Материал по обобщению опыта: Деятельностный подход в преподавании математики
Материал по обобщению опыта
учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с.Советское Пенкиной Марии Ивановны
Тема: Деятельностный подход в обучении математики в старших классах.
Педагогический стаж: 33 лет
Учебное заведение, которое окончила: Хабаровский государственный пединститут, факультет физики и математики в 1982 году.
Квалификационная категория: первая 2009г.
Награды:
Диплом за подготовку лауреата в 3 Всероссийской дистанционной олимпиады по математике.-2008г.
Почётная грамота Управления муниципального образования городской округ «Долинский» за высокий профессионализм, положительные результаты в педагогической деятельности.-2009г.
Благодарственное письмо Департамента образования Сахалинской области за активное участие в работе 22 областных чтений.»Национальня образовательная инициатива «Наша новая школа»: условия реализации в Сахалинской области».
Сертификат участника областного конкурса на лучший инновационный проект в номинации «Инновационные проекты педагогов» -2011г.
Благодарность учителю центр поддержки талантливой молодёжи за организацию и проведение 2 Всероссийской олимпиады.- 2012г.
Диплом Института Развития Школьного Образования за организацию сверхпрограммного конкурса Альбус.2012г.
Диплом за подготовку лауреата сверхпредметной общероссийской предметной олимпиады Олимпус 2012г.
Диплом Института Развития Школьного Образования за организацию сверхпрограммного конкурса Мультитест 2013г.
Диплом Института Развития Школьного Образования за подготовку лауреата сверхпрограммного конкурса Альбус-2013г.
Грамоты и благодарности администрации ОУ
Курсы повышения квалификации:
Семинар по теме «Современный урок математики в условиях профильной школы»- 18-19 01. 2008г (16 часов).
Курсы по программе «Технологические и методические составляющие ИКТ компетентности педагога» с 15.09-30.11 2008 г.(86 часов)
Курсы повышения квалификации по теме:»Повышение эффективности и качества преподавания математики» с 16.03-28.03 2009 г.(96 часов)
Семинар по теме «Сложные вопросы в курсе преподавания математики» с 31. 10- 01.112013г. (16 часов).
Актуальность
Проблема над которой я работаю является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объёмов учебной информации без развития умений и способностей школьников и самостоятельной организации своего учебного труда невозможно обеспечить его качественную подготовку, как по отдельным предметам, так и в целом сформировать готовность к жизни в изменяющемся мире. Необходимость реализации деятельностного подхода отражена в требованиях ФГОС общего образования. Призентация(слайд №3)
Актуальность проблемы еще заключается в том, что в настоящее время во всех нормативных документах ( программах , ФГОС и т.д.), регулирующих учебный процесс ОУ делается акцент на то , что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одним из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получении специальности при продолжении образования. На мой взгляд одним из приёмов, который поможет повысить качество вычислительных навыков и само знание математики, а в том числе сдать ЕГЭ, являются приёмы деятельностного метода.
Анализ ситуации с обучением математики в нашей школе показывает общее снижение успеваемости учащихся по математике , связанное в первую очередь с отсутствием мотивации в изучении данного предмета. Современные школьники ясно осознают, что те знания и умения, которые они приобретают на уроках, вряд ли пригодятся в их будущей жизнедеятельности. Действительно, как можно убедить старшеклассника, например, в необходимости умения решать тригонометрические уравнения? Зачем, для чего ему это нужно, пригодится ли данное умение в послешкольной жизни?
Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм обучения, которые активизируют мотивацию в изучении нашего, я считаю, очень сложного предмета.
Последние три года я пытаюсь методом проб и ошибок найти верный путь и сейчас точно могу сказать, что приёмы деятельностного метода в этом мне помогли.
Степень новизны:
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. (слайд№4) Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.) Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда ученые старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" – это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Умение учиться для ученика складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорят "учебная деятельность"?
Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Итак: на своём опыте я убедилась, что для формирования ключевых, предметных компетенций на уроках математики деятельный подход обучения очень хорошо работает. При данном подходе у детей формируется навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Деятельность функционирования: 2010-2013 учебные года.
Цели:
-создавать условия для всестороннего развития способностей ребёнка в области естественно- математических наук, возможности самореализоваться в современных условиях, формировать творческое мышление, воспитать чувство ответственности за своё отношение к обучению;
- Образовательные: формировать практические умения по данной теме (показать практическое приложение изучаемой теории, систематизировать знания, совершенствовать полученные навыки.Воспитательные: формирование активности, взаимопомощи, самостоятельности, самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу.Развивающие: выделять смысловые опорные пункты, обобщать, оперировать математическими понятиями.
