Научная статья Научный проект как шаг в науку
НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ КАК ШАГ В НАУКУ.
СТЕНГАЧ Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Лицей «Дубна» г.Дубны
Московской области
Современные концепции образования значительно изменили условия организации преподавания. Меняются соответственно цели и задачи образования. Учитель однозначно перестает быть простым передатчиком знаний и становится соратником и сотрудником своих учеников. Особенно важно это в работе со старшеклассниками, выпускниками школы. И приоритетным становится раскрытие индивидуального творческого потенциала личности ученика. А для этого необходимо обеспечить ребятам возможность доступа к практически неограниченному количеству источников информации. А значит, учитель обязан обеспечить условия для накопления опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных.
Для себя я выбрала в качестве основного приема развития познавательной активности своих учеников ученическое научное общество. Именно здесь органически переплетаются труд, творчество и самореализация учащихся.
УНО лицея было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
В общество приходят ребята, которым скучно заниматься обычным ученическим трудом. Это – ребята-исследователи, креативные и творческие.
Целесообразность научной работе в школе, как известно, вызывает достаточно много сомнений у родителей. Некоторые убеждены, что старшеклассники и так чрезмерно перегружены, что новизна и научная значимость «школьных» работ сомнительна. Но, побывав на открытых занятиях общества, большинство родителей не только меняют свое отношение к вопросу, но и становятся активными участниками исследований своих детей. Проекты на тему «Толерантность в современной семье», «Генеалогическое древо моей семьи», «Глобальные проблемы. Экология Дубны» стали действительно семейными проектами.
Кроме того, учебная исследовательская работа преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования.
Исследовательская работа ученика должна демонстрировать соответствующие знания и умения: работа с первоисточниками, использование разных методов исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставление различных умозаключений.
И здесь помогает правило «Шести П»:
1. Проблема
2. Проект
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
6. Портфолио
Общая схема ученического исследования включает в себя:
1. Замысел
2. Проектирование
3. Продукт (пособие, презентация)
4. Внутренний результат: опыт, знание, умение, компетенция, ценности.
Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представлять свою работу. Это будет возможно только в случае, когда все этапы работы (подготовка, проведение исследования, оформление, защита) осуществлялись параллельно. Если учитель на каждом этапе работы не подключается к ней, не участвует в этом созидании (конечно, косвенно, ненавязчиво, без диктата), то ученическое исследование может остановиться, не достигнет результата.
Выбор формулировки темы –это начальный и очень серьезный этап любого исследования.
Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Важно помочь ученику сформулировать заглавие, которое должно быть одновременно кратким и давать максимум информации о содержании работы. Чем шире формулировка темы, тем больше вероятность ее поверхностного раскрытия и не проработки.
Тема должна быть:
- интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося
- выполнимой и нести реальную пользу
- оригинальной, с элементом неожиданности, необычности, нестандартности
- соответственной возможностям учащегося.
Начиная работу над темой, ученик совместно с учителем составляет календарный план работы на весь период. С этого начинается процесс исследования:
- Обоснование актуальности темы
- Объяснение актуальности темы
- Формулирование проблемной ситуации
А способность формулирования процесса исследования- значит, показать умение отделять главное от второстепенного. Уже на этом этапе ребенок может увидеть нужность своей работы, ее интересность не только для самого автора, но и для других людей.
Учитель призван обеспечивать и поддерживать целостность субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и сформировать жизненную перспективу, поставить перед собой долгосрочные и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе интересов и свободы выбора, дать критическую оценку результатов и хода деятельности, проявить волевые усилия в достижении целей. Всему этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого мы видим:
- вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
- направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
- многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.
На этом этапе проявляется то, насколько оправдана была вся работа на предыдущих этапах. Конечно, далеко не все ученики смогут продемонстрировать высокую мотивационную готовность к научной работе, но многие - смогут.
Как правило, класс добровольно делится на группы по три человека так, чтобы каждый смог быть и автором своего проекта, и «черным», и «белым» оппонентом. При этом участники группы должны работать над проектами по смежным темам, дополняющим друг друга.
