Статья и презентация по русскому языку на тему Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

«Развитие у учащихся творческой познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы через применение ИКТ»
Учитель русского языка
и литературы
МКОУ Тугулымская
СОШ № 26
Кантаурова О.П.

Школа становится очагом духовной жизни,
если учителя дают интересные и по содержанию,
и по форме уроки
но замечательные блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное кроме уроков,
где имеются и успешно применяются
самые разнообразные формы развития учащихся. В.А.Сухомлинский.

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений формирование у обучающихся навыков учебных действий. Их развитию способствует использование компьютерных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения: мультимедийных уроков виртуальной школы и репетиторов  Кирилла и Мефодия, презентаций, программно методического комплекса «Семейный наставник».
Сегодня представляется важным не только понятийно-фактологическое обновление содержания образования, но и практико ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых, смысл современного образования состоит в формированииу обучающихся УУД.
Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.
Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.
Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.
Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.
Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.
К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами". Я согласна с ним полностью. Мы "оживили" букву, создали её "образ" в конкретном слове. Когда мы начали такую работу с ребятами, результаты не заставили себя ждать.
И буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой:
А В Т О М О Б И Л Ь

Ш О С С Е

А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву интересно, весело, легко, мы становимся волшебниками, ведь обычная буква О превращается то в циферблат часов, то в планету:
В О К З АЛ

К О Р А Б Л Ь

К О С М ОС

На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это нож, которым можно его разрезать:
П О М И Д О Р
Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика:
К Р А П И В А
И з бананов очень легко можно выложить букву А, но невозможно выложить букву О.
Б А Н А Н
Не бывает аллеи без деревьев:, а еще по аллеи гуляют люди, и не один - два, а много:
А Л Л Е Я
А это сантехники пришли ремонтировать батарею.
Б А ТА Р Е Я
Почему бы не пофантазировать так!
Ф А Н Т А З И Я
Ну, какой восход без солнца?
В О С Х О Д
А какой барабан без палочек?
Б А РА Б А Н
Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или эскимо.
А П П Е Т И Т
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом.
В этом году мы с учащимися 7 класса создали творческий словарь в виде презентации, дежурный по словарю находит нужное слово в словаре, ищет картинку к данному слову и так создается накопительная презентация.
Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и памяти, стимулирования  познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 50 %. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Информатизация всё более осознаётся как важнейший педагогический ресурс. В своей практике я применяю различные электронные мультимедийные пособия.
Во-первых, это электронные уроки и тесты. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы, тесты. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями.
Используем уроки Кирилла и Мефодия на литературе. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность учащихся.
Часто обучающиеся используют электронное учебное издание «Библиотека школьника», в котором представлено 455 литературных произведений.
Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы используется электронное сопровождение в виде презентации.
На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, красочных таблиц, иллюстраций к произведениям. А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру.
В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы. Пособие знакомит  пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.
Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint. Выполняя проект, обучающиеся  должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.
Проектная деятельность формирует у обучающихся учебно-познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. (Абдулаева Иман, Баева Полина создали проект «ТРИ ВЕКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ»; учащаяся 7 класса готовит проект «Слова-паразиты в речи учащихся)
На уроках литературы использую информационные и телекоммуникационные  технологии, что позволяет повысить качество учебного процесса, но это требует кропотливой совместной деятельности учителя и учащихся.
Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения. 
Имеющиеся ресурсы позволили мне создать свою систему работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся.
Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал преподаватель, изучение художественного мира писателей лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программа разработки презентаций  PowerPoint позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:
- отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
- отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности;
- развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций;
- происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций;
- повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
- происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
Остановлюсь на применении презентаций на литературе. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации (папки 7 класс, 10 класс)
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема общего среднего образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащемуся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению УУД.
В этом году мы с учащимися 7 класса решили начать выпуск литературного журнала «ЮЖТ» (юные журналисты Тугулыма).
Цели и задачи Литературного журнала:
Раскрыть творческие способности и таланты учащихся школы.
Углубить литературные знания учеников через знакомство с жизнью и творчеством поэтов и писателей.
Привить любовь к русскому языку и обогатить речь детей.
Вовлечь в работу над журналом учащихся из классов всей школы.
Приобрести опыт работы с литературными текстами, умение поиска и отбора литературного материала, написание публицистических статей.
Приобрести навыки общения в форме дискуссий и умения выражения своей позиции и точки зрения.
Освоить лингвистические аспекты в компьютерных технологиях, используемых для реализации проекта.
Литературный журнал задумывался как творческая площадка для нескольких направлений литературной деятельности. Поэтому каждое направление получило своё собственное отражение в соответствующих рубриках на страницах журнала.
Журнал состоит из шести тематических рубрик:
“Живой родник”. Публикует поэтические и прозаические произведения учащихся школы.
“Точка зрения”. Предоставляет слово всем желающим высказаться на волнующие злободневные темы. Рубрика для серьёзной дискуссии с юным читателем.
“Неизвестное об известном”.Знакомит читателя с интересными и малоизвестными фактами из жизни выдающихся людей, с историей создания некоторых литературных произведений.
“О великий и могучий”. Открывает особенности русского языка, которые не затрагиваются школьной программой.
“Времена года”. Знакомит читателя с народными приметами, которые нашли своё отражение в литературе и культуре родного края.
Литературные факты. Рассказывает об интересных фактах в литературе.
В своей педагогической работе я применяю личностно-ориентированную технологию. Эта технология в первую очередь направлена на создание условий для повышения познавательной активности учеников, на развитие их творческой деятельности и развитие самостоятельных способов обучения. Реализации этой технологии требует учитывать особые подходы к разработке дидактического обеспечения:
изложение учебного материала направлено, в первую очередь, на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;
учебный материал дает возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
необходимо стимулировать самостоятельность выбора и использования наиболее значимых способов освоения учебного материала.
Этим требованиям отвечает исследовательский подход в обучении. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания, в изменении характера взаимоотношений “учитель-ученик-коллектив учащихся” в сторону сотрудничества.
Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит учащегося на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования. Субъективная новизна ученического исследования имеет большое значение для развития познавательности и формирования активной жизненной позиции учащегося.
Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.
Творческая деятельность в образовательном учреждении организована, как правило, в форме факультативов, программ дополнительного образования (например, мною ведется элективный курс «Текст как вершина речевой культуры»)
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы – в подборке материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.
Мы должны на уроках русского языка и литературы развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определённых результатов:
1.Могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.
2.Достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний.
Список литературы
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству // М.: Научное творчество, 1969.
Батюшков Ф.Д. Творчество. / «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1901 .
Бехтерев В.Л. Объективная психология./ М.: 1991.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Брумлинский А.В. Воображение и творчество.// Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./- М: Педагогический поиск, 1999.