Технология опыта.
Современный урок- это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. Базовый уровень технологии деятельностного метода позволяет не только существенно повысить качество усвоения знаний по всем предметам, способствует развитию мышления и познавательных способностей учащихся, но и является одновременно ступенью перехода к технологическому уровню, открывающему новые возможности в организации учебного процесса и качественно более высокие результаты.
На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми.
При системно-технологическом уровне работы учителя реализуется целостная структура учебной деятельности (шагов) и система дидактических принципов. (слайд 5. 6. 7)
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Так на примере уроков по «Введении в теорию вероятностей» я предлагаю ученикам самостоятельно получить результат возникновения вероятности события. (на примере подбрасывания игрального кубика ученики самостоятельно делают вывод получившегося результата).
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип непрерывности заключается в едином требовании к обучению на всех ступенях образования, связь начальной школы, среднего звена и старшей школы. Требования к обучению в идеале должны быть одинаковыми.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Целостное представление о мире предусматривает понимание того, что , например, понятие «масштаб» в математике, географии и литературе это одно и то же.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Этот принцип особенно важен в работе с детьми в селе, где обучаются дети из семей с различным уровнем достатка и это знают все и учителя и ученики, поэтому учитель должен вести работу так, чтобы эти ученики не чувствовали себя лишними в классе.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. способам её осуществления Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим и добывают сами. Ведь не зря современное обучение в старших классах основывается на 50% самостоятельного добывания знаний. И ведь именно эти возможности представляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.особое внимание я уделяю различным формам работы – это фронтальные, групповые задания, работа в парах.
Что представляет собой групповая работа. Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии учителя и учащихся, а в какой-то мере и учащихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие определенного содержания словесно, с помощью интонации, мимики и пр. Учащиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия учителя. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет; он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости.
работа в парах способствует лучшему усвоению при изучении нового материала когда один ученик выступает в роли учителя а затем они меняются ролями. происходит двойное закрепление изученного материала.
Возьмём самый простой вид групповой работы- работу в парах.
На этапе закрепления новой темы, например, 2 Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предложите учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости ещё раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Очевидно, что такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре «Ученик- учитель», в которую включены сильный или слабый и средний ученик. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы. Но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное. Подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое. При изучении нового материала использую такую форму работы, когда каждый ученик осваивает свой тип задания. А остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем. Решение второго примера поясняет учителю. А затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. К примеру, таким образом можно организовать обучение преобразованию выражений, содержащих квадратные корни.
Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь её решения. Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы: (слайд 8)
Новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способы его разрешения.
Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение.
Предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиции имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.
Ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения. Обоснования.
Даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера ( для учащихся с продуктивным мышлением).
Даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
В связи с обновлением содержания математического образования организация обучения должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Психологические исследования (Л.В. Выгодский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями.
Так при изучении темы «Арифметическая прогрессия» предлагаю учащимся учебный лист, где указывается что нужно знать при выполнении заданий:
Определение арифметической прогрессии
Определение разности арифметической прогрессии
Формулу п-члена арифметической прогрессии
Научиться:
Находить п-член арифметической прогрессии
Находить первый член и разность арифметической прогрессии
Находить сумму п- первых членов арифметической прогрессии
Уметь работать с информацией, выделять главное
Видеть и решать проблему
Развивать самостоятельно мышление.
Помни!
Работать надо по алгоритму. Не оставляй без ответа возникшие у тебя вопросы. Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки. Имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Я приведу краткое описание некоторых уроков на которых я уже использовала приёмы системно- деятельностного подхода в отработке вычислительных навыков учащихся. Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения";8класс
Урок-путешествие по станциям в 8 классе по теме "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения".
План-конспект урока и презентация, сопровождающая урок. Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны уметь решать биквадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, владеть методом введения новой переменной; учащиеся заранее готовят сообщения о великих итальянских ученых-математиках.
Цели урока:
• а) образовательная: рассмотрение способов решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям;
• б) воспитательная: воспитание навыков групповой работы, сознательной деятельности учащихся;
• в) развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся, навыков взаимодействия между учащимися, умения обобщать изучаемые факты.
