Обобщение опыта работы о английскому языку «Развитие навыков устной речи на уроках иностранного языка»
Рогова Виктория Викторовна
учитель английского языка I квалификационной категории
КГУ «Ставропольская средняя школа»
район имени Г. Мусрепова
СКО
Обобщение опыта работы о английскому языку на тему:
«Развитие навыков устной речи на уроках иностранного языка».
Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, дипломатия и туризм.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия».
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.
С 2008 года веду целенаправленную работу над проблемой «Развитие навыков устной речи на уроках английского языка», которая тесно связана с темой моего выступления.
Современный ребенок слышит иностранную речь всюду: в средствах массовой информации, в кино, путешествуя с родителями за границу, пользуясь компьютером.
Ориентируясь на сложившуюся ситуацию и на все возрастающие потребности ребенка в овладении иностранным языком, образовательные учреждения стремятся разработать программы раннего языкового обучения, используя новейшие методики.
Установлено, что изучение иностранного языка благотворно влияет на общее психическое развитие детей (память, внимание, воображение, мышление), на выработку способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом.
Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Начиная свою педагогическую деятельность, столкнулась с проблемой «молчания учеников». А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом. Моя задача состояла в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся.
В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка общеобразовательной школы?
Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку и стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.
Во-вторых, необходимо предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока.
В своей практике обучение английскому языку осуществляю на устной основе, что позволяет сосредоточить внимание школьников на звуковой стороне нового для них языка, дает возможность быстро накапливать языковой и речевой материал, формирует умения осуществлять речевые действия с ним.
Буквально, с первых уроков учитель должен использовать материал для аудиотрениннга. При обучении детей говорению важно уяснить отличие монологической и диалогической форм речи, исходя из особенностей каждой из них.
«В монологичной речи поощряются логичность, развернутость, разноконструктность высказывания, его эмоциональность при обращении к слушателям. В диалогическом обращении дети учатся пользоваться минимальными языковыми средствами, соответствующими нормам современного литературно-разговорного языка, например: «Ты куда?» – «В кино» (а не «Ты куда идешь?» – «Я иду в кино», так как этот вариант не является характерным для реального общения)».
В настоящее время стал вопрос о повышении уровня образования, что привело к использованию новых активных методов обучения.
Суть этих методов заключается в том, чтобы сделать учеников активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом. Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно, в связи с возросшими требованиями к выпускникам. От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса.
Можно выделить следующие методы обучения при развитии устной речи на уроках английского языка:
Метод игры
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий. Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н.э) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание "боев". В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (эксфразы), импровизации (схеды). В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. Таким образом, можно утверждать, что школьник - это "маленький взрослый", у которого начинаются формироваться важнейшие процессы. И очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Игра построена на разбиение класса на две команды, которые в дальнейшем выполняют ряд заданий состязательного характера. Данная игра также обучает групповым видам работы, умение работать в команде. В основу игры положены задания на проверку знаний учащихся алфавита, написания, произношения букв и звуков, отличие гласных и согласных, распознавании слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов и их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся. Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой, так же как и учитель. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.
Методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового материала
Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" и "заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла заученного ими стихотворения. Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость.
Разучивание песен
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Дети охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычной и более естественной, чем простая, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде.
Использование сказочного фольклора
Использование сказочного фольклора на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Содержание текстов сказок способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Драматизация сказок способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Изучение сказок увлекает детей. Используя сказки на уроках, ребята знакомятся с героями, традициями, находят общее с русскими сказками. В этом процессе важно использовать аутентичный материал. С помощью сказки учитель может развивать практически все навыки и умения, научить предугадывать, рассказывать о её содержании.
В структуре занятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
2) восприятие сказки при первичном прочтении- развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Такой вид деятельности рекомендуется использовать на 3 или 4 ступени обучения языку и в школах с углубленным изучением английского языка в начальной школе.
Науке известно много приёмов развития навыков устной, разговорной речи.
