Нестандартные упражнения на уроках русского языка (нач классы)

Нестандартные упражнения на уроках русского языка
Сегодня в условиях введения нового государственного стандарта вопрос о развитии способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили, что у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной деятельности, закладываются приемы решения учебных задач и ситуаций.
Специфика русского языка как учебной дисциплины в национальной школе заключается, прежде всего, в том, что обучение введется в иной языковой среде. Для учащихся национальных школ русский язык является неродным. Перед учителем стоит решение таких задач, как привитие интереса к предмету, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в общей работе класса, развитие образного мышления.
Как вызвать интерес к русскому языку? Как сделать учебный процесс доступным и увлекательным, эффективным и творческим?
Думаю, выход из этого положения можно найти в поисках и использовании нестандартных форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств русского языка.
Нестандартные упражнения, которые создают на уроке атмосферу доброжелательности, объединяют и организуют детей. Упражнения помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, справиться с утомляемостью, свойственной детям младшего школьного возраста. Предлагаю три основных направления, которые помогут учителям организовать учебный процесс на деятельностной основе.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью младших школьников. С первого класса от урока к уроку использую занимательные игры для запоминания, для нахождения закономерностей, на орфографическую зоркость. В период обучения грамоте в начале урока можно проводить следующие упражнения:
1 .Игра «Чем похожи?».
Э, Ю.Я, 31,32,33,
Г, Д,Е,Ё,Ж, 4,5,6,7,8



2. «Слоги в интонациях». Читаем с понижением и повышением голоса; с интонацией удивления, дополняем до слов.
Например:
пра сто
про ста
пру сту
при сти
·
· Развивающий канон. Определив тип связи, напишите вместо знака вопроса правильный ответ. Например,
1. УТРО - З ДЕНЬ - О ВЕЧЕР - ? 2. ЗЕМЛЯ - ? СТОЛ - М ОКНО - С
Творческие работы. На уроках ребята учатся писать мини-сочинения, рассказы, стишки, необычные истории. Детей приводим к мысли, что слово можно «увидеть» по-разному. Например, слово «бабочка
а) Как какое-то пятно б) Вроде бы бабочка, а может, и нет. в) Как на картине. г) Она летает, садится на цветок.
Слово можно «слышать»: жук - жужжит, можно «потрогать»: снег - холодный, игла – острая, можно «попробовать на вкус»: лимон – кислый, сахар – сладкий. На запоминание предлагаются по 7 слов. На таблице напротив каждого слова ребята отмечают, как
· его представили. Затем оценивают свой ответ. Если запомнили меньше 4 слов, получают 2 балла, 4-5 слов - 5 баллов. Все 7 слов, но перепутали порядок-8 баллов. Все 7 слов в правильном порядке-10 баллов.
После таких тренировок проводится игра «Слова – это персонажи, какой – то истории». Чтобы запомнить слова по порядку, нужно представить себе маленький фильм и написать рассказ. Потом вспомнить и записать слова в нужном порядке. Слова подбираю к определённым орфограммам, так как в курсе русского языка есть такие орфограммы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов, к неправильному выполнению заданий. Например, на сочетания ча-ща, чу-щу предлагаются: дача, ключ, мяч, чудо, туча, свеча. На «Непроверяемые безударные гласные»: альбом, берёза, ветер, девочка, заяц, капуста, машина. Через некоторое время (может через урок) попросить вспомнить слова по данной теме.
Развитие связной устной и письменной речи детей, развитие речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных типов речевых задач. «Что хорошего в дожде? А что плохого?» «Я радуюсь», «Я грущу» (сочинение-рассуждение), «Если бы я был (а) Ручкой, то я бы ..., потому что...» (сочинение-мечта). Данные упражнения рождают фантазию, побуждают к высказыванию, т.е. развивают коммуникативное учебное действие.
Стихотворные упражнения. При естественном желании ребенка все запоминать и быть не хуже других, дети допускают орфографические ошибки. А хотелось бы, чтобы техника письма не отставала от техники запоминания. Стихотворные упражнения помогают направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, служат средством воспитания чувства ритма, необходимого им в настоящей и будущей учебной деятельности. Ведь многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, с трудом запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Рифмованные упражнения рождаются желанием облегчить детям трудности познания и привить интерес к знаниям, и, прежде всего, к русскому языку. «Запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания и читаются до знакомства с правилами. Многократное чтение таких рифмовок позволяет легче усвоить любое орфографическое правило. «Рифмовки-тренажеры» исполняются для чтения и письма орфографически-насыщенного словарного материала. Они служат средством накопления слов, расширяют представление о несоответствии написания и произношения слов. Например, найти лишнее слово: сапожки, рожки, пирожки, поварешки, кружки.
«Рифмовки-контролеры» проводятся для проверки какой-либо орфограммы: Все обдумай, не спеши, а потом уже пиши. Ошибка становится для ребят предметом анализа.
«Орфографические пятиминутки» используются как элемент речевой гимнастики, в начале или в конце урока.
Нестандартные задания чередуются с заданиями учебника. По мере совершенствования орфографического навыка задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, где учащиеся находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки.
Регулярное выполнение нестандартных упражнений и заданий благоприятствует развитию детей с разными языковыми способностями, способствует повышению эффективности обучения в целом, интеллектуальному развитию, активизирует мыслительную деятельность.