Календарно-тематическое планирование по математике во 2 классе в соответствии с ФГОС на 2014-2015 год оп развивающей системем Занкова.
Тематическое планирование по математике для 2 класса по развивающей системе
обучения Л. В. Занкова на 2014-2015 г.
136 часов (4 часа в неделю)
№ Дата Тема урока Тип урока Возможные виды деятельности учащихся Результаты
Предметные Личностные Метапредметные1 четверть
Масса и её измерение – 14 ч.
1. День знаний. Сравнение предметов, выявление признаков сходства и различия между ними. Повторение. Однозначные и двузначные числа.
С. 4 - 5 Комбинированный урок. Складывать без перехода через десяток. Актуализировать знания об однозначных и двузначных числах; знания о геометрических фигурах. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого. Умение читать и записывать любое изученное число, определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
2. Масса как новый признак сравнения объектов. Повторение. Табличное сложение без перехода через десяток.
С. 6 – 7
Работа с одаренными и слабоуспевающимидетьми. Урок изучения нового материала. Употреблять математические знаки «>»,«<», «=» для сравнения чисел и числовых выражений. Повторять таблицы сложения на 7 и 8. Актуализировать знания о геометрических фигурах: прямая, луч, отрезок; обозначать фигуры с помощью букв латинского алфавита. Активизировать вычислительные навыки. Умение использовать единицу измерения массы (килограмм), складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно --исследовательской деятельности. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
3. Сравнение массы объектов с помощью двухчашеч-ных весов без гирь; весы и их разнообразие (практическая работа). Повторение. Табличное сложение без перехода через десяток.
Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10».
С. 8 - 9 Урок-практикум Преобразовывать неравенства в верные равенства различными способами. Актуализировать знания о натуральных числах; выявлять закономерности. Сравнивать (по рисунку) массы предметов с помощью двухчашечных весов. Умение определять массу с помощью весов и гирь, решать простые уравнения различными способами. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
4. Сравнение предметов по признаку «масса» с опорой на измерительные приборы. Повторение. Решение задач на нахождение суммы.
С. 10 - 11 Комбиниро-ванный урок. Записывать суммы по заданной закономерности. Находить значения числовых выражений. Сравнивать двузначные числа. Развивать пространственное мышление: продолжение и пересечение линий. Записывать равенства и неравенства. Умение определять массу с помощью весов и гирь, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
5. Числа четвертого и пятого десятков; их запись, названия, расположение в натуральном ряду чисел. Повторение. Сложение и вычитание в пределах 10.
С. 12 - 13 Комбинированный урок. Сравнивать двузначные числа по разрядам десятков и единиц. Обозначать углы треугольника. Сравнивать предметы по массе с помощью весов (по рисунку). Умение использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
6. Стартовая диагностическая контрольная работа по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 10». Контрольный урок. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
7. Работа над ошибками. Измерение и сравнение массы объектов с помощью весов и произвольных мерок. Длина ломаной. (практическая работа). Повторение. Решение задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
С. 14 - 15 Урок систематизации знаний. Находить значения разностей с помощью таблицы сложения. Записывать и решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого. Использовать таблицу сложения для нахождения значений разностей. Умение определять массу с помощью весов и гирь. Находить длину ломаной. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников.
* Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, допускать существование различных точек зрения.
8. Знакомство с единицей измерения массы – килограммом (кг). Гири. Числа пятого и шестого десятков; их запись и названия, расположение в натуральном ряду чисел. Повторение. Решение задач на нахождение остатка.
С. 16 -17 Комбинированный урок. Измерять длины отрезков заданной меркой с помощью циркуля; подготовиться к выводу о необходимости введения единых мерок для измерения и сравнения (меры длины, меры массы).
Цифровая и словесная запись чисел шестого десятка. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности Умение проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения, принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.
9. Сравнение массы разных предметов. Первое представление об алгоритме сравнения натурального числа. Разряд единиц и десятков. Самостоятельная работа на тему: «Сложение и вычитание в пределах10» (10 мин).
С. 18 - 19 Комбинированный урок. Складывать однозначные числа, преобразовывать слагаемые в суммах, складывать с переходом через разряд. Находить длину ломаной. Познакомиться с единицей измерения массы – килограммом, выполнить практическую работу. Умение сравнивать пространственные тела одного наименования по разным основаниям. Умение определять массу с помощью весов и гирь. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
10. Работа над ошибками. Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов.
Объёмные тела: шар, цилиндр, конус, призма, пирамида. Повторение. Сложение и вычитание с переходом через десяток.
С. 20 - 21 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Решать задачи на сравнение масс объектов. Выделять «лишний» объект по разным признакам. Разряд единиц и разряд десятков; записывать натуральные числа. Обозначать отрезки, строить суммы отрезков заданной длины на прямой с помощью циркуля. Умение читать и записывать любое изученное число, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
11. Проверочная работа по теме:
«Табличное сложение и вычитание без перехода через десяток. Длина ломаной линии». Урок систематизации знаний. Использовать таблицу сложения для нахождения значений числовых выражений. Умение чертить ломаную и находить ее длину Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя..12. Работа над ошибками. Определение массы в килограммах; сравнение масс объектов. Числа шестого и седьмого десятков; их запись и названия, расположение в натуральном ряду чисел С. 22 – 23
Работа с одаренными и слабоуспевающимидетьми. Урок-практикум. Использовать таблицу сложения для нахождения значений числовых выражений. Уменьшать двузначные числа на данное количество десятков, записывать результаты. Составлять и решать тройки уравнений на основе использования взаимосвязи между действиями сложения и вычитания. Умение определять массу с помощью весов и гирь, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
13. Наблюдения за значением массы при взвешивании предмета с помощью гирь и двух-чашечных рычажных весов. Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10» 5 мин.
