Выступление Краеведение — основа патриотизма
КРАЕВЕДЕНИЕ - ОСНОВА ПАТРИОТИЗМА
Петровский район Донецка был основан в 1937 году, это один из самых больших по площади районов города, в то же время по населению это один из наименьших районов города. Такой парадокс объясняется тем, что в нашем районе мало многоэтажных застроек, более 80% площади занимают одноэтажные дома частного сектора. Район является самым удаленным от центра города, он образовался в результате слияния множества рабочих поселков, которые некогда окружали шахты. Сейчас большинство шахт уже закрыто.
Русский писатель B. B. Вересаев, приезжавший в 1890 году на Вознесенский рудник (ныне Петровский район), в очерках "Подземное царство" писал: "Скyчные здесь места! Безобразные здания шаxт, ряды рабочих землянок, удушливый запах каменноугольного дыма...... Под высокими эстакадами тянутся oгpомные отвалы угля и породы, черная земля, чepные дороги. На всем руднике ни одного деревца, ни одного кустика! Нет ни пруда, ни ручейка. Кругом, куда глянь встает, – однообразная, выжженная солнцем степь".
Сегодня Петровка как один из спальных районов города не отличается наличием крупных заведений культуры и отдыха. Здесь расположены парк культуры и отдыха имени Петровского и одноименный дворец культуры, которые находятся в стадии активной реконструкции.
В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования для всех нас является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Верно, подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно, сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
В нашем районе сложилась система военно-патриотической работы на основе краеведения. В нее вошли:
создание школьных музеев (музейная педагогика);
воспитание на традициях семьи, родного края;
туризм и краеведение;
подготовку к защите Родины;
формирование единой общности украинцев;
организацию краеведческой работы во внеурочное время (открытые уроки, мероприятия, поездки по местам боевых действий).
Деятельность по краеведческому и патриотическому воспитанию включена в учебно-воспитательную систему района и является частью его образовательной среды.
Работа планируется и осуществляется с учетом разных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, среднее звено, старшая школа.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов. С этой целью создан районный клуб «Поиск» целями которого являются:
Цели:
координирование военно-патриотической и краеведческой работы среди учебно-воспитательных учреждений района.
усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Родине, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
развитие системы патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
формирование гражданской компетентности через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования, воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность школьников с советами ветеранов войны и труда;
Структура клуба
Основные направления работы.
Учебная деятельность
Поисковая деятельность
Создание продукта
Пропаганда краеведческих знаний
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. На уроках истории Украины, географии, литературы на местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Важное значение уделяется также пропаганде ЗОЖ среди учащихся, созданию условий для сохранения здоровья школьников – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий.
Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, ориентированные на участие большого количества молодежи.
Школьники активно участвуют в районных, городских, областных спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слетах: «Будущий воин», «Зарница», Военно- спортивный праздник , ко дню Вооруженных Сил Украины, Стрилецкий турнир «Захистимо Вітчизну» и др.
Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются школьные музеи и общественные организации города.
Активное сотрудничество с работниками правоохранительных органов, историко-краеведческого музея, военкомата, знаменитыми земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, военнослужащими способствует еще более насыщенному усвоению учебного материала, развитию исследовательских и познавательных навыков. Опытом сотрудничества с местным казачеством может поделиться ДОШ № 103, ДОШ № 101 активно сотрудничают с воинами-интернационалистами, ДОШ №113 – с краеведами Донбасса.
Не менне важным направлением работы является участие во Всеукраинской военно-патриотической акции- Вахта пам’яті;- Збережемо пам’ять про подвиг.Обласні операції:- “Ми пам’ятаємо ваші імена”;- “Живий голос ветерана”;- “У війни не жіноче обличчя”;- “Дитинство спалене війною”;- “Забуті могили війни”;- “Дорогами партизанської слави й підпільно – патріотичний рух Донбасу”;- “Золоті зірки Донбасу”;- “Тріумф переможців”;- “Солдати Перемоги”;- “Вони вірили в майбутнє”;- “Пам’ятники очима дітей”; - Пам’ятники розповідають;- “Зі шкільної парти - на фронт”;- “Учителі й учні – Герої Радянського Союзу”;- “Війна у долях вчителів та учнів”;- “Ветеран живе поруч и др.
4. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.
Учащиеся нашего района ежегодно являются активными участниками Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ районного филиала МАН.
31 марта 2011 года 2 работы учащихся ДОШ №113 были опубликованы в сборнике материалов Всеукраинской научно-практической конференции студентов и молодых учёных.
Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок, ощущает себя участником истории, «дает свои плоды». Этому способствуют следующие формы работы: поисковые экспедиции, поисково-исследовательская деятельность, краеведческий уголок, тематические вечера, занятия туризмом, конкурсы.
Использование инновационных форм работы несёт просветительскую направленность. Это определённый социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность, овладевают коммуникативными навыками. За последние 4 года учащиеся:
Разработали проекты, посвященные 70 – летию Петровского района;
« Голодомор 1932-1933 гг.» , « 140 лет г.Донецку»
Прошла эстафета добрых дел «Мы помним»;
Разрабатывается проект «Район, в котором я живу».
Важным аспектом патриотического воспитания молодого гражданина является осознание необходимости участия в общественной жизни страны, региона, города, учебного заведения. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания, что ведет к развитию эгоизма личности и является недопустимым. Так, традиционными стали мероприятия в рамках акции «Памятник», волонтёрское движение, участие в социальном проекте в рамках конкурса «Я хочу жить в чистом городе».
Через работу школьных музеев, работу кружков военно-патриотической направленности осуществляется коррекционная работа и с так называемыми «трудными детьми».
Данная система работы представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического взаимодействия с ориентацией на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет ученикам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Ребята приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Методическая база данных по освещаемому вопросу представлена на выставке: это видео- , аудио- , фотоматериалы; тематические работы, публикации в прессе.
Результаты работы районного клуба «Поиск» - участие в районных, городских, областных, республиканских акциях и конкурсах представлены на нашей выставке.