В своей практике я использую только следующие методических приёмы, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными для активизации рече -мыслительной деятельности учащихся.
1. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
2. Другой приём – «Синквейн» или «Пятистишье» способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:
1.Первая строка - одно слово, описывающее тему (существительное).
2.Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.
3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4.Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме - предложение.
5.Последняя строка – одно слово, синоним первого или итоговое слово.
Каждый ученик имеет 4-5 минут, чтобы написать синквейн. Но самый эффективный способ организации такой работы – работа в парах.
3. «Знаю Хочу знать Узнал» - этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из трёх колонок.
Например, читаем текст про Лондон. В первой колонке «Знаю» ученики кратко пишут о том, что они уже знают об этом городе. Во второй колонке «Хочу узнать» они пишут о том, что бы они хотели ещё узнать о Лондоне (предугадывают).
И в последней «Узнал» они заносят сведения, которые поняли из текста. Кто-то напишет больше, кто-то меньше, но в соответствии со своими знаниями.
4. « Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний при работе с фактическим материалом. Когда ученики уже знают названия многих стран мира, я даю задание на дом – выбрать страну, где говорят на изучаемом нами языке, и составить схему, подобрав и адаптировав материал из интернета по следующим вопросам: географическое положение страны, столица страны, главные достопримечательности страны и столицы, наиболее известные города, реки, горы, известные люди и т.д. (набор вопросов зависит от класса). Весь материал можно подтверждать фотографиями. Получается тематический альбом.
5. Каждый раздел учебника можно заканчивать « Групповой дискуссией».
Для этого накануне на уроке вместе с классом составить вопросник по пройденной теме – это первая стадия – вызов – обобщение имеющихся знаний.
6. Очень полезно вводить новый текст технологией «Чтение с остановками». Текст заранее делится на смысловые части, раздается задание парам учащихся: понять содержание, оценить интерес, проанализировать данный фрагмент, использовать информацию (задания варьируются в зависимости от класса).
При обсуждении текста учащиеся задают вопросы отвечающим для лучшего понимания содержания.
7. Технология « Взаимоопрос» может употребляться с самого начала изучения языка. Пары учащихся читают текст, останавливаются после каждого абзаца и задают вопросы друг другу.
8. Прием «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
9. Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
10. Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
11. Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
12. Прием «круги по воде» является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
XXI век - век высоких технологий. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. Как сказал В.Г. Белинский: - "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету"
Проблема использования наглядности на уроках иностранного языка была и остается актуальной. В настоящее время, когда человечество стремится к обществу без границ, стремится к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка, как мощного инструмента межкультурной коммуникации, стало востребованным и престижным. Поэтому сегодня в обучении иностранного языкам значительно расширилась область применения наглядности в обучении иностранным языкам и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке и во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности.
Наглядный материал является одним из полезных и эффективных способов, который способствует к побуждению высказывания на языке.
Так как проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку, на своих уроках использую всевозможный наглядный материал для активизации устной речи учащихся:
- провожу фонетические разминки, где учащиеся отрабатывают звуки не только читая, но и приводя свои примеры;
- использую тематические вопросы, мини-тексты на развитие диалогической и монологической речи учащихся;
- при введении новой лексики использую иллюстрации для лучшего усвоения материала;
- при закреплении лексического и грамматического материала использую различные лото, формулы, схемы, таблицы, плакаты;
Самый распространенный вид внешней наглядности-картинки. Проводя исследование среди учеников школы, я попытались определить, какие картинки вызывают наибольший интерес и способствуют созданию внутренней наглядности. Картинки из учебников английского языка иллюстрируют тексты или упражнения. Основные задания, предлагаемые ученикам - это описание картинок или действующих лиц; составление вопросов или ответы на вопросы по картинкам. Опрос учеников привел к следующим выводам: ученикам пятых классов интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее; они любят картинки, иллюстрирующие содержание текста; шести - семиклассников интересуют серии картинок, объединенных одной сюжетной линией, старшеклассников-картинки остросюжетные, фабульные, связанные с проблемами современности, отношений и совсем не обязательно с жизнью школы.
