Статья по теме: Проблемное обучение на уроках истории в условиях МКШ
Проблемное обучение
на уроках истории в старших классах в условиях МКШ
Современное общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, применять зания вне школы, в социуме.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
В педагогической практике многие учителя истории сталкиваются с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия многие педагоги-историки могут найти в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин). Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От учащихся требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Философия проблемного обучения:
- поощрение критического мышления и развитие умений аргументации и общения.
- воспитание терпимости и уважения по отношению к различным взглядам и мнениям
- пробуждение интереса к событиям современности с целью воспитания сознательных граждан
- использование гибких методов обучения, опирающихся на интересы учащихся.
Используя проблемный метод, требуется учитывать: количество учащихся в классе, готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому и в конце провести опрос проблемного характера. При объяснении нового материала использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагать материал, а размышлять, рассматривать возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный. При объяснении необходим полный контакт с классом, необходимо постоянно задавать вопросы типа: «А вы как думаете?», «Давайте, подумаем, чтобы это могло быть?», «Может вы приведете свои версии происходящего?». Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение особенно эффективно, когда количество учащихся в классе небольшое, а материал совсем новый, объемный и слишком сложный.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
При изучении в 11-ом классе темы «Международные отношения в первые послевоенные годы» (Холодная война) дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становится выступление групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
Поисковая беседа в форме дискуссии, дебата особенно эфективна на уроках по темам «Казахстан в годы сталинских репрессий», «Коллективизация в Казахстане», «Экономическое и политическое развитие Казахстана в 20-е годы ХХ века», «Коллективизация в Казахстане», «Развитие сельского хозяйства. Целина» и другие.
Реализовывая на уроках принцип гуманизации образования, который ориентирует не только на знание программного материала, но и на самопознание ученика в процессе изучения истории, нужно прежде всего создать правильно проблемную ситуацию.
Как создать такую ситуацию?
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе по теме политические партии и течения в начале XX века, изучается вопрос о многопартийности в Казахстане. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица.
Партии в Казахстане.
Партии либеральные исламисткие
Название Алаш Уш жуз кадеты эсеры Шуро-и-улема
Шуро-и-ислами
(итифок-и-муслимин)
Год создания Лидеры Программа Форма правления Национал. вопрос Аграрный вопрос Рабочий вопрос Тактика Вопросы для беседы:
Каковы причины возникновения большого количества партии?
Назовите основные их идей.
Какое значение имел указ царя от 25 июня 1916 г для развертывания активной деятельности?
Как вы думаете, какие вопросы казахстанской действительности найдут отражение в программах партий? Почему?
(Учащиеся должны объяснить, что аграрный, национальный, вопрос о государственном устройстве – это актуальные вопросы для Казахстана как бывшей окраины Российской империи того времени).
После заполнения первой колонки таблицы учащиеся деляться на пять “партий”, где один ученик представляет одну партию и, используя литературу, самостоятельно изучает программу своей партии, заполняя таблицу.
На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой казахстанской многопартийности? Урок можно провести в форме митинга, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (важно, чтобы учащиеся при выступлениях и в ходе дискуссии соблюдали принцип толерантности).
Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему временное правительство не решило многих проблем окраин. После обсуждения учащиеся самостоятельно должны определить особенности первой казахстанской многопартийности.
Примерный вариант ответа:
Политические партии в Казахстане появились позже, чем в России.
Первыми оформились в Казахстане либерально-демократические партии.
Главную роль в создании и деятельности партий играла казахская интеллигенция.
В отношениях между партиями и внутри некоторых из них преобладал конфронтационный тип политической культуры.
Множество партий.
Одна из особенностей применения технологии проблемного обучения в условиях МКШ, это то, что учителю самому возможно выступить в качестве «оппозиции» к мнению учащихся в обсуждении проблемного вопроса, ситуации, гипотезы учащихся. Тем более его актуальность возрастает в таких классах, где контингент учащихся не превышает четырех-пяти. Здесь учитель может предложить детям обсудить главные вопросы темы сообща через «борьбу мнений» учителя и ученика.
Эффективность и преимущество данного приема проблемного обучения в том, что учитель по ходу раскрытия проблемного вопроса направляет учащихся, корректирует, выступая своеобразным «курсором» для более глубокого и чувственного восприятия полученной информации, где задействована эмоционально-психологическая сторона в осмыслении нового материала.
В данном случае учитель в ходе решения проблемной задачи, ситуации постепенно учит детей более грамотно и логично выстраивать свою речь, приводить достоверные источники, правильно аргументировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы. При этом, обращая внимание учащихся на погрешности, которые они допустили (тафталогия, необоснованный популизм и другое).
При работе с технологией проблемного обучения в классах с малым контингентом учащихся я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Проблемное обучение на уроках истории в старших классах является объективной необходимостью, на это есть ряд причин:
1) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучавшего в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам.
2) Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.
Несмотря на сложность использования проблемного обучения в условиях МКШ, когда мы имеем так называемый «остаточный принцип» в контингенте учащихся (способные учащиеся, уезжают в районные и областные центры, особенно после 9-го класса). И когда мы имеем дело с «середнячками» либо слабоуспевающими, а в лучшем случае со «звездочками», со всеми приходиться основательно работать, продолжать формировать, развивать, оттачивать все необходимые качества для подготовки их к будущей жизни. Хочу заметить, что в условиях современной реальности образовательного потенциала сельских МКШ все же есть «ЛУЧ СВЕТА» и этот луч создают учителя, которые постоянно осуществляют поиск наиболее эффективных методов обучения для раскрытия и развития способностей учащихся.
Таким образом, проблемное обучение, должно сыграть огромную историческую роль не сколько в усилении творческой активности учеников, подготовки учащихся быть конкурентоспособными в обществе, сколько в проблематизации самой системы Казахстанского образования и ее подготовке к последующему переходу на 12-летнии уровень.
Каламов Ж.А. учитель истории и географии Абайской СОШ, Иртышского района