию, Польшу. После войны несколько лет находился в составе оккупационных войск в Германии. (Фото 1, приложение 4)
Семён Агеевич Власов. На фронте между боями бойцы успевали привести себя в порядок, спеть песни, сплясать под гармошку, а если прибудет корреспондент, то и сфотографироваться. На фото 2,3 (приложение 4) Семён Агеевич со своими фронтовыми товарищами, с которыми он прошёл всю войну «Плечом к плечу».
Белетинская Ефросинья Михайловна. Снайпер. В 1943 году сфотографировалась со своей боевой подругой. (Фото 4 приложение 4)
§5 Постановочные фотографии
Война закончилась. Жизнь страны постепенно становится лучше. Строятся заведения, школы, больницы. Открываются музей, посвящённый Великой войне. Люди начинают делать фотографии, содержание которых отражает сцены из военной жизни. Спрашивается, зачем? А делали это, чтобы потомки могли больше узнать в будущем, чтобы не забывали и не отвергали эту победу. Ещё одной причиной является то, что люди хотели создать на фотокарточке колорит того времени. Во многих альбомах можно увидеть как настоящие (подлинные), так и постановочные фото (приложение 5).
Исследовательская часть
§6 Вопросы для учащихся
Для исследования я решил задать учащимся 10-го класса. Каждому будут заданы вопросы, после я обработаю результаты и составлю диаграмму ответов .
Вопросы:
Есть ли в Вашей семье родственники-участники Великой Отечественной войны?
Видели Вы в семейном фотоальбоме их фотографии?
Как Вы считаете, можно ли по военным фотографиям изучать историю, события того страшного времени?
Как Вы понимаете, зачем люди после войны создавали постановочные фотографии?
По Вашему мнению, интересно ли современному поколению изучать историю Великой Отечественной войны?
§7 Анализ результатов
В опросе приняли участие 11 человек- учеников 10-го класса.
Оказалось, что в нашем классе у 8-ми человек есть родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне. И все они видели их
фотографии в семейных фотоальбомах. Из этого можно сделать вывод, что ребята интересуются историей своей семьи не только по рассказам родителей, но и по семейным фотографиям. 3 человека на первый и второй вопрос дали отрицательные ответы. (Приложение 6)
10 человек считают, что по фотографиям можно и нужно изучать историю войны. (Приложение 7) Как я говорил в предыдущей части работы, после войны люди создавали постановочные фотографии. Я спросил у учащихся, а как они думают, с какой целью создавались подобные фото. Больше всего ребят ответили, чтобы сохранить память для будущих поколений (6 человек). Ещё один популярный ответ- создать колорит времени войны. (Приложение 8)
Последний был вопрос: «Интересно ли современному поколению изучать историю войны». 8 человек ответили «Да», 2 человека «Нет» и один ответил «50/50». Делаю вывод, что всё-таки память об этой войне сохранилась в нашем поколении и этим можно только гордиться. (Приложение 9)
Заключение На основании анализа книг, фотографий и опроса одноклассников, я сделал следующие выводы:
С помощью фотографий можно изучать историю войны;
На войне солдаты делали фотографии, чтобы сказать родным людям: «Мы живы!», « Мы встретимся!».
У каждого человека в семейном фотоальбоме есть фотографии с фронта. Они сохраняют память для будущих поколений.
ПриложенияПриложение №1. Фотографии Натальи Боде.
285369018415
«Проводы в народное ополчение» «Бронебойщики на Курской дуге»
3082290323850-318135329565Приложение №2. Фотографии Михаила Савина.
INCLUDEPICTURE "http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2013-05/1367552244_0_59a4a_a46cbc08_xl.jpg" \* MERGEFORMATINET
Приложение №3. Фотографии Евгения Халдея.
lefttop
«Знамя Победы над Рейхстагом». Постановочная фотография.
Приложение 4. Фотографии солдат нашего посёлка
-90170692150034347157366000
-17335516065500368236516637000
343471522796500
-35560026987500
3291840361950Приложение №5. Постановочные фотографии
-203835113665
27241534163000
340614017907000
Приложение №6. Опрос учеников 10-го класса. «Есть ли в Вашей семье участники войны? Видели ли Вы их фотографии?»
42481583820
Приложение №7. Опрос учеников 10-го класса. «Можно ли изучать историю войны по фотографиям?»
586740152400
Приложение №8. Опрос учеников 10-го класса. «Причины создания постановочных фотографий»
691515118110
Приложение №9. Опрос учеников 10-го класса «Интересно ли современному поколению изучать историю Великой Отечественной войны?»
643890-3810
Список литературы1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
4. Булава И.А. Летопись Енисея. Красноярское книжное издательство, 1997.
5. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.
6. Имеющиеся в школе альбомы с фотографиями и краткой биографией односельчан - участников Великой Отечественной войны.
7. Семейные фотоальбомы.
Материалы Интернета
Великая Отечественная война — Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ Великая_Отечественная_война
Фотография Второй мировой войны: вспомнить главное. http://www.rosphoto.com/events/fotografiya_vtoroj_mirovoj_vojny-1356Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Краткая аннотация PAGEREF _Toc417855113 \h 2Аннотация PAGEREF _Toc417855114 \h 3Введение PAGEREF _Toc417855115 \h 4Память жива. Трагические дни 1942 года…………………………………………………………………………………..………..4
Краткая история военных фотографий………………………………………………………………………………………………...5
Какие знаменитые фотографы были в СССР?...........................................................................................6
Фотографии простых солдат………………………………………………………………………………………………………………….7
Постановочные фотографии………………………………………………………………………………………………………………….8
Вопросы для учащихся………………………………………………………………………………………………………………………..…8
Анализ результатов…………………………………………………………………………………………………………………………….…8
Заключение PAGEREF _Toc417855116 \h 9Приложения PAGEREF _Toc417855117 \h 10Список литературы. Материалы Интернета PAGEREF _Toc417855118 \h 15