Разработка урока «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами»


ОСШ № 55 имени О. Жаутикова2014 год
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами
Разработка урока в 8 классе
Учитель русского языка и литературы Барашева Г.А.
ЮКО Сарыагашский район село Капланбек


Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами
Цели:обучаюшая:
систематизировать и углубить знания учащихся о обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами путем повторения правил и выполнения заданий; закрепить умение находить в тексте обособленные обстоятельства; отработать постановку знаков препинания при обособленных членах предложения;
развивающая:
развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся; развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
воспитательная:
прививать учащимся чувство любви и бережного отношения к родной природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, таблица, карточки,
учебник для 8 класса

Ход урока
Эпиграф
Дерево, трава,цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
І. Организационный момент
Взаимное приветствие
Психологический настрой к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания
Экспресс – тест (слайд №1) (индивидуальная работа)
Дополнение, определение, обстоятельство – самостоятельные части речи.
Служебные части речи, которые делятся на производные и непроиводные называются – предлогами.
Предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми.
Предложения делятся на простые и непростые.
Простые предложения могут быть осложнены обособленными членами предложения.
Обособленными членами предложения могут быть только подлежащее и сказуемое.
Союз – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА?
Обосоленные члены предложения содержат элемент добавочного действия.
Дополнение обособляется с предлогами «вместо, помимо, кроме, за исключением».
Запятая при однородных членах предложения ставится, если есть одиночный союз «И».
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то ставится тире.
Предложение: Защищая природу, человек защищает себя. – осложнено деепричастным оборотом.
Слова думая, оберегая, защищая – глаголы.
Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом.
Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом обособляются.
Одиночные деепричастия обособляются, если стоят после сказуемого.
( ученикам раздается листок с таблицей, куда вписываются ответы на вопросы. Правильный ответ отмечаем « +», неправильный « - »)
Взаимопроверка ( на доске ответ ) соединить все плюсы и получите геометрическую фигуру
1 - 2 + 3 + 4 -
5 + 6 - 7 - 8 +
9 + 10 - 11 - 12 +
13 - 14 + 15 + 16 -
Словарная работа (слайд №2)
Задание: Правильно прочитать и выписать слова, не являющиеся членами предложения
Молча, сидя, стоя, лежа, нехотя; спустя, спустя рукава, работать спустя рукава; благодаря, благодаря знаниям, благодаря помощи друзей; согласно, согласно расписанию, согласно приказу; несмотря на, несмотря на усталость, несмотря на опасность, несмотря на трудности; заповедники, создание заповедников, заповедные места.
ІІІ. Новая тема: « Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами» - начинается с вопроса:
-Чем являются данные слова ? ( предлогами)
Как называются такие предлоги и почему? ( производными, так как образуются от самостоятельных частей речи)
Какие еще производные предлоги вы знаете? ( помимо, ввиду, по случаю, наподобие, по причине, в отличие и другие)
Вывод: Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, помимо, по, ввиду, по случаю, вопреки, наподобие, по причине, в отличие и другие обособляются.
Например: Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
ІV. Исследовательская работа по тексту «Заповедники» (парная работа)
Задание: Прочитайте внимательно текст. Скажите, о чем говорится в тексте.
О каких заповедниках мы узнали?
Где они расположены?
Для чего они нужны?
Выпишите предложения с производными предлогами и выполните синтаксический разбор предложений.Найдите обособленные обстоятельства.
( Для сохранения и развития животного мира в республике, согласно мировому опыту, организована система заповедников. Благодаря созданию заповедника Барсакельмес, удалось спасти от полного исчезновения сайгаков, куланов и значительно увеличить их количество. В республике открыты заповебники, несмотря на экономические трудности. )
V. Закрепление
Коллективная работа ( работа по карточкам)
Задание №1: Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства.
В Казахстане созданы заповедники. 2. По случаю путешествия Восточном Казахстане нельзя не посетить озеро Маркаколь.
3. Несмотря на проезжую дорогу в Астану Коргальджинский заповедник остается неизвестным даже для местных жителей.
4. Заповедник расположен согласно природным зонам. 5. В озере Маркаколь вопреки браконьерам разводятся рыбы семейства лососевых.
(Проверка и обсуждение работы)
В Казахстане созданы заповедники. 2. По случаю путешествия, в Восточном Казахстане нельзя не посетить озеро Маркаколь.
3. Несмотря на проезжую дорогу в Астану, Коргальджинский заповедник остается неизвестным даже для местных жителей.
4. Заповедник расположен, согласно природным зонам. 5. В озере Маркаколь, вопреки браконьерам, разводятся рыбы семейства лососевых.
Физминутка
Задание№2 Сгруппируйте однокоренные слова.
Степной, гнездо, сохранить, кормушка, развивать, перелетать, изучать горы, гнездиться, степь, корм, перелет, гористый, сохранение, изучение, перелетный, гнездящийся, степняк, горный, сохранивший, развитие, кормящийся.
VІ. Экскурсия по заповедным местам (фотогалерея)
VІІ. Игра «Кто больше знает названий:»
А) заповедников: Аксу-Джабаглы, ...,
Б)птиц: фазан, ...,
В) диких животных: кулан, ...,
Г) рек и озер: Алаколь, ...,
VІІІ. Подведение итога
Домашнее задание: написать мини-сочинение, используя обособленные обстоятельства