такой урок я провожу по принципу от простого к сложному. на первых станциях ученики работая в парах решат линейные уравнения затем неполные квадратные полные квадратные - это следующий этап и заключительны этап -это биквадратные уравнения.
тип урока - эвристический. ребята поставлены перед задачей самостоятельно разобраться в изучении нового матераила что и делают более сильные ученики более слабым требуется помощь учителя.
Методика формирования вычислительных навыков у учащихся 5-го класса при изучении темы «Десятичные дроби»
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в школе. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для школьников довольно сложными.
ОПРОБОВАВ различные приемы для обучения детей вычислительных навыков я пришла к выводу что наиболее эффективным является деятельностный метод который позволяет ученикуне только присутствовать на уроке но и самому учавствовать в процессе обучения.
для того чтобы ученики лучше усвоили вычислительные навыки и в целом для них математика не была темным лесом изучение материала должно происходить непрерывно последующий урок обязательно перекликается с предыдущим ведь на самом деле специфика предмета математики в том и состоит что без знания какого-либо раздела математики цепочка знаний прерывается.для своих уроков я подбираю разнообразные задания.
Эти разнообразные задания позволяют развивать математическую речь ученика, гибкость мышления, возможность находить свой способ решения. Они дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить какие-то особенности в решении различных видов примеров. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных навыков.
Особое внимание я уделяю различным формам работы – это фронтальные, групповые задания, работа в парах.
Особую роль в вычислительных навыках играют устные упражнения которые я практикую каждый урок.Основная цель устных упражнений – научить всех учеников производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Задача учителя при этом – наряду с усвоением новых понятий и разделов математики сохранить трепетное отношение к числу, учить рациональным приемам счета, иногда дополняя материал учебника рассмотрение свойств действий (вычитание числа из суммы, вычитание суммы из числа, делимость произведения на число, делимость числа на произведение и т. д.).
Тема: Десятичная запись дробных чисел
Цели: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную дробь и наоборот; развивать вычислительные навыки, память, математическую речь, воспитывать интерес к математике и географии.
Оборудование: «вычислительные машины» у каждого ученика (в виде прямоугольного листочка бумаги с 4 кружочками), картинка или иллюстрация с изображениями планет.
I. Организационной момент
Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие в другую планету.
II. Устные упражнения
- Ребята, какие планеты вы знаете? Вообще существуют 9 планет: Земля, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Меркурий. Мы с вами живем на планете Земля, но сегодня на уроке некоторые из вас отправятся на планету Юпитер (показываю эту планету на иллюстрации).Что же нужно сделать, чтобы попасть на эту планету?
Во-первых, у вас на партах у каждого лежит вычислительная машина. В эту машину вы после каждого задания устного счета будете записывать число. В конце у каждого на вычислительной машине появится код. С помощью этого кода мы проверим, кто отправился в путешествие, а кто остался в классе. Итак, за работу!
1. Найдите в каком номере пропущена ошибка, номер примера поставьте в первом кружочке вычислительной машины.
1) 15:5·13=39;
2) 17·5-11=64;
3) 33+27:3=20
2. Найдите верное утверждение и поставьте его номер во второй кружок вычислительной машины: Чтобы найти уменьшаемое, надо:
1) к разности прибавить вычитаемое;
2) из вычитаемого вычесть разность.
3. Назовите целую и дробную часть чисел: 1; 2; 7; 1; . Запишите в третьем кружке машины натуральное число в ряде данных чисел.
4. Решите задачу, ответ запишите в последний кружок машины: Если 16 человек купили мороженное по цене 6 руб., то стоимость их покупки составил ... рублей.
- Теперь проверим, какой код получился у вас, и узнаем, кто может спокойно лететь на Юпитер, а кому еще нужно внимательно слушать учителя и больше заниматься математикой.
Тип урока – урок изучения нового материала.. Изучение темы начинается с организационного момента.. осуществляется связь с географией (межпредметная связь). Этап отработки вычислительных навыков проводится в виде игры – путешествия в другую планету, так как именно игра является одним из средств формирования устных вычислительных навыков учащихся. Используя на уроке игру-путешествие в планету Юпитер, смогла заинтересовать учащихся с самого начала урока. Все этапы урока взаимосвязаны, каждый этап заканчивается микрообобщением.
Тема: Сравнение десятичных дробей
Цели урока: - научить определять, находить равные дроби, сравнивать десятичные дроби; развивать математическую речь, навыки устных вычислений, учить детей правильной самооценке.