С. 24 - 25 Комбинированный урок. Записывать числа в виде суммы десятков и единиц. Измерять и находить длину ломаной. Наблюдать за значением массы при взвешивании предмета с помощью гирь и двухчашечных рычажных весов. Умение определять массу с помощью весов и гирь. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, заданных ситуаций. Умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
14. Разряд единиц и разряд десятков. Их место в записи натуральных чисел. Разрядные слагаемые. Представление двузначных чисел в виде разрядных слагаемых.
С. 26 -29 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Записывать и сравнивать двузначные числа, выделять десятки и единицы, наблюдать за случаями равенства цифр в разрядах десятков и единиц. Умение решать простые уравнения различными способами. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
Уравнения и их решения – 14 ч.
15. Понятие об уравнении как особом виде равенств. Самостоятельная работа по теме: «Масса и ее измерение» (10 мин).
С. 30 - 31 Комбинированный урок. Решать уравнения, находить корень уравнения. Решать комбинаторную задачу с помощью составления сумм. Умение использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.
16. Работа над ошибками. Первое представление о решении уравнения. Нахождение неизвестных компонентов подбором. Числа седьмого и восьмого десятков. Составление задачи по рисунку.
С. 32 – 33
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Находить массу предмета с помощью арифметических действий. Подготовка к введению понятия «периметр»: замкнутая и незамкнутая ломаная, многоугольник. Записывать и читать числа седьмого и восьмого десятков. Умение использовать единицу измерения массы (килограмм), определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выполнять действия в устной форме; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
17. Проверочная работа по теме «Масса и ее измерение». Комбинированный урок. Выявить степень сформированности умений сравнивать по рисункам массу предметов без измерения, определять массу с помощью гирь и записывать в кг, находить массу с помощью арифметических действий.
Умение использовать единицу измерения массы (килограмм). Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, допускать существование различных точек зрения.
18. Работа над ошибками. Запись двузначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
С. 34 - 35 Урок изучения нового материала. Записывать и сравнивать двузначные числа, выделять десятки и единицы, наблюдать за случаями равенства цифр в разрядах десятков и единиц. Умение читать и записывать любое изученное число, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
19. Контрольная работа по теме:
«Масса и её измерение». Контрольный урок Применять знания, умения, навыки при выполнении заданий в контрольной работе. Умение использовать единицу измерения массы кгФормирование интереса к познанию математических фактов..Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
20. Работа над ошибками. Правило нахождения неизвестного слагаемого на основе связи между действиями. Решение равенств и неравенств.
С. 36 - 37 Комбинированный урок. Выделить признаки задачи. Строить отрезки, равные данным, с помощью циркуля и линейки. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
21. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел.
С. 38 - 39 Комбинированный урок. Дополнить текст до получения задачи и решить ее. Решать логические задачи на определение массы. Представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Решать простые уравнения. Умение называть первые три разряда натуральных чисел, представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного от - ношения к урокам математики Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Умение договариваться, приходить к общему решению.
22. Правило нахождения неизвестного вычитаемого на основе связи между действиями.
С. 40 - 41 Комбинированный урок. Решать задачи с помощью рисунка. Развивать анализирующее наблюдение при решении уравнений с неизвестным вычитаемым. Умение находить неизвестное вычитаемое. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
23. Вычитание двузначных чисел. Использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде. Знакомство с календарём. Математический диктант по теме:
«Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд»
С. 42 - 43 Комбинированный урок. Делить текст задачи на две части. Записывать двузначные числа одними и теми же цифрами, сравнивать их. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
24. Разделение текста задачи на две части. Нахождение неизвестного уменьшаемого. Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы.
С. 44 - 45 Комбинированный урок. Записывать двузначные числа в порядке увеличения, записывать и называть числа девятого и десятого десятков. Сравнивать суммы без нахождения их значений, преобразовывать неравенство в верное равенство. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения, принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.
25. Корень уравнения. Вычитание числа из суммы. Самостоятельная работа по теме: «Табличное сложение и вычитание» (10 мин).
С. 46 - 47
Комбинированный урок. Выявить степень сформированности умений учащихся отличать задачу от других текстов и заданий; находить условие и вопрос; делать к задаче рисунок-схему и решать ее. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Умение дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы. 26. Работа над ошибками. Разделение текста задачи на условие и вопрос; смысл этих понятий. Комбинированный урок. Делить текст задачи на условие и вопрос. Обобщать знания об изученных числах. Преобразовывать неравенства в верные равенства. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Умение дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи.
Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Умение использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр). Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
27. Сложение двузначных чисел и их представление в виде суммы разрядных слагаемых. Нахождение неизвестных компонентов действия.
