Выступление на методическом семинаре на тему Использование ИКТ на уроках физики
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики.(слайд 1)
"Современные дети -
это дети экранной информации.
Информация экрана монитора,
интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими
намного лучше, чем книжная информация"
Г.О. Аствацатуров
(слайд 2)
Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара.
Сегодня неотъемлемой частью современного образования являются информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), использующие широкий арсенал цифровых образовательных ресурсов. Процесс обучения физике в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален. Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителем комплекса средств ИКТ.
Так как задача нашей педагогической деятельности является формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.
Использование ИКТ на уроках физики позволяет повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет решать следующие задачи: (слайд 3)
вырабатывать навыки рациональной организации учебного труда;
формировать интерес к изучаемому предмету;
целенаправленно формировать обобщенные приемы умственной деятельности;
развивать самостоятельность учащихся;
готовить учащихся к творческой деятельности;
вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения позволило мне значительно обогатить мой арсенал методических средств и приемов, разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия более интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса.
Усовершенствование образовательного процесса на уроке физики за счёт применения программных и технических средств ИКТ позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся необходимыми физическими знаниями.
B процессе работы, я пришла к выводу, что использование ИКТ дает мне как учителю возможность:
рационально организовать учебный процесс;
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать моментальную обратную связь;
индивидуализировать учебный процесс;
контролировать учебную деятельность учеников;
повысить эффективность урока;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами;
Я применяю информационные технологии на уроках физики: (слайд 4)
при разработке мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
при подготовке дидактических материалов для уроков;
для поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям, а также поиска необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
при работе на уроке с интернет ресурсами.
когда разрабатываю тесты, используя готовые программы-оболочки;
при применении компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.
Использование современных технологий помогает сделать мои уроки личностно - ориентированными, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам. Я применяю ИКТ на различных этапах урока: при изучении нового материала, предъявлении новой информации, при закреплении пройденного материала, при повторении, практическом применении полученных знаний, умений и навыков, при обобщении и систематизации знаний, тестировании, подготовке дидактических материалов.
На уроках физики в 7 - 9-х классах я широко использую презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Они реализуют принципы доступности, наглядности, эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник - компьютер, что способствует эффективному взаимодействию.
Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.
Чаще всего на уроках и во внеурочной деятельности я использую программу PowerPoint с помощью, которой создаю (или использую готовые) мультимедийные презентации. Образовательный потенциал этой компьютерной программы стал для меня незаменимым подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения физики в школе. Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется моя индивидуальность как учителя, мое видение материала. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, степень обученности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Мои презентации бывают разными. Это зависит от того, как я хочу построить свой урок. Если это урок изучения новой темы, то моя презентация представляет пошаговый план урока, ориентирующий учеников в том, что на данном этапе они должны делать. Это могут быть вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо заполнить, вопросы для самопроверки или взаимопроверки и другое. Если мой урок – лекция (только старшеклассники), то каждый этап лекции я стараюсь проиллюстрировать рисунками, подтвердить графиками, схемами, стараюсь выписать на слайд презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных, новые термины и т.д. Такая лекция легче воспринимается учащимися, вызывает интерес, запоминается, так как задействуются все виды памяти. Если мой урок состоит из этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности. Такой вид работы очень эффективен.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Основным достоинством технологии компьютерных демонстрации является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли, или излучение электромагнитных волн, явление фотоэффекта. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В этом случае я использую видеоролики которые помогают мне наглядно продемонстрировать учащимся все вышеназванные явления.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления» в 11 классе, так как реальный эксперимент по данной теме провести в школьных условиях невозможно.
Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в компакт-дисках: “Физика в картинках”, “Открытая физика”, “Живая физика”.
Виртуальная школа образовательного портала «Кирилл и Мефодий» (http://vschool.km.ru/) содержит мультимедийный курс «Уроки физики» (курс по физике), который способен помочь учащимся самостоятельно разобраться в отдельных вопросах школьного курса.В 2016 году выпускники 9 класса будут сдавать еще и два предмета по выбору. Среди моих учеников есть желающие сдавать физику в качестве предмета по выбору, а значит уже сейчас мы направляем совместные усилия на подготовку к экзаменам. Большую помощь мне в этом оказывают различные сайты, ориентированные на подготовку к ОГЭ, в том числе ege.yandex.ru (слайд с скриншотами)
Интерактивные плакаты (презентация в движении). Мини-тесты с быстрой проверкой.
:
Проверка знаний, умений и навыков является, бесспорно, важным элементом любого учебного процесса. В своей работе использую различные подходы к контролю за знаниями: иногда отвожу ему большую часть урока, применяя различные способы и формы проверки, в другой раз провожу фронтальный опрос или контрольную работу. Для систематической, глубокой проверки знаний учащихся большую помощь оказывает компьютер. Он позволяет сократить затраты времени на проверку.
Тестирование. В том числе он-лайн режим. Это позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся, ученикам всегда интересно видеть свои результаты в рейтинге по данному тестированию.
Результативность работы
В ходе наблюдения и анализа результатов обученности в классах, где использование ИКТ системно, а также по результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
1) учащиеся демонстрируют более высокий уровень мотивации к изучению физики;
2) наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обученности учеников по физике;
3) количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается.
Мною было проведено анкетирование учащихся 7 - 11 классов (всего 43 человека), результаты продемонстрированы на слайдах.
85% обучающихся считают, что использование презентаций делает процесс обучения более интересным
70% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
50% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;
На вопросы «Необходимо ли применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности?», «Важно ли применение ИКТ для самостоятельной работы?» все ребята дали положительный ответ.
Самыми распространенными ответами на вопрос «Что вам дает применение ИКТ?» были:
- Лучше стал запоминать информацию;
- Узнаю много нового;
- Уроки стали намного интереснее;
В заключении хотелось бы сказать, что использование ИКТ на уроках физики актуально на сегодняшний день и, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным и интересным. Что касается результативности, использование ИКТ способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению физики, повышению качества знаний, более эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, позволяет значительно увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися. Как невозможна сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий (уроки, элективные курсы, факультативы) в школе без ИКТ.