Как выяснилось, лишь небольшое количество картинок в действующих школьных учебниках оказывает эмоциональное воздействие на учащихся.
Используя картины на уроках, замечаю, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины.
С помощью отдельных предметов, картин, серией картин, фотографий, схем, рисунков, все возможных ассоциограмм у учителя будет возможность создать на уроке иностранного языка и вне его такие ситуации, которые будут успешно стимулировать и мотивировать учебную речевую деятельность учащихся и вызывать потребность говорить на иностранном языке.
Для введения предлогов места использую игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением.
При объяснении материала часто размещаю на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки или обратный перевод слов. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении. Пользуясь картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.
Обучение правильному английскому произношению – чрезвычайно сложное дело. Без правильно поставленного произношения не возможно проявление коммуникативной функции языка. На начальном этапе необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка. Обучение фонетике как процессу продуктивному требует от учащегося знания строения речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы – один из эффективных способов добиться этого.
Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки.
В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся.
Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь учеников других классов, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме.
Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком,т.е. интерактивные приемы.Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- «взаимный», «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемыспособствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр , общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
При изучении английского языка на начальном этапе осуществляется также процесс интеграции, заключающийся в том, что обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязанно: дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. «Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом, и обучение им также осуществляется взаимосвзянно: дети читают то, что усвоено в устной речи (слушании и говорении), рассказывают о том, что они читают.
Отсюда вытекает следующая рекомендация: обучайте чтению на основе устной речи и устной речи в тесной связи с чтением. Учите детей пользоваться письмом для лучшего усвоения лексики и грамматики и овладения устной речью и чтением» Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, так как ему недостаточно, только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки, погладить его, построить что-либо и т.д.
К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания и действуют по написанному им сценарию.
Важно, чтобы «дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Не только и не столько знания и владения языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом.
При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, заговорческо-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех.
Проведение интегрированных уроков способствует развитию всесторонне-развитой личности. Тесно работая с преподавателями казахского языка и истории, проводим серии уроков по знаменательным датам и событиям нашего государства. На мой взгляд, этот момент действительно важен, так как он способствует расширению общего кругозора детей, что сказывается в последующем на их общей успеваемости, например, по географии, эстетике, истории, литературе и другим предметам. Для формирования страноведческой мотивации можно помочь ребятам установить переписку, обмен открытками, фотографиями, кассетами со сверстниками из Великобритании. Конечно, для первоклассников эта процедура будет достаточно сложна, хотя сам педагог может использовать как буфер обмена информацией. Ввести ребенка в мир культуры Великобритании, - важнейшая задача учителя, решая которую он будет способствовать формированию у детей общечеловеческого сознания. Поэтому обучение младших школьников английскому языку с самых первых шагов строится как диалог культур. И самое главное, в процессе обучения английскому языку помнить: роль имитационного начала в процессе обучения чрезвычайно низка, дети овладевают материалом осознанно, а не на основе имитации, поэтому нужно организовать деятельность детей по овладению иностранным языком, чтобы они всегда видели смысл в том, что они делают.
Ввести ребенка в мир культуры Великобритании, - важнейшая задача учителя, решая которую он будет способствовать формированию у детей общечеловеческого сознания. Поэтому обучение школьников английскому языку с самых первых шагов строится как диалог культур. Большое внимание уделяю страноведческому материалу. Ученики с удовольствием работают с картой, как лото собирают составные части Великобритании. При такой работе у учеников не возникает трудностей работы с картой например на уроках географии.
Подготовка к ВОУД и ЕНТ остается на сегодняшний день очень важным образовательным этапом. Каждым учеником заведена тетрадь, где ребята не только выполняют задания, но и проводят работу над ошибками, что способствует усвоению материала. Так же ученики пользуются дополнительной литературой по грамматике и страноведению.
