Конспект урока на тему М.Пришвина Золотой луг


 
Литературное чтение.
Тема: М. Пришвин.  «Золотой луг»
Цели: учиться использовать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;
учить вести диалог с автором;
работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения.
Развивать и обогащать  речь учащихся,  творческое мышление, эмоциональную сферу.
Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова,  желание больше читать произведений писателей о природе.
Ход урока.
1.      Введение в урок.
Речевая гимнастика. .Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
 Текст задаёт вам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.
А теперь давайте сравним ваши ответы с ответом автора.
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру.
Прочитайте текст так, чтобы был слышен и вопрос и ответ.
Прочитайте стихотворение.
Одуванчики.
Разливает белый сад
Знойный, душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах.
Слабый ветер дунет –
 И осыплет на луга
Белый пух июня.
 
 О каком цветке идёт речь?  А в какое время года описывается этот цветок?
Сравните два стихотворения.  Что происходит с одуванчиками? Почему?
Найдите в них олицетворение, сравнения..Одуванчик – это цветок?
Одуванчик – это красивый цветок?
Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета?
Одуванчик – Это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко?
Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу?
Найдите самое верное утверждение. Докажите.
 .Виталий Бианки говорил о природе: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать эти тайны всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!»
 
А что же думает Настя?
2.     Чтение авторского текста.
Настя и её папа подсказали тему нашего урока.
Мы будем читать  рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг», и мы даже знаем о чём этот рассказ.
О чём обычно писал М. Пришвин? В чём отличительная особенность его рассказов?
Почему Настя называет одуванчики «обыкновенными»?
Разделяете ли вы её мнение?
Начнём читать рассказ «Золотой луг». Удастся ли нам открыть что-то новое. О чём просят авторы учебника?
3.     Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение рассказа «Золотой луг» про себя.
Вопросы после  чтения.
Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас? Что привлекло вас в этом рассказе? Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказал автор? Подходит ли к тексту название рассказа?
К какому типу текстов можно отнести рассказ? (текст повествования с элементами описания)
Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)В чём особенность каждой из них? Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть.
4.     Повторное чтение рассказа вслух. Деление на части. Комментирование.
Автор подводит нас к главной мысли рассказа.
От какого лица ведётся повествование?
Можно ли сказать, что автор и герой рассказа – одно и тоже лицо? ( Автор м. Пришвин, а рассказчик – мальчик).
Кто был старше из братьев? Почему? («…Он впереди, я – в пяту»)
Как это  - идти в пяту?
Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово?
Что значит созревают одуванчики?
Что такое забава? Что значит постоянная забава?
Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели: фукну, фукнет.
Знакома ли вам такая игра с  одуванчиком?
Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в  виду? (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).
Каким предложением заканчивается первая часть? Как её можно озаглавить?
Чтение 2 части.
Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым». Прочитайте.
Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?
Что заставило мальчика заняться наблюдением
Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?
С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? («Пальчики на ладони»).
В чём главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг).
Как можно озаглавить вторую часть?
Чтение 3 части.
Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.)
Как можно озаглавить эту часть?
5.     Проблемный вопрос.
Какое «открытие» сделал  для себя писатель? А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?
В чём поэтичность рассказа «Золотой луг»?
Какие средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.
А сейчас и мы с вами узнаем много интересного об одуванчике.
Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?
Оказывается, их 203 вида.
А сколько названий у этого вида?
27 народных названий.
А сколько пушинок бывает в одной корзиночке?
Представьте себе, до 200 семян с парашютиком.
А за сезон одно растение даёт до 3000 семян.
Не все семена  прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики.
Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?
Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?  
Одуванчик, одуй-плешь, бабка. Молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница.
Давайте распределим названия по группам, по тем, как вы понимаете названия.
 
Непонятно.                Пух.                Дуть.                        Зубчик –семя.
бабка                         пушица                     одуванчик                Молочник – сок.        
кульбаба                   пухлянки         одуй-плешь                                                          плешивец                                                        пустодуйдуван
ПРЯДАТЬ – скакать, метаться
прядуницалетучка
6.     Подготовка к выразительному чтению.
Поиск интонации для каждой части.
1-я часть – игриво, весело.
Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.
2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.
3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно
7.     Выразительное чтение.
8.     Рассказ об авторе.
Э Шим сказал  о М. Пришвине «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».
А как вы понимаете это высказывание Э. Шима?
Что знаете вы о М. Пришвине?  (моделирование)
С детства Михаил Михайлович Пришвин Был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного был было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили:»Ты  ещё маленький, не поймёшь!» Знать многое очень  хотелось, значит надо  было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром сели в лодку и отправились в … Азию искать счастья.  Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба Миши Пришвина, если бы к ним в гости не приехал  из Сибири богатый дядюшка, который увёз мальчика в ту самую Азию, только не сказочную, а самую настоящую. Здесь Михаил Пришвин оканчивает гимназию, где был одним из лучших учеников.
 Михаил  Пришвин – учёный, агроном, путешественник, охотник и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает  детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились детские книги, такие простые и интересные, что, сколько  бы лет ни прошло, их будут читать дети.
9.     Возвращение к иллюстрации.
В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации? Каким предложением из текста вы подпишите эту иллюстрацию?
А какие  «секреты» одуванчиков вы знаете?
1.     Одуванчики закрывают ладошки не только вечером, но и дождю.
Существует такая примета: «Одуванчик снимает шар – к дождю»
2.     Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нём много витаминов. Из цветков одуванчика варят вкусное  и полезное варенье.
10.                      Подведение итогов.
Каким писателем можно считать М. Пришвина?
Когда текст о природе будет удачным, когда его захочется читать и читать с интересом?
Прочитайте слова К. Паустовского, которые подтверждают нашу мысль « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»
11.                      Домашнее задание.
 
Пересказать текст по составленному плану.