Тема самообразования: Развитие ключевых компетентностей обучающихся на уроках истории и обществознания
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Реалии современной действительности часто ставят учительскую и родительскую общественность перед вопросами: Что является результатом школьного образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная деятельность после школы? Как ориентация на отдалённые результаты влияет на содержание образования? Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход. Но может ли компетентностный подход в преподавании истории и обществоведения помочь создать условия для личностного развития школьников, формирования у них прочного мировоззренческого фундамента для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций? Влияет ли специфика учебного предмета на особенности реализации этого подхода?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо для начала уточнить цель данного исследования.
Цель работы – построение образовательного процесса на уроках истории и обществознания, ориентированного на формирование ключевых компетенций.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
Показать за счет чего обеспечивается познавательная активность учащихся;
Разграничить понятия компетенции и компетентности;
Указать основные функции компетенций;
Установить иерархию компетенций: ключевые, общепредметные, предметные. Указать роль и место компетенций на уроках истории, обществознания;
Определиь круг компетенций, формируемых средствами истории и обществознания;
Определить суть компетенций в деятельностной форме;
Показать как меняется структура учебного занятия и деятельность учителя и учащихся в компетентностном подходе.
Объект работы: учебная деятельность учащихся.
Предмет работы: процесс развития ключевых компетенций учащихся на уроках истории, обществознания.
Актуальность темы заключается в том, что компетентностый подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе.
Раньше отечественная школа выполняла заказ единого заказчика – государства. Теперь же, следует говорить о наличии множества запросов, на которые школа должна отвечать. Реальными заказчиками школы стали ученик, его семья, работодатели, общество, тоже государство. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека.
Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных её задач создание условий для формирования личности. Эти условия призваны обеспечить: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; создание атмосферы сотрудничества при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; формирование собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность её всестороннего исследования, постоянное совершенствование интеллектуальных способностей.
И эта задача не только и даже не столько содержания образования, сколько компетентностного подхода и современных технологий обучения.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:
внедрения эффективных педагогических технологий;
постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
использования информационно-коммуникационных технологий.
организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Внедрение эффективных педагогических технологий.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы.
ПРИМЕРЫ:
Методика «Обсуждение картин».
- 10 класс. История России. Тема: «Правление Ивана III». Задание: Рассмотрите картину «Стояние на Угре». Какие чувства воинов, находящихся на переднем плане передает художник?
- 10 класс. История России. Тема: «Правление Петра I». Задание: Внимательно рассмотрите известное историческое полотно И.Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» и «Портрет Петра I» И.Н. Никитина. Если верно, что внешность человека, выражение его лица отражают характер, о каких общих чертах Петра и Софьи дают представление эти полотна? Как вы думаете, можно ли считать Софью незаурядной натурой? Почему она все же не смогла занять престол?
- 9 класс. История России. Тема: «Перестройка. Перемены в духовной жизни» Задание: Рассмотрите картину И. Глазунова «Великая Россия». Назовите исторических личностей, изображенных на картине.
Дискуссии.
Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно, формирует социальную компетенцию. А временные затраты оправдывают развитие креативности.
ПРИМЕРЫ:
Уместна дискуссия как обмен мнениями в начале урока. Такая дискуссия не только будит сознание учащихся, но выявляет для учителя уровень изначального понимания темы разговора.
- 10 класс. Обществознание. Тема: «Истина и ее критерии» Задание: Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Почему? Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание.
- 10 класс. Обществознание. Тема: «Свобода и деятельность человека» Задание: Какая позиция на ваш взгляд отражает подлинную свободу? Свобода «ОТ» Свобода «ДЛЯ»
Проблемные вопросы и задания.
ПРИМЕРЫ:
- 10 класс. Всеобщая история. Тема: «Великая французская революция» Проблемный вопрос: «Явилась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов – просветителей?»
- 10 класс. История России. Семинарское занятие: «Личность Ивана Грозного» Проблемный вопрос: «Кто он - Иван IV - властный самодержец с диким, необузданным характером, или незаурядная личность с трагической судьбой?»
- 10 класс. История России. Семинарское занятие: «Личность Петра Великого» Проблемный вопрос: «Петр Первый – ВЕЛИКИЙ?»
2. Использование межпредметных связей.
Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как истории, обществознания так и основ наук в целом.
Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.
Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использования литературного материала.
ПРИМЕРЫ:
- 10 класс. Обществознание. Тема: «Самопознание». Задание: Какую проблему раскрывает в своем стихотворении В. Высоцкий?