Проведение интегрированных уроков способствует развитию всесторонне-развитой личности. Тесно работая с преподавателями казахского языка и истории, проводим серии уроков по знаменательным датам и событиям нашего государства. На мой взгляд, этот момент действительно важен, так как он способствует расширению общего кругозора детей, что сказывается в последующем на их общей успеваемости, например, по географии, эстетике, истории, литературе и другим предметам.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.
Для повышения педагогического мастерства и обмена опытом выступала на районной секции учителей английского языка с докладом по теме: «Проблемы обучения и методика изучения английского языка при развитии навыков устной речи с 1 класса общеобразовательной школы» и по теме:«Развитие критического мышления у учащихся на уроках английского языка при организации навыков разговорной речи».
Для распространения опыта отправляю методические разработки в различные методические издания, которые публикуются в периодических изданиях:
«МaCалім.кz шет тілі иностранный язык» ( № 10/2011) Интегрированный урок в 8 классе «МеніS Отаным- Jазахстан Kazakhstan is my Мotherland»
«МaCалім.кz шет тілі иностранный язык» ( № 1/2012) Урок грамматики в 9 классе по подготовке к Промежуточному Государственному Контролю «The English Verb in the Passive Voice.»
«МaCалім.кz шет тілі иностранный язык» (№ 8/2012) Выступление на тему: «Проблемы обучения и методика изучения английского языка при развитии навыков устной речи с 1 класса общеобразовательной школы».
«МaCалім.кz шет тілі иностранный язык» (№ 1/2013) Выступление на тему: :«Развитие критического мышления у учащихся на уроках английского языка при организации навыков разговорной речи».
«МaCалім.кz шет тілі иностранный язык» (№ 2/2013) Внеклассное мероприятие по английскому языку в 6 классе Discovering Great Britain. Открой для себя Британию.
«МaCалім.кz Биология» (№ 2/2013) Интегрированное внеклассное мероприятие в 7-11 классах «JазаKстан ‰леміне саяхат. The Trip on Kazakhstan. Путешествие по Казахстану».
«Внеклассная работа в школе» № 10/ 2011 Внеклассное мероприятие «Школа твой дом, заботься о нем»
Достижения в работе:
Диплом первой степени (Областной конкурс «Калейдоскоп методических идей»
Методические материалы по организации летнего отдыха и оздоровления детей)
В педагогической деятельности имею следующие награды:
Грамота РОО в честь дня учителя за безупречный труд в системе образования района, достигнутые результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Грамота РОО (районный конкурс по иностранному языку «От идеи к творчеству»)
Грамота Ставропольской средней школы
На протяжении многих лет в области воспитания подрастающего поколения являюсь художественным руководителем танцевального коллектива «Арфей», принимающий участие в ежегодном фестиваля детского танца.
В 2012 году прошла курсы повышения квалификации по теме: «Особенности раннего обучения английскому языку в условиях 12-летней школы»
В 2011-2012 учебном году ученица 10 класса Жумабаева Шамгуль выступила в региональных слушаниях научных проектов на секции «языкознание» по теме «Англицизмы в современном русском языке среди школьников», где получила второе место и приняла участие в областных слушаниях научных проектов.
Большое значение в развитии поликультурной личности имеют участие в интеллектуальных и заочно- интеллектуальных играх, таких как «Кенгуру-лингвист», «Британский Бульдог» и другие.
Так в 2009-2010 учебном году в интеллектуальной игре «Кенгуру-лингвист» ученица 8 класса Перевозчикова Мария получила I место, а ученица 5 класса – III место. В 2011-2012 учебном году ученик 7 класса Базулев Петр получил III место.
Эти события является результатом кропотливой работы, где идет тесная связь «ученик – учитель» и следствием изучения английского языка с 1 класса. Из опыта работы наблюдается уровень знаний учащихся, изучающих язык с разной возрастной категорией.
Свое выступление мне бы хотелось закончить словами премьер министра правительства Республики Казахстан Карима Масимова: «если наши дети будут говорить на трех языках, то это только усилит нашу страну и укрепит уверенность в будущем».