С. 48 – 49
Комбинированный урок. Отрабатывать умение складывать десятки, используя таблицу сложения. Решать задачи с помощью рисунка. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
28. Проверочная работа по теме: «Табличное сложение и вычитание. Решение уравнений». Контрольный урок. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
Составление и решение задач – 9 ч.
29. Работа над ошибками. Знакомство с задачей как особым видом задания. Сравнение текста математического рассказа и текста задания.
С. 50 - 51 Урок изучения нового материала. Познакомиться с задачей как особым видом задания; сравнивать текст математического рассказа и текста задания. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
30. Выделение признаков задачи. Разделение текста задачи на две части. Терминологический диктант.
С. 52 - 53 Комбинированный урок. Выделить признаки задачи. Строить отрезки, равные данным, с помощью циркуля и линейки. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
31. Разделение текста задачи на условие и вопрос; смысл этих понятий. Прямоугольный треугольник.
С. 54 - 55 Комбинированный урок. Делить текст задачи на условие и вопрос. Обобщать знания об изученных числах. Преобразовывать неравенства в верные равенства. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Умение дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
32. Условие и вопрос. Установление связей между ними. Табличное сложение и вычитание без перехода через десяток. Математический диктант по теме: «Масса и ее измерение. Сложение и вычитание десятков».
С. 56 - 57 Комбинированный урок. Выявить степень сформированности умений учащихся отличать задачу от других текстов и заданий; находить условие и вопрос; делать к задаче рисунок-схему и решать ее. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Умение дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.
33. Данные и искомое, их выделение в тексте задачи. Смысл этих понятий. Установление связей между ними. Тупоугольный треугольник. Сложение с переходом через десяток.
С. 58 - 59 Комбинированный урок. Классифицировать треугольники по углам. Складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через разряд. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Умение дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
34. Данные и искомое, их выделение в тексте задачи. Самостоятельная работа по теме: «Составление и решение задач» (15 мин).
С. 60 Комбинированный урок. Выявить степень сформированности умений учащихся отличать задачу от других текстов и заданий; находить условие и вопрос; делать к задаче рисунок-схему и решать ее. Умение выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Умение дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.
35. Работа над ошибками. Установление связи между данными и искомым. Вычитание с переходом через десяток.
С.61 Комбинированный урок. Выделять данные и искомое. Обобщать знания об изученных числах. Преобразовывать неравенства в верные равенства. Умение выделять в тексте задачи данные и искомое. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
36. Отличительные признаки задачи. Решение уравнений. Формирование вычислительных навыков.
С. 62
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Идентифицировать задачи. Решить задачу по рисунку и составить новую задачу. Складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через разряд. Умение выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки; выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
II четверть
37. Классификация треугольников по видам углов. Признаки этих треугольников. Сложение и вычитание с переходом через десяток.
С. 63 Урок-практикум. Классифицировать треугольники по углам: остроугольный треугольник. Сравнить данные сумм и составленных разностей без нахождения их значений. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Сложение и вычитание двузначных чисел – 20 ч. (1 ч. резерв)
38. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Идентификация задачи. Решение задачи по рисунку и составление новой задачи». Контрольный урок. Идентифицировать задачи. Решить задачу по рисунку и составить новую задачу. Умение выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки; выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
39. Работа над ошибками. Первое знакомство со сложением двузначных чисел, поиск способов определения значения таких сумм. Понятие об обратных задачах. (практическая работа).
С. 64 - 65 Урок-практикум. Познакомиться со сложением двузначных чисел, найти способы определения значения таких сумм. Сравнить суммы без нахождения их значений. Преобразовать неверные равенства в верные. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности, Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Умение кодировать информацию в знаково-символической форме.
40. Формирование алгоритма сложения двузначных чисел. Подробная запись этого алгоритма. Отличие задач от математического рассказа.
С. 66 – 67
Работа с одаренными и слабоуспевающимидетьми. Комбинированный урок. Складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через разряд. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.
41. Классификация треугольников по углам: остроугольный треугольник. Установление взаимосвязи между обратными задачами. Составление задач, обратных данной. Алгоритм сложения двузначных чисел.
С. 68 - 69 Урок-практикум. Классифицировать треугольники по углам: остроугольный треугольник. Сравнить данные сумм и составленных разностей без нахождения их значений. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
42. Вычитание суммы из суммы как основа выполнения вычитания двузначных чисел. Выделение в тексте задачи данных и искомого. Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».
С. 70 - 71 Комбинированный урок. Решать задачи с помощью рисунков. Вычитать круглые десятки на основе использования таблицы сложения. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
43. Выделение и сравнение частных случаев вычитания двузначных чисел. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.
С. 72 - 73 Урок изучения нового материала. Складывать и вычитать двузначные числа. Уметь записывать краткую запись задачи. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
44. Новая единица измерения длины - миллиметр. Соотношение 1 см = 10 мм. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач. Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток» (15 мин).
С. 74 -75
Урок изучения нового материала. Решать задачи на взвешивание, на разностное сравнение. Преобразовывать верные неравенства в равенства с помощью действий сложения и вычитания. Умение использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, кодировать информацию в знаково-символической форме.
45. Работа над ошибками. Способы сложения и вычитания двузначных чисел. Свёртывание подробной записи. Равнобедренные треугольники, их признаки.