Например:
№
Тема работы
группа
Основной автор
«черный»
«белый»
1
«Толерантность в современной семье»
Рулева Юлия
Дудина Катя
Малышев Никита
Заикин Женя
Рулева Юлия
Малышев Никита
Дудина Катя
Заикин Женя
·°«Проблема «отцов и детей»
-«-
Малышев Никита
Заикин Женя
Дудина Катя
Рулева Юлия
«Взаимоуважение в семье»
-«-
Дудина Катя
Рулева Юлия
Малышев Никита
В результате этого тема будет проработана группой очень глубоко и получится хорошая научная работа – исследование. В течение года каждая группа несколько раз выступит перед классом с промежуточными медиа-презентациями и получит замечания еще и от одноклассников. Так постепенно в ходе кропотливой работы рождаются наши научные проекты.
Конечно, не все ребята хотят работать в группах, они соглашаются быть оппонентами некоторых проектов, но сами по себе они – единоличники, любят работать в одиночку над собственным проектом. Плохо ли это? Наука – это не коллективное дело, открытия часто – удел одиночек. Надо учесть и желание этих ребят, предварительно предупредив их, что им будет сложнее, чем остальным.
Когда свои проекты на городской научно – практической конференции представляют наши ученики, совершенно понятно, что здесь огромная работа интеллекта, во многом, это – и результат грамотной организующей деятельности учителей.
Я считаю, что правильность выбранных мною форм и методов работы – в ее результатах, а они таковы: ежегодно мои ученики становятся победителями городской научно-практической конференции и олимпиад по праву и истории.
В этом учебном году наше УНО «КЛИО» представило на городскую научно-практическую конференцию 9 проектов, и все они стали призерами, авторы заняли 1-2 места:
№ п/п
Тема научного проекта
Фамилия, имя автора
Результат
1.
«ЕГЭ – истина в последней инстанции?..»
Смирнова Надежда 11 класс
1 место
2.
«Душа в восточной философии»
Заславская Влада 10 класс
1 место
3.
«Евгеники и элита в современном обществе»
Романов Иван 10 класс
1 место
4.
«Этническая толерантность в современном российском обществе»
Группа учеников 10 класса
1 место
5.
«Демографическая ситуация в нашем городе как часть общей проблемы страны»
Бекренев Семен 10 класс
1 место
6.
«Мой класс как малая социальная группа»
Чепурной Влад 10 класс
2 место
7.
«Политическая культура современной молодежи»
Россомагин Дмитрий 10 класс
2 место
8.
«Толерантность в современной семье»
Группа учеников 10 класса
2 место
9.
«Современный человек – homo sapiens?»
Зарецкий Виталий
Лабзеев Георгий 10 класс
2 место
Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала молодого человека. Непременным качеством каждого культурного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определенной вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель исследовательской работы в школе достигнута.
И особенно важно, чтобы наши школьники овладели именно теми компетенциями, которые впоследствии могут быть использованы в жизни. В свете этого главной задачей учителя становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. А, значит, учитель создает условия, ту «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым подростком на уровне развития его интеллектуальных и других способностей, определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. И получается, что во многом именно мы, учителя, выстраиваем траекторию жизни для своих учеников. А это - огромная ответственность.
Но учитель , каким бы высоким авторитетом он ни обладал, не может научить «на всю жизнь». Во взрослой жизни нашим ученикам придется самим находить средства в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход, таким образом, является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.
Как писали Боуден и Мэртон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
Для современных молодых людей особенно важно овладеть такими ключевыми компетенциями, как способность работать самостоятельно, брать на себя ответственность по своей инициативе, замечать проблемы и искать пути их решения, анализировать новые ситуации, учитывать опыт и обратную связь с окружающими, умение принимать решения на основе здравых суждений и т.д. Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).
Таким образом, наши ученики должны быть готовы к решению проблем, грамотному применению новых технологий, к самообразованию, к социальному взаимодействию и должны обладать коммуникативной компетентностью.
Известный социолог И. Кон справедливо отметил: Каждое поколение «стоит на плечах» предыдущего, хотя они не всегда это осознают». А значит, для реального прогресса системы образования необходима преемственность с некоторыми традициями прошлого. Нам есть чем гордиться в своей истории, хотя бы стратегией воспитания гражданина – патриота своей страны. А если мы забудем о том, что на наших плечах стоят наши дети, наши ученики, если в социальной технологии наших взаимоотношений с новым поколением не будет места для самостоятельного выбора, то наши дети в поисках новой точки опоры для своей индивидуальности уйдут за пределы школы. В школе они будут «вести себя», а за ее пределами ЖИТЬ. Может, это и есть сокрытое сокровище образования – неразрывная связь поколений?
15