Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии в средней школе
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Эти слова принадлежат замечательному русскому
педагогу В.А.Сухомлинскому.
Забота о здоровье учеников неотделима от учебно-воспитательного процесса.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий наибольшее значение имеет :
1)создание образовательной среды, которая обеспечивает снятие стрессобразующих факторов на уроках. Атмосфера доброжелательности, индивидуального подхода, создание для каждого ситуации успеха - необходимо не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2) творческий характер образовательного процесса. На уроках и во внеклассной работе я стараюсь использовать активные методы обучения: урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-презентация, урок-конференция, конкурсы, выставки детского творчества, проектные работы, участие в олимпиадах по предмету. С помощью таких методов обучения создается здоровый психологический климат на уроках и повышается интерес к изучению предмета.
Я добиваюсь того, что, каждый ребенок прояаляет свои способности, создавая условия для их развития, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е осуществляется личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
3)наглядность образовательного процесса. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер - незаменимый помощник учителю в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника относятся практически неограниченные возможности строить урок так, как считаешь нужным, проявляя свое творчество. Разнообразные формы работы в сочетании с демонстрацией видео материалов создает у детей эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижается утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока
специальной валеологической паузы.
На уроках кулинарии знакомлю детей с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, расширяю через игры свои знания об этикете, а также соблюдению основных гигиенических требований. А так же провожу нетрадиционные уроки с дегустацией блюд кухни разных народов.
Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение. Они обсуждают их не только в диалогах, но готовят презентации по этим темам.
Провожу беседы необходимости утренней гимнастики, о закаливании. Не смотря, на то, что у нас нет таких разделов в программе нет, но можно найти на это время, во время творческих проектов. Забота о здоровье учеников неотделима от учебно-воспитательного процесса.
При изучении раздела «Материаловедение» изучаем свойства различных тканей, уделяем внимание пользе натуральных тканей для организма человека с точки зрения гигиены. Обращаем внимание на модель изделия, подчеркивая на примере джинсовых брюк (низких на бедрах и облегающих), что они могут быть вредными для функционирования женского организма.
4)ответственность ребенка за результаты своего труда. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика, стараюсь быть объективной, выделяю удавшейся аспект работы, хвалю за старание.
главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1.точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2.парные точки по краям носа (помогает восстановить обоняние);
3.точки посередине верхнего края подбородка;
4.парные точки в височных ямках;
5.три точки на затылке в углублениях;
6.парные точки в области козелка уха.
На занятиях провожу динамические паузы: простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и неврозов, гипертонии, повышенного внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения:
1.вертикальное движение глаз вверх-вниз;
2.горизонтальное вправо-влево;
3.вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. на доске или на бумаге начертить какую-либо ( кривую, спираль, ломанную ); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнения можно выполнять в такой последовательности:
1.потягивание за мочки сверху вниз;
2.потягивание ушной раковины вверх;
3.круговые движения ушной раковины по часовой стрелки и против.
Упражнения для кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключение на новый вид деятельности. Использую музыкальное сопровождение.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред.
Хорошее оснащение кабинета, озеленение, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота так же положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние ребенка и создает неповторимый микроклимат в помещении.
Техника безопасности является одним из важнейших компонентов системы здоровьесбережения школьников. Соблюдение техники безопасности особенно актуальны при проведении практических занятий. Пренебрежение правилами приводит к травматизму учащихся и наносит непоправимый вред их здоровью.
Постоянно контролирую посадку детей, обращая внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты, что предотвращает развитие заболевания сколиоза позвоночника.
Творческие работы на уроках нередко проводятся под тихое музыкальное сопровождение, а так же во время перемены, что положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние ребенка.
Использование системы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном
процессе, это и есть защита здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда является важнейшей задачей каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Это необходимость формирования у учащихся культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение их необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ.
15