Оборудование: гость урока – белочка (можно нарисованную в дупле)-
2. Математический диктант «Торопись, да не ошибись» (, ученики выполняют диктант на листочках)Задание: запишите десятичные дроби: 2,8; 3,74; 1,371; 0,55; 145,003; 20,036; 201,0101; 6,006; 33,0008; 7,0034; 765,0945; 5674,76027.
Тип урока – урок повторения знаний учащихся. Этап отработки вычислительных навыков проводится в виде таких средств формирования устных вычислительных навыков, как математический диктант и игровой момент. осуществлена межпредметная связь (связь с биологией, русским языком, историей). Используя данные задания в игровой форме, заметила заинтересованность детей, их внимательность, сосредоточенность к устным вычислениям. Ученики высказывают свое мнение только при поднятии руки и при разрешении учителя.
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Цели урока: повторить изученный материал, закрепить навык сложения и вычитания десятичных дробей; развивать навыки устных вычислений, логическое мышление; воспитывать аккуратность, внимание.
Оборудование: конверт, карточки с числовыми выражениями, нарисованные Чебурашка и Шапокляк, набор магнитов.
II Устные упражнения
1) Прочитайте дроби: 6,23; 98,704; 7,024; 8,003; 10,0208; 4,0004; 24,2009.
2) Сравните дроби: 6,37 и 6,299; 10,01 и 10,099; 9,18 и 9,1798;
7,01 и 7,018; 9,004 и 9,04; 28,028 и 28,0209.
2.Округлите данные числа до единиц: 13,547; 87,0125; 60,411.
Урок- закрепления и проверки знаний учащихся. На уроке используется словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый методы. Отрабатываются вычислительные навыки: устные и письменные приемы сложения, вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральные числа, формировались общеучебные организационные умения и навыки, умение работать в коллективе. Каждый этап урока является составной частью всей работы и оценивается учителем с помощью жетонов. На уроке также формировалась монологическая и диалогическая математическая речь.
Таким образом, помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умении, он также развивает логическое мышление, личностные качества ребенка, повышает у детей познавательный интерес к урокам математики. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала что соответствует концепции деятельностного метода обучения математики. .Деятельностный подход в обучении математики особенно важен при подготовки к итоговой аттестации.
На успешную сдачу итоговой аттестации нацелена внеурочная работа по теме «Введение в теорию вероятностей и статистику». Ввиду недостаточно малого времени отведённого на изучение по сути дела нового раздела математики, многие основные понятия и формулы легче давать во внеурочное время.
Предмет теории вероятностей отличается большим своеобразием. Необычный характер теоретико-вероятностных понятий является причиной того, что долгое время подход к этим понятиям основывался только на интуитивных соображениях. Это и подрывало веру в правильность выводов теории вероятностей: многие ее положения носили расплывчатый характер и вызывали сомнения. Теория вероятностей один из разделов, введенный в школьный курс, представляющий несомненную ценность для общего образования. Полезность получаемых знаний состоит как в том значении, которое имеют эти знания для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, так и возможности их непосредственного применения при изучении других наук и в повседневной жизненной практике.
Теория вероятностей – это такой раздел математики, который позволяет обучать учащихся логике на практике. В процессе освоения теоретических фактов решается задача развития у учащихся навыков проведения логических рассуждений, способностей абстрагировать т.е. выделять в конкретной ситуации сущность вопроса, отвлекаясь от несущественных деталей. Изучая теорию вероятностей, учащиеся овладевают умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, находить пути решения поставленной задачи. Все это формирует мышление учащихся и способствует развитию их речи, особенно таких качеств выражения мысли, как порядок, ясность, обоснованность.
Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе?
Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.
На уровне нашей школы, применение деятельностного метода в течении 3 лет, при изучении отдельных тем, дало свои результаты.
Решая задания тестов и составляя дидактические задачи раздела, ученики допускают минимум ошибок. В этом помогают и внеурочные занятия. С пониманием предмета наступает заинтересованность учеников в изучении данного предмета. Об этом говорит и тот факт, что учащиеся нашей школы ежегодно, 3 раза в год участвуют во Всероссийских олимпиадах, причем число участников неизменно- это 30% учеников школы.