С. 76 - 77 Урок систематизации знаний. Складывать двузначные числа. Работать с геометрическим материалом. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
46. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел
без перехода через десяток. Решение задач». Урок систематизации знаний. Выявить степень сформированности навыка выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
47. Работа над ошибками. Сложение и вычитание двузначных чисел. Сокращение подробной записи.
Выражение длины отрезка различными единицами: см и мм
С. 78 - 79 Комбинированный урок. Складывать и вычитать двузначные числа; сокращать подробную запись. Складывать однозначные числа с переходом и без перехода через десяток. Выделять треугольники разных видов. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, контролировать свои действия в коллективной работе.
48. Знакомство с задачами, у которых несколько решений. Решений уравнений. Построение отрезков, равных данным при помощи чертежной линейки.
С. 80 – 81
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Сравнивать тексты; выделять и решать задачи, уметь находить несколько решений. Чертить отрезки, равные данным. Умение выполнять краткую запись задачи, находить несколько решений. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
49. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток: запись действий в столбик. Сравнение и решение задач.
C. 82 -83 Комбинированный урок. Складывать и вычитать двузначные числа. Решать задачи на взвешивание. Дополнять вопрос задачи соответствующим условием; наблюдать за соответствием условия и вопроса. Измерять и сравнивать длины отрезков. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, кодировать информацию в знаково-символической форме.
50. Классификация треугольников по двум признакам; равнобедренные прямоугольные треугольники.
С. 84 - 85 Комбинированный урок. Классифицировать треугольники по двум признакам. Складывать и вычитать двузначные числа, сокращать подробную запись. Решать комбинаторную задачу. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
51. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток; выполнение действия в столбик.
С. 86 - 87 Комбинированный урок. Складывать и вычитать двузначные числа. Решать логическую задачу с помощью рисунка. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
52. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения при определении значений сумм двух и более слагаемых. Выражение длины в разных единицах измерения: мм, см, дм. Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел».
С. 88 - 89 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Преобразовывать величины с использованием единиц измерения длины: мм, см, дм. Отрабатывать умение складывать, используя таблицу сложения. Умение использовать единицы измерения длины (мм, см, дм) и соотношения между ними. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
53. Знакомство с равносторонним треугольником как частным случаем равнобедренного треугольника.
С. 90 - 91 Комбинированный урок. Познакомиться с равносторонним треугольником как частным случаем равнобедренного треугольника. Решать задачу на разностное сравнение; составлять новые вопросы к тому же условию. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
54. Формирование общего алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд; выполнение подробной знаковой записи этого алгоритма. Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел. Решение задач» (15 мин).
С. 92 - 93 Комбинированный урок. Формировать общий алгоритм вычитания двузначных чисел; выполнять подробную знаковую запись этого алгоритма. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные .средства.
55. Работа над ошибками. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Выполнение действия в столбик.
С. 94 - 95 Комбинированный урок. Складывать и вычитать двузначные числа; сокращать подробную запись. Решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в. учебном материале, допускать существование различных точек зрения.
56. Знакомство с терминами: «простая» и «составная» задачи; их отличительные признаки.
С. 96 – 97
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Урок изучения нового материала. Познакомиться с терминами: «простая» и «составная» задачи, их отличительными признаками. Умение решать простые и составные задачи на выполнение четырех арифметических действий. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
57. Решение задач. Построение ломаной, длина которой равна сумме длин отрезков.
С. 98 Комбинированный урок. Дополнять условие задачи подходящим вопросом. Складывать двузначные числа, записанные одинаковыми цифрами. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
58. Контрольная
работа за I полугодие по линии администрации. Контрольный урок. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.
Вместимость – 3 ч. (1 ч. резерв)
59. Работа над ошибками. Знакомство с понятием «вместимость». Измерение вместимости произвольными мерками.
С. 100 - 101 Урок – исследование. Познакомиться с понятием «вместимость», измерять вместимость произвольными мерками, решать задачи. Умение различать простую и составную задачи. Воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников. Личная самооценка на основе заданных критериев учебной деятельности.
60. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».
С. 99 Контрольный урок. Выявить степень сформированности навыка выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в строчку и в столбик. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.
61. Работа над ошибками. Единица вместимости-литр(практическая работа). Устная нумерация двузначных чисел.
С. 102 - 103 Урок-практикум. Вместимость как признак сравнения объектов. Решать уравнения, выделять корень. Умение использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр) Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
62. Из истории математики – вместимость. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Терминологический диктант.
С. 104 - 105 Комбинированный урок. Складывать и вычитать двузначные числа; сокращать подробную запись. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
Время и его измерение – 12 ч.
63. Знакомство с величиной - время. Единицы измерения времени.
С. 106 - 107 Урок изучения нового материала. Вычитать двузначные числа. Измерять длины отрезков; увеличивать длину отрезка на заданную длину; выражать длину отрезка различными единицами измерения длины. Работать с задачами. Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, контролировать . свои действия в коллективной работе.
64. Единица измерения времени - сутки. Соотношение « 1 сутки = 24 часа». Определение времени по часам.
С. 108 - 109 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Решать задачи на взвешивание; искать оптимальный вариант. Работать с понятиями: «неделя», «сутки», «год»... Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними, решать несложные задачи на определение времени протекания действия. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
III четверть
65. Классификация треугольников по сторонам: разносторонние треугольники.