Во мне два Я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты –
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица –
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки: может оказаться
Что я давлю не то второе Я. /В.Высоцкий/
- 10 класс. Всеобщая история. Семинарское занятие: «Ренессанс. Реформация. В поисках новой личности» Задание: Какую обратную сторону индивидуализма раскрывает знаменитый монолог Гамлета У. Шекспира?
Быть иль не быть – таков вопрос;
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет над налетом мысли бледным,
И начинанья, вознесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия
3. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.
Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.
Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.
По содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусству, информатики.
В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.
4. Организация процесса личностного осмысления, исторического опыта.
В контексте компетентностной парадигмы образование рассматривается как складывание образа бытия и внутри его – образа человека. Этот образ невозможно создать без определенного багажа исторических знаний. Развитие современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, причем, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и некая нравственная составляющая, потому что «знания в руках бездуховного человека, что сабля в руках сумасшедшего».
Нам не раз приходилось слышать из уст своих учеников вопрос о необходимости приобретаемых знаний. Снижение мотивации к учению, низкая успеваемость отдельных учеников объясняется не уровнем интеллекта, а непониманием значимости получаемых на уроке знаний. Внедрение компетентностного подхода позволяет увидеть практическую направленность содержания учебных предметов, понять их важность и востребованность в жизни.
Но для этого необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно - деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции, определяется способностью решать предписанные «местом» задачи. Именно эти способности важны в жизни.
Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя.
Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (как личностные достижения), систему ценностных ориентаций, привычки, ответственность за последствия совершенных действий и др.
Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок (подросток).
Перечислим основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.
На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) Хуторской А.В. выстраивает три уровня:
1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; к общепредметным компетенциям относятся способности решать проблемы, требующие применения различных фактов или соответствующих понятий из различных разделов, а также понимание обобщенных понятий и подходов, использование понятий и методов из других образовательных областей; общепредметные компетенции должны обладать свойством переноса в другие предметы или образовательные области;
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят свое воплощение в общепредметной рефлексивной компетенции, а затем в такой предметной компетенции по истории, как способность выделять в любом историческом событии борьбу интересов различных сторон.
С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эти компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
С учащимися мы проводим конкурсы презентаций. Конкурсы были проведены по темам: «Герои Великой Отечественной войны», «Школьная форма», «Развитие военной техники в годы Великой Отечественной войны».
- Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, н
·аблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Мною разработаны с использованием разных технологий темы: «Проблемы современной молодежи», «Смысл жизни», «Что нас разделяет».
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:
практическая направленность обучения,
ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
изменение методики преподавания, введение современных образовательных технологий.
Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует так же формированию развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:
Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий
Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых
Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах
Освоением информационных «джунглей» Интернета.
Большую роль в формировании «критического читателя» и «критического зрителя» играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, т.к. приходится опираться на факты, изученные в школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я использую отдельные приемы.
Стадия «вызова» направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер (объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами). Например, при изучении темы «Культура России XVII века» учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного». В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного.
Прием «верные-неверные утверждения». При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения:
До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская
Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны”
Она была племянницей Петра I
Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе
С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями
Любила своего мужа и была счастлива в браке
Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.
На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки «v» - уже знаю, «+» - новая информация, «?» - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.
Прием «чтение с остановками» часто использую на уроках обществознания. Например, при изучении темы «Нации и национальные отношения» мною был зачитан фрагмент повести Ч. Айтматова:
- Ты кто? – спросил шофер.
- Я внук деда Момуна. А дед – сын сыновей Рогатой матери-оленихи.
- Кто тебе это сказал? – удивился шофер.
- Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик. Шофер знал только своего отца, прадеда.
- Никто не учил. А зачем?
- Дед говорит
А что говорит дед учащиеся предполагали сами. Получилась интересная дискуссия.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.
Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру «Самый внимательный читатель». Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. В 6 классе к тексту параграфа «Могущество папской власти» ученик составил 11 вопросов. В старших классах провожу пресс-конференции, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Государственный стандарт предлагает классификацию компетенций по трем видам деятельности: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная. Приведем примеры формулировок ключевых компетенций в деятельностной форме по истории:
В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
В рамках информационно-коммуникативной деятельности способствует, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
В рамках рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В зависимости от вида компетенции, формирующейся на уроке, подбирается содержание и метод обучения. Следует отметить, что меняется и структура учебных занятий, основными элементами которого являются:
Проверка итогов предыдущей работы.