Показателем повышения интереса к математике не могу не считать ежегодный ( в течении 2 последних лет) выбор факультативов по математике обучающихся. (по результатам анкетирования), 95% посещаемость в 7-9 классах. Через два года надеюсь увидеть результат по ЕГЭ.
Список участников и лауреатов Всероссийских олимпиад
№п/пназвание конкурса призовое место ф.и. учащегося,
класс
2010-2011 учебный год
1 Участие во Всероссийской олимпиаде ИРШО активное участие Кол-во участников-22
Михайличенко В. – 3 место (7 класс)
2011-2012 учебный год
1 Участие в общероссийском конкурсе Альбус8-9 место
Валиева Ксения(9 класс)-8 место
Перминова Александра (7 класс)-7место
Количество участников-22
2 Участие в общероссийском конкурсе «Олимпус» 7место Плёнкин Иван (7класс)-8место
Кол-во участников-22
2012-2013 учебный год
3 Участие в общероссийском сверхпрограммном конкурсе Мультитестучастие 22 участника
Муниципальное общеобразовательное учреждение Приложение 3
«Средняя общеобразовательная школа» с.Советское
Динамика учебных достижений учащихся по предмету «математика»
Учебный год: 2010-2011
Предмет: математика
Учитель: Пенкина М. И.
Качество знаний:85%
№
п/пкласс
период кол-во
учащихся
оценки н/а н/а
по болезни
качества
знаний
успеваемости
«5» «4» «3» «2» 1
5 1полуг.
2полуг.
год 4 2
2
2 2
2
2 -
-
- -
-
- -
-
- -
-
- 100
100
100 100
100
100
2 6 1полуг.
2полуг.
год 9 4
3
4 3
4
3 2
2
2 -
-
- -
-
- -
-
77
77
77 100
100
100
Приложение 4
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Советское
Динамика учебных достижений учащихся по предмету математика
Учебный год: 2011-2012
Предмет: математика
Учитель: Пенкина М.И.
Качество знаний
№
п/пкласс
период кол-во
учащихся
оценки н/а н/а
по болезни
качества
знаний
успеваемости
«5» «4» «3» «2» 1
6 1полуг.
2полуг.
год
4 1
2
2 3
2
2 -
-
- -
-
- -
-
- -
-
- 100
100
100 100
100
100
2 7 1полуг.
2полуг.
год
9 3
3
3 4
4
4 2
2
4 -
-
- -
-
- -
-
77
77
77 100
100
100
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Советское
Динамика учебных достижений учащихся по предмету математика
Учебный год: 2012-2013
Предмет: математика
Учитель: Пенкина М.И.
Качество знаний
№
п/пкласс
период кол-во
учащихся
оценки н/а н/а
по болезни
качества
знаний
успеваемости
«5» «4» «3» «2» 1
7 1полуг.
2полуг.
год
4 1
1
1 3
2
3 -
1
- -
-
- -
-
- -
-
- 100
100
100 100
100
100
2 8 1полуг.
2полуг.
год
10 2
1
1 6
7
7 2
2
2 -
-
- -
-
- -
-
77
77
77 100
100
100
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Советское
Динамика учебных достижений учащихся по предмету математика 9 класс по теме: « Прогрессии»
Предмет: математика
Учитель: Пенкина М.И.
Качество знаний 100
год Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» % успев. %качества знаний
2010-2011 7 - 4 3 - 100 60
2011-2012 5 1 3 1 - 100 80
2012-2013 5 1 3 1 - 100 80
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Советское
Динамика учебных достижений учащихся по предмету математика 9 класс по теме: «Решение простейших задач по статистике и теории вероятностей»
Предмет: математика
Учитель: Пенкина М.И.
Качество знаний 100%
год Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» % успев. %качества знаний
2010-2011 7 2 4 1 - 100 80
2011-2012 5 2 3 - 100 100
2012-2013 5 2 2 1 - 100 80
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Советское
Динамика учебных достижений учащихся по предмету математика 5 класс по теме: « Обыкновенные дроби и доли»
Предмет: математика
Учитель: Пенкина М.И.
Качество знаний 100
год Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» % успев. %качества знаний
2010-2011 4 2 2 - 100 100
2011-2012 6 3 3 - 100 100
2012-2013 3 2 1 - - 100 100
Список литературы:
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Советское Долинского района Сахалинской области.Описание педагогического опыта по теме:
Использование приёмов деятельностного метода для формирования вычислительных навыков на уроках математики.
Учитель математики 1 квалификационной категории
Пенкина Мария Ивановна.