Конспект урока Взаимосвязь музыки, литературы, живописи

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.
5 класс.
Цели:
1. Закрепить понимание общности и специфики выразительных средств музыки, литературы, живописи на конкретных музыкальных, литературных и художественных произведениях .
2. Расширить кругозор учащихся в 3-х областях искусства.
3. Усвоить с детьми понятие об общей жизненной основе музыки, литературы, живописи.
Ход урока.
С.В. Рахманинов «Вокализ» - Организация входа.
Вопросы для активного слушания: «Сейчас на входе вы услышали знакомую музыку. Какая картина природы вам представляется? В какой стране и климатической зоне?
( После входа и слушания музыки дети безошибочно отвечают: «Россия, средняя полоса».)
Учитель: « Да, эта музыка заставляет нас вспомнить картины русских пейзажистов.( Обращает внимание детей на доску, где развешены иллюстрации пейзажей И. Левитана, И. Шишкина, К. Васильева.)
Какая картина ближе вашему восприятию музыки?( Ответы детей.)
Теперь нам легче будет вспомнить музыку, она звучала в самом начале 5 класса».
Большинство ребят безошибочно отвечают: «Вокализ С.В.Рахманинова».
Вместе с детьми вспоминаем, что такое вокализ (пение без слов).
Учитель: «В данной записи кто-нибудь пел?»
Учащиеся: « Нет, исполнял музыку инструмент. Труба».
Учитель: « Молодцы, ребята! Рахманинов написал мелодию, как родные просторы, она кажется бесконечной. Русская протяжная песня всегда была такой. Скажите, созвучна ли эта музыка описанию степи в рассказе А.П.Чехова «Степь»: « Между тем, перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь- едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается»
Уч-ся: « Да! Здесь описывается тот же родной простор, бескрайность, беспредельность степи».
Учитель: « А сами вы не могли бы вспомнить стихи русских поэтов, где бы тоже воспевалась широта русских полей, степей?»
Ребята называют стихи П.А. Вяземского, И.С.Никитина, выученные на уроках литературы.
Учитель: «Значит произведения музыки, живописи, литературы перекликаются, потому что они связаны одним источником - родной природой. На уроках в 5 классе мы с вами изучали, как музыка связана с литературой и изобразительным искусством. Настало время, когда нужно обобщить наши наблюдения о 3-х искусствах».
Основная часть.
Учитель: «Прежде всего, давайте вспомним, как связаны между собой музыка и литература. Что литература дает музыке?»
Уч-ся: «Литература даёт музыке интересные сюжеты».
Учитель: «А как музыка помогает литературе?»
Уч-ся: «Музыка усиливает выразительность слова, даёт литературным произведениям вторую жизнь».
Учитель: «Молодцы! Теперь поговорим о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Взаимосвязь между музыкой и живописью осуществляется через внутренний слух и внутреннее зрение. Давайте вспомним, что мы называем внутренним слухом и внутренним зрением. (Ответы детей.) Взаимосвязь 3-х искусств мы рассмотрим на конкретных художественных примерах».
Римский-Корсаков, опера « Золотой петушок». Перед детьми портрет композитора и они вспоминают, какую живописную музыку уже слушали на предыдущих уроках. Учитель предлагает послушать музыку из оперы «Золотой петушок». Либретто написано по сказке А. С. Пушкина.
Увертюра. Прежде чем послушать музыку, давайте, ребята, вспомним персонажей сказки.
( Дети называют- царь Додон, царевич Гвидон, Афрон, воевода Полкан, Звездочёт, Шемаханская царица, Золотой петушок.
Учитель: «Всё действие начинает Звездочёт, он говорит:
Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!»
Мы будем слушать увертюру к опере, в которой композитор знакомит слушателей с главными героями спектакля. Установка на активное слушание: « Какие персонажи сказки и в каком порядке изображены в музыке? Запомните, какие инструменты их изображают?»
Узловые моменты обсуждения после прослушивания: «Первым выступает Золотой петушок, играет труба. Её голос такой же звонкий и золотистый, как у Петушка. Второй показывается Шемаханская царица. Она появляется не сразу, а из тумана и растворяется в тумане. Если бы вы рисовали картину, какой изобразили бы Шемаханскую царицу, во что она была одета? Последним появляется Звездочёт. У него высокий, остроконечный колпак со звёздочками.( «уколы» флейт - звёздочки, мелодия, поднимающаяся из басов - чёрный плащ Звездочёта)
Учитель: Итак, мы в увертюре услышали только 3-х героев. Ответом на вопрос: « Почему именно этих героев выбрал композитор для увертюры?» будут слова Звездочёта, которыми завершается опера:
«Вот чем кончилася сказка,
Но кровавая развязка
Сколь ни тягостна она,
Волновать вас не должна.
Разве я лишь да Царица
Были здесь живые лица,
Остальные – бред, мечта,
Призрак бледный, пустота»
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Перед учениками потрет М.И.Глинки, и учитель предлагает детям послушать музыку, которую Глинка написал на пушкинский сюжет. В опере, написанной по поэме А.С.Пушкина, много прекрасной музыки, проникнутой добром, любовью, богатырской силой.
Марш Черномора. Дети называют героев поэмы и оперы: «Светозар- великий князь Киевский, Людмила- дочь его, Руслан – витязь Киевский, Финн-добрый волшебник, Баян - певец. Отрицательные персонажи - Наина- злая волшебница, Черномор- злой волшебник».
Учитель: Перед тем, как послушать очень известный марш Черномора, я вам прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина, который соответствует этой музыке: Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей
Его-то голове обритой ,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода».
Вопрос: Где идут арапы, а где Черномор?»( При втором прослушивании отрывка даю задание некоторым детям пройти как арапы и как Черномор).
Эдвард Григ «Заход солнца».
Учитель: « А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили ещё одну прекрасную музыку, эта музыка вокальная. (На доске нотная запись 2-х фрагментов из произведения Грига « Заход солнца»- мажорный и минорный). Дети, которые учатся в музыкальной школе, поют с названием нот эти записи и все участники узнают музыку Грига, с которой познакомились в 4 классе. Сравнивая звучание 2-х фрагментов, дети отмечают, что первый написан в мажоре, второй- в миноре.
Учитель: « У композитора 2 основные краски- мажор и минор, как свет и тень в природе. Художник, рисующий картину захода солнца, тоже не использовал бы только тёмные краски. Вот послушайте, что сказал наш воронежский художник Владимир Попов: « Цвета- те же ноты и как композитор складывает из них аккорды и диссонансы, так и художник пытается облечь их в какую-либо форму, сотворить гармонию.»
Смена мажора и минора в музыке Грига- это смена более светлых и тёмных тонов в картине « Заход солнца». Попробуем сейчас исполнить эту музыку. Одна ученица будет исполнять только мажорные эпизоды в произведении, а другая- минорные.(пение эстафетой)
Учитель: « Молодцы! Смена красок а музыке была слышна ярче, так как тембры голосов у наших певиц тоже разные.
И. Николаев « Маленькая страна».
Учитель: « Ребята, а какая песня нам знакомая, рисует прекрасную страну, где звери с добрыми глазами, где всегда весна?( Ответы детей). Исполняем выразительно, мысленно рисуем своим внутренним зрением картину этой чудесной страны» (Исполнение песни.)
Обобщение: Произведения литературы, музыки, изобразительного искусства по- своему отображают явления жизни, картины природы, исторические и сказочные сюжеты, характер и состояние человека. Жизнь- единая почва из которой они вырастают, поэтому сильно влияние одного искусства на другое».










15