С. 110 - 111
Комбинированный урок. Классифицировать треугольники по сторонам. Складывать двузначные числа с переходом через разряд; преобразовывать суммы. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
66. Разные способы называния времени на часах в зависимости от времени суток. Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».
С. 112 - 113
Комбинированный урок. Складывать двузначные числа, записанные одинаковыми цифрами. Сравнивать промежутки времени, выраженные разными единицами. Отрабатывать алгоритм вычитания двузначных чисел. Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними; решать несложные задачи на определение времени протекания действия. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
67. Определение времени по часам; единица времени - минута.
С. 114 – 115
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Определять время по часам. Умение определять вид треугольника по содержащимся в нем углам или соотношению сторон треугольника. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.
68. Соотношение «1 час = 60 минут»; разные способы называния времени на часах в зависимости от времени суток. Самостоятельная работа по теме: «Решение задач. Виды треугольников» (15 мин).
С. 116 - 117 Комбинированный урок. Вычитать двузначные числа, оформлять подробную запись алгоритма. Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними, решать несложные задачи на определение времени протекания действия. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
69. Работа над ошибками. Первое знакомство с задачей, для решения которой недостаточно одного действия. Ее связь с простыми задачами. Различные способы называния одного и того же времени.
Проект «Охраняемые животные Тульской области».
С. 118 - 119 Комбинированный урок. Сравнивать промежутки времени, выраженные разными единицами. Работать с понятиями: «неделя», «сутки», «год». Решать задачи в два действия; изменять задачу. Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними. Умение определять время суток по часам. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение использовать рисуночные и символические варианты математической записи. Умение использовать в общении правила вежливости.
70. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач». Контрольный урок Выявить степень сформированности навыка выполнять сложение и вычитание двузначных чисел, решать задачи в несколько действий. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа. Умение определять задачу в несколько действий. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Умение контролировать свои действия в коллективной работе.
71. Работа над ошибками. Знакомство с понятием «периметр многоугольника» (практическая работа по нахождению периметра).
С. 120 - 121 Урок изучения нового материала. Решать задачи в два действия; изменять задачу. Познакомиться с понятием «периметр многоугольника». Умение использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
72. Определение периметра произвольного многоугольника. Преобразование составной задачи в простую, в соответствии изменения вопроса и условия.
С. 122 - 123 Комбинированный урок. Отрабатывать навыки нахождения периметра многоугольника. Наблюдать связь простых и составных задач; составлять схемы анализа задач; сравнивать схемы анализа простой и составной. Умение решать простые и составные задачи. Умение находить периметр многоугольника. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
73. Выполнение сложения и вычитания разными способами. Сравнение простой и составной задачи. Самостоятельная работа по теме: «Периметр многоугольника» (10 мин).
С. 124 - 125 Комбинированный урок. Отрабатывать алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел. Наблюдать связь простых и составных задач. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Умение контролировать свои действия в коллективной работе.
74. Работа над ошибками. Нахождение разности удобными способами. Соотнесение понятий «удобные» и «разрядные» слагаемые. Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Решение текстовых задач на определение времени.
С. 126 - 127 Комбинированный урок. Отрабатывать алгоритм вычитания двузначных чисел. Решать задачи на определение времени. Умение решать несложные задачи на определение времени протекания действия. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, контролировать свои действия в коллективной работе.
Умножение и деление – 22 ч.
75. Подготовка к изучению умножения: сравнение сумм с одинаковыми и разными слагаемыми. Математический диктант по теме:
«Время и его измерение».
С. 3 Урок изучения нового материала. Сравнивать задачи с одинаковым вопросом, но разными условиями; преобразовывать простую задачу в составную. Складывать двузначные числа с переходом и без перехода через разряд. Находить периметр треугольника. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
76. Подготовка к изучению умножения: выделение сумм с равными слагаемыми.
С. 4 – 5
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Складывать двузначные числа в столбик с переходом и без перехода через разряд. Определять время по циферблату часов. Вычитать двузначные числа с переходом и без перехода через разряд. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
77. Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения ( . ). С. 6 - 7 Урок изучения нового материала. Вычитать двузначные числа. Дополнять и решать задачи с недостаточными данными. Выделять треугольники на чертеже. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
78. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода и с переходом через десяток. Определение периметра произвольного многоугольника.
Самостоятельная работа «Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток» (10 мин).
С. 8 - 9 Комбинированный урок. Составлять выражения, в которых сложение можно заменить умножением. Сравнивать тексты и решения задач со схожим сюжетом. Располагать разности в порядке убывания значений без предварительных вычислений. Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними; решать несложные задачи на определение времени протекания действия. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; совместно с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи.
79. Работа над ошибками. Произведение - математическое выражение со знаком умножения. Понятия: «произведение», «значение произведения».
С. 10 - 11 Комбинированный урок. Складывать числа в случаях, когда в значениях сумм появляется ноль. Достраивать геометрические фигуры; находить периметр многоугольника. Решать задачи на определение времени. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
80. Термин «множители»; математический смысл каждого из двух множителей с точки зрения связи этого действия со сложением.
С. 12 - 13 Урок систематизации знаний. Использовать таблицу сложения для нахождения значения сумм. Применять умножение в решении задач. Использовать римскую и арабскую нумерации для записи чисел. Совершенствовать вычислительные навыки. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; совместно с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи.
