Метод проекта как технология формирования функциональной грамотности
Метод проекта как технология формирования функциональной грамотности Ключевые компетентности Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка. Процесс обучения должен быть ориентирован на развитие ключевых компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития ключевых компетентностей является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Задачи Национального плана:1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы Механизмы развития функциональной грамотности школьниковКак показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследовании PISA (Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея и др.), на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);2) формы и методы обучения;3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;4) программы внешкольного, дополнительного образования;5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Функциональная грамотность Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Метод проекта является одним из наиболее эффективных на данный момент средств формирования и одновременно проверки степени сформированности ключевых компетенций ребенка. (Определение ключевых компетенций вытекает из представлений о функционально грамотном человеке) Метод проекта Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - мини-проекты(10мин.-1ч)краткосрочные(4-6),среднесрочные(8-10),долгсрочные(20-60, до года и т.д.) ;по количеству участников – индивидуальные,парные и групповые;по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ШАГ № 1: Изучение общественного мнения. Социологический опрос, интервьюирование, анкетирование. ШАГ № 2: Формулировка актуальной проблемы. ШАГ № 3: Определение цели и задач проекта. ШАГ № 4: Изучение возможностей каждого члена проектной группы. ШАГ № 5: Составление плана работы. ШАГ № 6: Составление рабочего графика работы. ШАГ № 7: Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. ШАГ № 8: Определение ресурсов и источников их получения. ШАГ № 9: Составление бюджета. ШАГ № 10: Разработка системы оценки проекта. ШАГ № 11: Обучение, инструктаж членов проектной группы. ШАГ № 12: Составление деловых предложений по проекту. ШАГ № 13: Получение необходимых ресурсов. ШАГ № 14: Проведение плановых мероприятий. № 15: Контроль и оценка выполнения плана. ШАГ № 16: Корректировка реализации проекта. ШАГ № 17: Анализ результатов работы по проекту. ШАГ № 18: Информирование общественности о результатах реализации проекта. Презентация проекта. Критерии оценки проектов: самостоятельность; актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; раскрытие содержания в презентации; использование средств наглядности; ответы на вопросы. Список ролей педагога: Руководитель Энтузиаст Специалист Консультант Координатор Эксперт-знаток Человек, который умеет задавать вопросы Образовательный потенциал проектной деятельности: - создаёт у учащихся образ цельного знания; - повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; - изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); - интерпретация результатов. Воспитывает: - значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); - чувства ответственности, самодисциплины; - способности к самоорганизации; - желания делать свою работу качественно. Развивает: - исследовательские и творческие способности личности; - умения самостоятельно конструировать свои знания; - коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умения отбирать информацию; - умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. Виды проектов:Образовательный проект.Воспитательный проект.Управленческий проект.Организационный проект.Нормативно-правовой проект.Социально значимый проект.Политический проект.Законотворческий проект.Проект – иллюстрация учебной темы.Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.Проект - постановка проблемы.Обзорный проект.Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).Текущий учебный проект.Итоговый учебный проект. Практика. Проект « Бизнес-идеи»(новинки в сфере обеспечения детского досуга)Темы:Игровая комната для детейЛетнее кафеДетский всесезонный лагерьАвтошколаАгентство наружной рекламыАгентство организации праздников и выездных концертовЦентр развития детейЦентр детского творчестваСалон красотыДетская консультацияЦентр подготовки к ЕНТЦентр здоровьяАгентство организации экскурсийАгентство по благоустройствуКлубы по интересамКлуб меценатов Номинации: «Познавательный проект» «Нужный проект» «Памятный проект» «Красочный проект» «Веселый проект» «Творческий проект» «Исследовательский проект» «Игровой проект»