Статья «Социальный проект в учебно-воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности подростков»
«Социальный проект в учебно-воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности подростков»
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, с универсальными способами действий. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
Таким образом, важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности, что предполагает обучение школьников эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении. При этом учителю необходимо помнить, что показателями социальной компетентности школьников являются:
сотрудничество, работа в команде;
коммуникативные навыки;
способность принимать собственные решения;
способность делать осознанный выбор;
стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
развитие личностных качеств, саморегулирование.
Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. Например:
применение компьютера в обучении;
организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
проведение экскурсий, что способствует расширению кругозора, приобретению новых связей и нового личного опыта;
сотрудничество с библиотекой;
размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;
участие в районных, городских, областных предметных олимпиадах.
Одним из наиболее эффективных способов реализации на практике поставленной перед школой задачи является социальное проектирование.
Задачи социального проектирования: повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации; закрепление навыков командной работы; совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда.
В своей педагогической деятельности как классный руководитель 7А класса я активно использую возможности развития социальной компетентности через организацию социальных практик (например, деятельность по профилактике социальных пороков (курения, наркомании), участие в благотворительных акциях, участие в музейной работе школы, работа в школьной библиотеке, помощь ветеранам войны и труда и т.д.). 3 ученика моего класса (Хромов А., Купан Л., Хайрутдинов А.) принимают активное участие в работе школьного «Музея боевой славы». Они не только передали в дар музею экспонаты, принадлежащие их прадедам, но и проводят экскурсии на разных уровнях, рассказывая о славном прошлом своих прародителей, ведут дальнейшую работу по сбору информации для музея. Классные мероприятия и выездные экскурсии по музеям (Казанский Кремль, зоологический музей КФУ, выставки, музей Державина в Лаишево, хлебозавод, музей К. Васильева) и историческим местам Казани (Елабуга, Свияжск, Булгары, Иске Казань, Раифа) помогают прикоснуться к традициям и культуре нашего народа. В прошлом году организовано сотрудничество моего класса с научными преподавателями университета. В рамках занятий «Малого университета» прошла подготовка и защита проектных работ по истории и обществознанию следующих учащихся: Тимофеевой А., Гашниковой Д., Веркеева Е., Закировой С. 14 учеников 7А класса получили грамоты за активное участие в акции «Подари книге вторую жизнь» и работу в школьной библиотеке. В течение учебного года мы с ребятами неоднократно приглашали ветеранов войны на классные часы, на открытие «Музея боевой славы», концерты, посвященные Дню пожилого человека и Дню Защитника Отечества, поздравляли их с Днем Победы. Социальный проект «Моя родословная», выбранный в прошлом году для реализации в моем классе, способствует налаживанию отношений детей с целыми поколениями их семей. 95% учащихся класса посещают Центр дополнительного образования по следующим направлениям: художественно-эстетическое (творческая мастерская А. Садеевой), физкультурно-спортивное (плавание, хоккей, футбол), научно-техническое (школа Робототехники); 26% - обучаются в музыкальной школе № 21 по классу «фортепиано», «скрипка», «вокал». 11 человек являлись участниками многопрофильной творческой смены «Лето-2014».
В последние годы развитие Интернета способствовало генерированию новых социальных практик как виртуальных аналогов традиционных, связанных с трудовой, образовательной и досуговой деятельностью.
Электронная почта, поиск информации, общение в социальных сетях, игры, обмен файлами – это далеко неполный список различных интернет-практик. Большинство сегодняшних школьников успешно осуществляют многие из них преимущественно с целью организации своего досуга и, к сожалению, значительно реже обращаются к их возможностям в образовательных целях. Между тем, Интернет имеет множество сфер и направлений практического использования. Он многократно увеличивает возможность и скорость осуществления коммуникаций, увеличивает доступность информационных ресурсов, расширяет границы общения и сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности. Пользование Интернетом становится необходимым условием успешной социальной адаптации.