81. Пространственные тела: цилиндр, призма. Установление сходств и различий между телами разных наименований. Знакомство с термином «основание». Нахождение периметра многоугольников с равными сторонами.
С. 14 - 15 Урок - практикум Сравнивать цилиндр и призму; находить сходство и различия между ними. Находить периметр многоугольников с равными сторонами. Умение находить периметр многоугольников с равными сторонами. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, контролировать свои действия в коллективной работе.
82. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». Контрольный урок. Выявить степень сформированности умений распознавать выражения с действиями умножения и деления; называть компоненты действий; преобразовывать выражения на сложение в произведения.
Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
83. Работа над ошибками. Знакомство с цифрами римской нумерацией: I, V, X; сравнение способов записи чисел арабскими и римскими цифрами.
С. 16 - 17 Урок изучения нового материала. Записывать произведения, находить значения произведений с помощью действия сложения. Строить ломаные линии с заданными длинами звеньев. Находить периметр четырехугольника. Умение читать и записывать любое изученное число. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
84. Запись чисел в римской нумерации; определение времени по часам.
С. 18 – 19
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Записывать числа в римской нумерации; определять время по часам. Решать задачи с элементами теории. вероятности.
Умение читать и записывать любое изученное число, определять время суток по часам. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
85. Решение задач разными способами. Решение уравнений вида a – x = b. Правило образования чисел при повторении одной и той же цифры.
С. 20 - 21 Комбинированный урок. Решать задачи разными способами. Развивать анализирующее наблюдение при решении уравнений с неизвестным вычитаемым. Умение находить разные подходы к решению задачи. Формирование интереса к познанию математических фактов. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
86. Вычитание числа из суммы.
Математический диктант «Сложение и вычитание с переходом через десяток».
С. 24 - 25 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Вычитать число из суммы. Дополнять текст до задачи, решать задачу. Умение находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
87. Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений. Правила образования чисел при различном расположении цифр.
С. 26 - 27 Комбинированный урок. Работать с текстом задачи: преобразовывать условие и вопрос. Складывать двузначные числа в соответствии с условием. Умение находить разные подходы к решению задачи. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
88. Знакомство с действием деления; знак деления ( : ).С. 28 -29 Урок изучения нового материала. Складывать двузначные числа, в том числе случаи, когда значения сумм оканчиваются нулем или другой цифрой. Познакомиться с делением. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
89. Деление. Выполнение сложения и вычитания двузначных чисел. Сравнение различных случаев этих операций. Пространственное тело: пирамида.
С. 30 - 31 Комбинированный урок. Отследить связь между делением и умножением, между сложением и вычитанием. Находить признаки пирамиды. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
90. Деление. Решение задач разными способами. Признаки прямоугольника. Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» (10 мин).
С. 32 - 33
Комбинированный урок. Решать задачи разными способами. Находить признаки прямоугольника. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
91. Работа над ошибками. Понятие об обратных действиях; связь между делением и умножением, между сложением и вычитанием.
С. 34 - 35 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Отследить связь между делением и умножением, между Сложением и вычитанием. Делить число на группы с одинаковым количеством частей; решать задачи на деление. Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
92. Термины: «частное», «значение частного». Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.
С. 36 - 37 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Познакомиться с терминами: «частное», «значение частного». Находить длины отрезков; определять возможные длины сторон многоугольника по его периметру. Умение Использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
93. Термины: «частное», «значение частного», «делимое», «делитель».
С. 38 - 39 Комбинированный урок. Вычитать число из суммы. Располагать отрезки в порядке убывания длины; измерять отрезки. Решать задачи с элементами теории вероятности.
Умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
94. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Составление задачи. Периметр треугольника». Контрольный урок. Выявить степень сформированности умений распознавать выражения с действиями умножения и деления; называть компоненты действий; преобразовывать выражения на сложение в произведения.
Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
95. Работа над ошибками. Вычитание двузначных чисел удобным способом. Решение задач, содержащих отношения «больше в…», «меньше в …», сравнение их с задачами, содержащими отношения «больше на…»
С. 40 - 41 Комбинированный урок. Решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Совершенствовать навыки вычитать двузначные числа. Умение решать задачи, содержащий отношения «больше в .. », «меньше в …».
Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
96. Деление. Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.
С. 42 - 44 Комбинированный урок. Совершенствовать навыки в поисках решения задач, кратко записывать условие. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
Таблица умножения – 22 ч. (1 ч. резерв)
97. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 2). Математический диктант по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».
С. 48 - 49
Урок изучения нового материала. Решать задачи с вопросом, выраженным побудительным предложением. Находить периметр квадрата. Решать задачи на определение времени. Вычитать число из суммы по-разному. Использовать действие умножения для записи решения комбинаторной задачи. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
98. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 3).
Числа, записанные одинаковыми цифрами в разном порядке.
С. 50 - 51 Комбинированный урок. Вычитать число из суммы. Находить периметр пятиугольника с помощью таблицы умножения. Использовать таблицу умножения на 2; дополнять текст задачи вопросами. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения, читать и записывать любое изученное число. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы
99. Контрольная работа по теме:
« Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Составные задачи». Контрольный урок. Применять знания, умения и навыки при выполнении заданий в контрольной работе. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Самостоятельно оценивать правильность действий и вносить коррективы.
