Уроки лепки. От разития моторики к творческим достижениям


Куценко Ирина Сергеевна педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детско – юношеского центра им. Баневура г. Владивостока»
Уроки лепки.
От развития моторики к творческим достижениям.
Послушная глина, умелые руки
Нужны нам, друзья, чтобы не было скуки.
Сумеем придумать игрушку, слепить,
На память подружке своей подарить.
И то, что ты сделал своими руками
Конечно, понравится папе и маме.
А если ты будешь учиться, трудиться.
То даже весь город тебе удивится.
Творчество детей - это особый вид искусства. В нем не бывает брака, не существует недочетов, оно идеально. Всегда. Дети вкладывают в свои поделки душу, творчество необходимо не только затем, чтобы порадовать родителя, но и непосредственно для развития самого ребенка.
Возьмем, например, лепку. Лепить можно как из пластилина, так и из теста или глины, песка или снега, материалов много и все они доступны. Но мало кто задумывается о том, как полезна лепка для ребенка и его развития.
Во время лепки, у малыша развивается мелкая моторика, но это далеко не все, потому, что моторика напрямую связана с речевой функцией у ребенка и развиваются они параллельно – значит, лепка помогает развитию речи малыша.
Влияет она так же на силу и подвижность пальчиков, на координацию движений. Ребенок учится концентрации, сосредоточенности, целеустремленности и усидчивости, что особенно важно для подвижных и активных детей.
Благодаря лепке, малыш познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести. Теперь он понимает, что снеговик – это не просто какая-то непонятная фигура, а три шара, слепленные между собой.
Важно и то, что лепка помогает развить у ребенка фантазию и воображение, способствуя развитию мыслительных процессов.
Итак, лепка имеет огромное влияние на развитие ребенка необходимо уделять внимание творчеству детей, хвалить их, поощрять, ведь невинное детское творчество впоследствии вырастает в народные промыслы.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Лепка – занятие универсальное: с одной стороны не сложное, с другой – несущее пользу в развитии. Материалы для лепки очень пластичны. Их можно мять, скатывать шарики, формовать кубики, размазать по доске – каждое движение тренирует точность, пластику, крепость рук. Удивительно, но уроки лепки для детей позитивно отразятся на речи, мышлении, творческих способностях. Лепку надо начинать с несложных фигур. Попросите посмотреть в окно, предложите слепить солнышко, расскажите о том, какую роль оно играет на земле, задайте вопрос: чем отличается зимнее солнце от летнего. Вовлеките его в диалог – это полезно для речевых навыков, кругозора, логики.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, углубляет интерес к лепке, расширяет возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Лепка в современной интерпретации – настоящее искусство по созданию фигурок, картин, композиций. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Участие в выставках и конкурсах повышает интерес к занятиям и самооценку.
Чтобы заинтересовать лепкой из пластилина детей 4-8 лет, важно подготовить интересный сюжет. Сделать картинку разнообразной помогут яркие брусочки пластилина, блестки, бисер, пайетки, крупа. Отличный выбор – природные дары (камушки, веточки, листочки, ракушки), собранные вместе с детьми.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.