Исходя из этого, можно утверждать, что интернет-практики, как и традиционные социальные практики, обладают большим потенциалом с точки зрения формирования социальной компетентности, поэтому вопрос их организации является для меня актуальным. На протяжении последних лет осуществляю поиск эффективных способов включения интернет-практик в образовательный процесс, поскольку большую часть школьной жизни составляет учебная деятельность. В прошлом учебном году Купан Л. принимала участие в Открытой олимпиаде, подготовленной Британским экзаменационным советом, с носителями языка в режиме онлайн и показала хорошие результаты. Еще двое учеников участвовали в Общероссийском проекте «Наша страна – наше наследие» и написали свои страницы о Республике Татарстан в электронной книге о России. 22 учащихся 7А класса были привлечены мной к участию в интернет-конкурсах и олимпиадах по английскому языку в этом году. Среди них – Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус», международный конкурс-игра «Английский лев» и «Британский бульдог», Всероссийский дистанционный конкурс проекта «Инфоурок» и «Новый урок», Всероссийский проект «Познание и творчество». Биология, математика, история.
Осуществление детьми различных интернет-практик в ходе проектной деятельности способствовало развитию следующих составляющих социальной компетентности учащихся:
–социально-коммуникативной компетентности (практика общения в социальной сети; участие в on-line анкетировании) - выявление лидеров;
–поликультурная компетентность (поиск и анализ информации о традициях разных стран) - расширение кругозора в социуме; повышение уровня сформированности гражданственности, чувства ответственности и сопричастности к общественным делам школы и города;
–информационно-инструментальной компетентности (поиск информации через поисковые системы, на специализированных сайтах, в энциклопедиях; получение актуальной (справочной) информации; использование электронной почты и социальной группы «School Times 7A»; просмотр и размещение фотографий; обмен файлами; работа с on-lineпереводчиками; использование различных on-line сервисов для создания конкурсных материалов) - развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний.
Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия на уроке выступает проектная методика, реализуемая в коллективной учебной деятельности школьников. «Мы хотим быть знаменитыми», «Необычный ресторан», «Суперсемейка», «В мире звезд кино», «Гаджеты будущего», «Знаменитые колледжи мира», «Что это – искусство?» - вот примеры проектов, выполняемых моими учащимися на уроках английского языка. Подобные проектные работы учат школьников выбирать информацию по теме с использованием источников Интернета. Применение метода проекта способствует тому, что учащиеся, осваивая тему, делают эту работу в необычной обстановке (общение с группой одноклассников, в том числе по интернету). Заключительный этап проекта обязательно предполагает его защиту или демонстрацию перед другими группами. При этом ребята проявляют умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию; умение делать выводы и принимать решения. У них формируется умение выступать на публике, вести дискуссию, доступно и четко излагать свои идеи, приводить доказательства, быть терпимым к точке зрения и критике оппонентов; формируется чувство ответственности за результаты своего труда и свое образование в целом; повышается познавательный интерес к изучению предмета; повышается качество обучения и успеваемость.
Конечно же, при организации социального проектирования мной использован далеко не весь арсенал возможностей развития социальной компетентности, который предоставляет данная форма организации учебной деятельности. Тем не менее, анализ моего первого опыта её организации и уже имеющегося опыта участия в сетевых проектах позволяет утверждать, что проектная деятельность и осуществляемые в ходе нее интернет-практики обладают неисчерпаемым потенциалом в развитии социальных способностей учеников, их познавательного интереса и творчества, является незаменимой формой организации как обучения, так и внеклассной деятельности в школе. Результатом этой работы стало получение кубка и звания «Лучший класс - 2013» в параллели 6-х классов. Для успешного формирования социальных компетентностей необходима деятельность учителя и как предметника, и как классного руководителя, и работа с семьями учащихся, и вовлечение детей в проектную и коллективную деятельность на разных уровнях.
«Капля мысли о природе, рождает могучую, полноводную реку мысли С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся, чтобы питомец наш умел заставить себя думать». В.А. Сухомлинский
15