100. Работа над ошибками. Понятие о действиях первой и второй ступеней. Классификация выражений, содержащих более одного действия.
С. 52 - 53 Комбинированный урок. Закреплять знание таблицы умножения. Изменять текст до получения задачи. Складывать и вычитать двузначные числа в столбик. Умение устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
101. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 4). Самостоятельная работа по теме: «Таблица умножения на 2, 3. Римская нумерация» (15 мин).
С. 54 - 55 Комбинированный урок. Преобразовывать тексты в задачи (различные случаи). Сравнивать и записывать числа римскими и арабскими цифрами. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
102. Работа над ошибками. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 2, 3, 4, 5). Преобразование составной задачи в простую.
С. 56 - 57 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Закреплять знание таблицы умножения. Изменять текст до получения задачи. Складывать и вычитать двузначные числа в столбик. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
103. Понятие о периметре. Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами. Терминологический диктант.
С. 58 - 59 Комбинированный урок. Находить периметр разных многоугольников. Умение применять полученные знания при решении задач. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
104. Сложные выражения, содержащие действия одной ступени и порядок выполнения действий в них.
С. 60 – 61
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Познакомиться с новым видом задания - таблица с закономерностями; определять закономерности расположения чисел в столбцах таблицы; находить неизвестные компоненты вычитания. Преобразовывать выражения с действием сложения. Читать, записывать, сравнивать числа в римской и арабской нумерации.
Умение устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; совместно с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи.
IV четверть
105 Переместительное свойство умножения. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 0)
С. 62 - 63 Урок систематизации знаний. Решать задачи с помощью действия умножения. Сравнивать выражения без предварительных вычислений; преобразовывать неравенства. Строить отрезки по заданным условиям. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять . поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
106 Порядок действий в сложных выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.
С. 64 - 65 Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений Сравнивать выражения без предварительных вычислений. Закреплять изученные случаи таблицы умножения. Умение устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
107. Сокращение текста до задачи. Проверочная работа по теме «Порядок действия в выражениях со скобками и без скобок».
Комбинированный урок. Готовиться к изучению переместительного свойства умножения. Умение читать и записывать любое изученное число. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение использовать рисуночные и символические варианты математической записи, применять в общении правила вежливости.
108. Работа над ошибками. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 7). Решение уравнений. Правило нахождения неизвестного множителя.
С. 66 - 67 Комбинированный урок. Использовать действия сложения и умножения. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя. Решать задачи на применение деления. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
109. Решение уравнений. Составление таблицы умножения (случаи умножения на 8 и на 9).
С. 68 – 70
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений Находить периметр прямоугольника; использовать действия сложения и умножения. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
110. Порядок действий в сложных выражениях, содержащих скобки. Краткая запись задачи. Математический диктант «Табличные случаи умножения до 7».
С. 71 - 73 Комбинированный урок. Вычитать двузначные числа; устанавливать закономерности расположения выражений. Строить отрезки по заданным условиям. Умение находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, допускать существование различных точек зрения.
111. Сокращение составленной части таблицы умножения на основе переместительного свойства умножения.
С. 74 - 75 Комбинированный урок. Складывать и вычитать двузначные числа; устанавливать закономерности в расположении. Записывать числа римскими цифрами. Преобразовывать квадрат в «магический». Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки, договариваться, приходить к общему решению.
112. Умножение натурального числа на 1.Самостоятельная работа по теме: «Таблица умножения и деления» (10 мин).
С. 76 - 77 Урок изучения нового материала. Сокращать количество действий в задаче с помощью преобразования вопроса. Находить периметр прямоугольников; строить прямоугольник по данному периметру. Умение выполнять умножение и деление. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
113. Работа над ошибками. Особые случаи деления – деление на единицу и деление натурального числа самого на себя.
С. 78 - 79 Комбинированный урок. Восстанавливать задачи по краткой записи; обратные задачи. Находить значения сложных выражений: запись «в строчку». Определять вид многоугольников по выражениям для нахождения периметров. Закреплять знания таблицы умножения и деления. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
114. Проверочная работа по теме: «Табличные случаи умножения и деления». Контрольный урок. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
115. Работа над ошибками. Решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов действия деления.
С. 80 - 81 Комбинированный урок. Использовать действия сложения и умножения. Решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов. Решать задачи на применение деления. Умение выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
116. Свойство умножения на 0.
С. 82 – 83
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. Решать задачи на применение действия умножения; обратные задачи. Сравнивать фигуры. Решать уравнения. Умение выполнять умножение. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
117. Деление нуля на натуральное число. Самостоятельная работа по теме: «Табличное умножение и деление. Периметр многоугольника» (15 мин).
С. 84 - 85 Комбинированный урок. Выявить степень сформированности умений учащихся находить значения выражений на умножение и деление с помощью таблицы умножения; решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов. Умение выполнять умножение и деление. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.
118. Работа над ошибками. Невозможность деления на нуль. Решение задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость).
С. 86 - 87 Комбинированный урок. Решать задачи на расчет стоимости. Закреплять таблицу умножения. Умение выполнять умножение и деление. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
119. Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления. Итоговая стандартизированная диагностика (комплексная контрольная работа). Контрольный урок Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.
Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Трёхзначные числа – 16 ч (1ч. резерв)
120. Работа над ошибками. Образование новой единицы счета - сотни.