Главная задача установить связь между обучением учителя и учением школьников, включить их в продуктивную обучающую деятельность. В основе повторения живой диалог детей.
Например: После оглашения темы урока «Общественное движение при Николае 1» учитель проводит беседу по понятию общественное движение, выясняя, что оно обозначает, причины появления, какое направление общественного движения оформилось в 1 четверти 19 века. Далее учащимся дается задание индивидуально составить рассказ, используя ключевые слова: Отечественная война 1812 г., дворяне, крепостное право, конституция, тайные организации, восстание. После выполнения данного задания ученики самостоятельно определяют задачи урока, а учитель сообщает главное задание на урок – Чем общественное движение при Николае 1 отличалось от общественного движения при Александре 1?
Презентация нового материала.
Материал излагается укрупненными блоками, включает в себя базовые знания, самое значимое. Наиболее оптимально излагать материал, используя собственные презентации или ресурсы по истории.
Практика под руководством учителя.
Проводится с целью установления «обратной связи» и своевременно исправить ошибки в понимании нового материала школьниками. Также на этом этапе можно отработать определенные компетентности. При выполнении задания учитель оказывает помощь слабым учащимся.
Например: Учащимся дается задание выяснить, почему западников и славянофилов называли друзья – враги. Для выполнения данного задания привлекается выборочно текст параграфа и документы к нему.
Независимая самостоятельная практика обучаемых.
Это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с учителем, а между детьми по поводу изученного материала.
Например: Император Александр 2 вошел в историю как царь – освободитель. Однако его царствование характеризуется и небывалым всплеском революционного движения. Как вы думаете почему?
Самоконтроль и самооценка результатов работы.
Завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Подведение итогов занятия.
Подведение итогов должно быть тесно связано с целями, поставленными на определенных этапах обучения, которые позволяют сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.
Определение домашнего задания.
Так как центр познавательных усилий ученика переносится на время урока, объем домашнего задания сокращается, носит вариативный характер
Специальное повторение.
Повторение бывает нескольких видов:
- недельное повторение в течение первых 20 минут урока: например, каждый понедельник учитель вместе с учащимися останавливается на основных понятиях, изученных за неделю;
- помесячные повторения, смысл которых - концентрация внимания учеников на изученном и освоенном за последний месяц. Главная задача этого этапа работы – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.
9. Контроль за знаниями учащихся.
Тестирование.
Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации.
Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы истории и обществознания помогают маленькому человеку найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «толерантность», «общечеловеческие ценности».
Главной целью уроков истории и обществознания является помощь в становлении и развитии ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, позитивного мироощущения.
В этом смысле важную роль играют отношения учителя с учениками. Они должны выстраиваться как отношения сотрудничества, которые позволяют проявить интеллектуальную и социальную активность.
Создается психологическая система взаимоуважения на уроке, которая обязывает учителя быть готовой скорректировать свою точку зрения при возникновении разумных аргументов. Это стимулирует обратную связь: постановка проблемы, приглашение к раздумью, анализ источника, создание «образа эпохи», формирование своего отношения к событиям, возникновение новых нерешенных проблем и возможные альтернативы их решения.
В этом случае стимулируется познавательный интерес к предмету через некую «интеллектуальную напряженность», через положительные эмоции в процессе признания личной позиции ученика в обсуждении проблемы. В данной ситуации учитель не только транслятор социального опыта, то есть он не только формирует знания, умения, навыки, но передает опыт творческой деятельности и опыт эмоциональных отношений, в данной ситуации знания обращены к личности ребенка, они не оторваны от духовного опыта ученика, а, значит, возможно развитие ценностных представлений учащихся.
Подростковому возрасту свойственна социальная активность, старшим школьникам – стремление к самореализации. С учетом этих психологических особенностей мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Однако особенностью организации урока является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.
Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!
ПРИМЕРЫ:
- 10 класс. Тема урока: «Сущность человека как проблема философии» Создание положительной мотивации на изучение темы!
«Человек – животное о двух ногах и лишённое перьев» (Платон)
«Человек – животное, производящее орудия труда» (Б.Франклин)
«Человек – тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая» (Б.Паскаль)
«Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры» (Краткий словарь по социологии)
- Как вы думаете, какое понятие объединяет все эти, такие разные высказывания?! (Появляется слово – ЧЕЛОВЕК) - Как вы считаете, почему так много трактовок одного и того же понятия?!