С. 90 - 91 Урок изучения нового материала. Сравнивать тексты задач, краткую запись, обратные задачи. Закреплять таблицу умножения. Выделять многоугольники по рисункам. Решать задачи на определение времени. Умение читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение стремиться к координации различных мнений о мате-матических явлениях в сотрудничестве; совместно с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи.
121. Счет сотнями; запись получившихся чисел и соответствующих им числительных. Математический диктант «Табличное умножение и деление».
С. 92 - 93 Комбинированный урок. Оформлять краткую запись задачи; использовать в ней условные обозначения. Находить стороны многоугольника с равными сторонами и известным периметром. Складывать и вычитать двузначные числа. Умение называть первые три разряда натуральных чисел, представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
122. Порядок действий в сложных выражениях. Краткая запись задачи. Использование в ней условных обозначений.
С. 94 - 95 Комбинированный урок. Повторить порядок выполнения действий со скобками. Умение выполнять действия сложения и вычитания двузначных чисел и табличные случаи умножения. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, допускать существование различных точек зрения.
123. Получение круглых трехзначных чисел путем присчитывания по единице. Счет сотнями и десятками, запись
получаемых чисел Самостоятельная работа по теме «Периметр многоугольника» (7 мин).
С. 96 - 97 Комбинированный урок. Определять виды многоугольников, давать имена. Восстанавливать текст задач по кратким записям Умение называть первые три разряда натуральных чисел, представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Формирование интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, допускать существование различных точек зрения.
124. Работа над ошибками. Способы получения новой единицы счета (сотни) при счете единицами предшествующих разрядов: десятками, единицами.
С. 98 - 99 Комбинированный урок. Использовать таблицу умножения для нахождения значений частных. Находить значения сложных выражений. Решать комбинаторные задачи. Умение называть первые три разряда натуральных чисел, представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, строить небольшие математические сообщения в устной форме.
125. Чтение и запись трехзначных чисел, получаемых с помощью единиц.
С. 100 - 103 Комбинированный урок. Краткая записывать задачи; использовать условных обозначения- фигурные скобки. Изменять порядок действий в сложных выражениях с помощью скобок. Умение читать и записывать любое изученное число. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения, следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
126. Увеличение трёхзначного числа на десятки. Работа с задачами. Повторение. Нахождение периметра многоугольника.
С. 104 - 105 Комбинированный урок. Читать и записывать трехзначные числа. Умение выполнять умножение и деление. Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей. Умение осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
127. Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление. Порядок действий в выражениях. Уменьшение и увеличение числа в несколько раз» Комбинированный урок Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
128. Работа над ошибками. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Повторение. Сравнение трехзначных чисел.
С. 106 - 109 Комбинированный урок Читать и записывать трехзначные числа. Умение читать и записывать любое изученное число. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выполнять учебные действия и в устной и письменной речи, строить небольшие математические сообщения в устной форме.
129. Время и его измерение; знакомство с календарем; единица измерения времени - год. Повторение. Решение уравнений.
С. 110 – 111
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Комбинированный урок. Решать задачи на определение массы. Решать задачи, сводящиеся к нахождению периметра прямоугольника.
Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
130. Продолжительность месяца и года; соотношение «1 год = 365/366 суток». Обобщение и систематизация знаний. Повторение. Время.
С. 114 - 115 Комбинированный урок. Решать логические задачи. Находить значения сложных выражений. Умение использовать единицы измерения времени и соотношения между ними. Формирование понимания причин успеха в учебе. Умение в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
131. Итоговая контрольная работа по линии администрации. Контрольный урок. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
132. Работа над ошибками. Повторение. Запись трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Краткая запись задачи, обратные задачи.
С. 116 - 117 Урок систематизации знаний. Увеличивать и уменьшать трехзначное число на десятки и сотни; записывать числа цифрами римской и арабской нумерации. Умение читать и записывать любое изученное число. Формирование понимания роли математических действий в жизни человека. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, допускать существование различных то- . чек зрения.
133. Знакомство с терминами: ребро, грань, основание. Повторение. Пространственные тела: куб, призма, цилиндр. Терминологический диктант (действие, умножение, делимое, сумма, разность, уменьшаемое, вычитаемое)
С. 120 - 121 Комбинированный урок. Характеризовать признаки сходства и различия одного и несколько объемных тел. Выполнять практическую работу. Умение сравнивать пространственные тела одного наименования по разным основаниям. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, строить небольшие математические сообщения в устной форме.
134. Чтение и запись изученных чисел, а также трехзначных чисел, оканчивающихся двумя или одним нулем. Повторение. Порядок действий в сложных выражениях.
С. 122 - 123 Урок повторения. Читать и записывать трехзначные числа. Умение читать и записывать любое изученное число. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Умение использовать рисуночные и символические варианты математической записи, использовать в общении правила вежливости.
135. Обобщение и систематизация знаний. Повторение. Порядок действия в выражениях со скобками и без скобок. Решение задач.
С. 124 Комбинированный урок. Обобщение знаний. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
136 Обобщение и систематизация знаний. Повторение. Табличное умножение и деление. Единицы длины и массы.
С. 125 Комбинированный урок. Обобщение знаний. Умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Умение выполнять действия в устной форме, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.