Важно, что любая форма подачи материала строится на основе диалога (иногда внутреннего!), в процессе которого через разные смысловые позиции у участников образовательного процесса формируется личное осмысление исторического, общественного опыта, а через него – личная гражданская позиция.
ПРИМЕРЫ:
- 9 класс. История России. Тема: «Перестройка» Задания: Выберите из предложенного перечня факторов те, которые, на ваш взгляд, в первую очередь предопределили необходимость перестройки в середине 80-х гг.?
Рефлексия: - Так какое же исторический смысл имеет слово ПЕРЕСТРОЙКА?! Современные словари дают определения ПЕРЕСТРОЙКИ как:
ПЕРЕСТРОЙКА - глубокое преобразование социально-экономической системы, сопровождаемое существенными изменениями форм и методов хозяйствования
ПЕРЕСТРОЙКА - термин, вошедший в широкое употребление (Экономический словарь); с сер. 80-х гг. 20 в. и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (Большой Энциклопедический словарь)
Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы.
Индивидуальная работа строится на самостоятельной работе с источником после вводных лекций и отработки вопросов в классе. Это приближает к ученику непосредственных участников исторического процесса, показывает личность, человека на фоне свойственных конкретной исторической эпохе социальных, духовных, нравственных проблем.
ПРИМЕРЫ:
- 10 класс. История России. Тема: «Правление Владимира Мономаха» Задание: Прочитайте отрывки из «Поучения Владимира Мономаха» Определите жанр и адресатов «Поучения»? О каких личных качествах Владимира Мономаха свидетельствует этот текст? Как вы думаете, почему «Поучение» вскоре после написания стало на Руси одним из наиболее известных и любимых произведений? Выпишите из поучения те заповеди, что близки ВАМ! Объясните ВАШ выбор!
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы проблемного, проектного и личностно - ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.
Таким образом, в образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:
Деятельностный характер обучения,
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,
Создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффект введения новых методов работы отмечается достигаемая при этом значительная разгрузка учителей.
Что же меняется в деятельности учителя и ученика?
Так как одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, то многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. Традиционный вопрос о мотивации учебной деятельности переносится в этом случае из плоскости теоретического в плоскость практического.
По сути дела задачей учителя становится помощь ученику:
В формулировании задачи учения.
В планировании вместе с учеником способов и этапов его деятельности.
В контроле за выполнением плана.
В рефлексии достигнутого.
В анализе новой ситуации и постановки новой задачи.
Задачей ученика в новой ситуации становится обучение:
Ставить цели;
Анализировать ситуации;
Организовывать поиск и добывать информацию;
Моделировать решения и прогнозировать последствия;
Реализовывать намеченные действия;
Презентировать полученные результаты;
Планировать собственное развитие.
Важное значение в создании позитивного контекста для формирования компетентностей имеют также:
- требования, чтобы школьники брались за решение новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам, Это требование, однако, не может иметь слишком обобщенный характер, оно должны быть связано именно с теми сферами деятельности, которые важны и интересны для школьников.
- предоставления школьникам широких возможностей для участия в новой для них деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и проч.) и оказания им поддержки на время, когда они стараются выполнить работу, важную с точки зрения достижения значимых для них целей.
- избегание директивных правил, которые мешают школьникам приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.
Время, которое школьники должны потратить на исследования, фантазии, размышления и структурирование полученного опыта, является важнейшей частью любой эффективной образовательной программы. К сожалению, этим часто пренебрегают ради получения быстрых результатов.
Итак, подводя итоги, следует отметить, что реализация компетентностного подхода дает возможность:
- обеспечить целостное восприятие мира, сформировать системные знания, адекватные современному уровню,
- сформировать ценностные ориентации учащихся на основе идей демократии, гуманизма, уважения прав личности, толерантности,
- ориентировать молодежь на уважение к традициям и культуре своего и других народов,
- способствовать адаптации молодежи к меняющимся социальным условиям жизни,
- способствовать разностороннему развитию детей, формированию процессуальных умений (современных ключевых компетенций),
- развить устойчивые познавательные интересы и творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности,
- снизить нагрузку на учащихся, особенно при выполнении домашнего задания.
Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии. Развить нужные качества и получить необходимые знания педагогу позволяет проектирование самообразовательной деятельности.
А.В. Хуторской «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» Интернет-журнал Эйдос
Примерные программы для основной и средней (полной) школы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Вестник образования» №17, 2009 год)
13PAGE 15
13PAGE 142715
15