Особенности воспитания одарённых детей


Особенности воспитания одарённых детей
Одно из самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Диагностика и развитие этой проблемы волнуют педагогов уже несколько веков. В настоящее время интерес к ней очень высок. Одарённые дети – потенциал общества. В решении проблемы поиска путей повышения социально – экономического потенциала общества важную роль играет система образования. В Национальной образовательной Доктрине,  в Законе «Об образовании»,  в Федеральной программе «Одарённые дети» это направление педагогической деятельности стало одним из приоритетных. В начале XX века в России активизировались вопросы  понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. Решение этой проблемы носило свой характер, имело определенный национальный колорит, несмотря на то, что в Америке, Англии и Германии наработок и опыта по этому вопросу было больше. В российской педагогике обозначились основные направления научных дискуссий в области одаренности:
общественная необходимость выявления и развития одаренности;
определение понятия одаренности;
происхождение и структура одаренности.
Исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей.
Мы знаем о вундеркиндах, которые в раннем детстве поражали своими способностями. Истории известны случаи, когда знаменитые люди уже с детства демонстрировали свои неординарные способности. Н.Винер – основатель кибернетики, в 12 лет был студентом университета, а уже в 14 лет получил первую учёную степень. Виктор Гюго в 15 лет имел почётный отзыв французской академии. Яркие представители вундеркиндов А. Грибоедов и И. Мечников: Грибоедов в 11 лет являлся студентом Московского университета, а в 15 окончил 2 отделения философского факультета; Мечников в 2 года научился читать, параллельно открылась любовь к природе. Он утомлял своих братьев и сестёр лекциями по ботанике. Н.Виноградов вспоминает: «Писать и читать выучился в три года. Сам». Получается, что ранний рассвет умственных способностей может быть вестником истинного таланта.
Если заглянуть за другую сторону медали, то  выдающиеся умственные проявления детей  могут оказаться чем – то непостоянным, временным. В процессе возрастного развития – наряду с укреплением свойств интеллекта, переход их на более высокий уровень – происходит и ограничение, а то и исчезновение детских уникальных способностей. Несмотря на это требуется диагностика одарённых детей, не только потому, что они являются потенциалом своей страны, ещё и для того, чтобы ликвидировать дискомфорт, который может появиться в общении с обыкновенными детьми.
Как правило, именно родители первыми замечают одаренность ребенка, это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.
Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.
Важен именно тот факт, что у некоторых детей и соответственно взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными. Человек,  имеющий развитые способности, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит взаимоотношения с окружающими, по-другому трудится. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Ростки одарённости существуют в каждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе, способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в других людях.  Как утверждает А. Ерёмкин,  что наличие одарённости является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. Развитие духовного мира ребёнка и взрослого – это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость, талант…
В данный момент необходимо осветить наиболее эффективные формы, методы работы с одарёнными детьми, придерживаясь возрастных ограничений: дети младшего школьного возраста.
Цель  исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
 1.Дать определение понятию «одарённость».
 2.Раскрыть сложности психического развития одаренных детей.
 3.Рассмотреть методы диагностики одаренности.
 4.Выявить особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Объект исследования: одаренность.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Вывод: проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Как проявляется одарённость в младшем школьном возрасте? Можно ли уловить разницу между хорошей подготовкой к учебной деятельности и проявлением таланта? Как способствовать развитию «божьего дара»? Скорость возрастного развития неравномерна. Многочисленные и продолжительные исследования, наблюдения психологов (Эльконина, Давыдова, Клименко, Н.Лейтеса ) за умственным  ростом учеников показали, что присутствует как «ускорение» или замедление умственного подъёма, «взлёты» или падение, и у каждого  - в свои определённые сроки. Все эти проявления возникали  в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.
Периодом накопления  багажа знаний является младший  школьный возраст. Именно в этом возрасте дети доверчиво подчиняются  авторитету, восприимчивы, впечатлительны, у них наивно – игривое отношение ко многому из того,  с чем они имеют дело. Все эти способности отмечены положительной динамикой, так как это неповторимое своеобразие данного возраста.Делая выводы из наблюдений Н. Лейтес представил гипотезу появления одарённости. Ключ к разгадке раннего появления интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной  чувствительности, свойств возрастной одарённости, идущих от разных периодов детства. Возрастная чувствительность есть как отзывчивость на окружение. Может выявиться в оригинальном реагировании, в избирательности внимания. Различная возрастная чувствительность ведёт к тому, что в конкретные периоды детства, рождаются наиболее лучшие внутренние условия для развития психики на основных в этот момент жизни направлениях. В связи с чем, происходит подъём соответствующих  этим «направлениям» способностей.6
Одарённость -  термин, который получил широкую известность за последние десятилетия в психологии, несмотря на значительную неясность его содержания.
Одарённость -    высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одарённость, или общие и специальные моменты в одарённости. Так, общая умственная одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная  одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой одарённости являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и  навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности. Данное определение даётся в Большой Советской энциклопедии.
 Процесс обучения и воспитания поможет установить одарённость детей, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Психологи признают, что уровень, своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, связанное с деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Собственная активность ребенка имеет, при этом особое значение, а психологические механизмы саморазвития, которые лежат в основе формирования  и воплощении индивидуального дарования,  продуцирование им новых мыслей могут  быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат развитие в будущем.
Чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Острым остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Одаренные дети, демонстрирующие  неординарные способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей («талантливый человек талантлив во всем»). Высокая любознательность и исследовательская активность - отличительные признаки одарённых детей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
 Такие дети воспринимают болезненно недостаток информации, которую можно усвоить и переработать. Ограничение их активности может вылиться  негативными реакциями невротического характера. В раннем возрасте одаренные дети способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; особенно их увлекает построение альтернативных моделей и систем. Быстрая передача нейронной информации отличительная черта этих детей, внутримозговая система более разветвленная, присутствует большое число нервных связей. Обычно, одаренные дети обладают отличной памятью, она основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Они способны классифицировать и  распределять информацию на соответствующие категории, широко пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас, содержащий сложные синтаксические конструкции,  умение ставить вопросы всё это чаще всего привлекает внимание к одаренным детям. Эти дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, выдумывают слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные понятия и события. Их игры требуют активизации умственных способностей.
Одаренные дети способны на  повышенную концентрацию внимания, упорство в достижении результата в той области, которая им интересна. Свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи, составление четких схем и классификаций.
Не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, которые  опережают в умственном отношении свой возраст, уловить момент очень важно. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.  Ощутимый теоретический вклад в  решении проблемы способностей и одаренности был сделан советским психологом Б.М. Тепловым. Б.М.Теплов  утверждал, что для понимания одаренности целесообразно исходить из базового понятия способностей.
Одаренность  он представлял как качественно своеобразное сочетание способностей,  именно от них зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности.  Это значит, что одаренность –  индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку легко и быстро приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.
На основе врожденных задатков, то есть анатомо-физиологических особенностей развивается одаренность.  Развитие её происходит, только в условиях конкретной деятельности и тесно связано с теми определёнными требованиями, которые предъявляет человеку та или иная практическая деятельность. С.Л. Рубинштейн, Б.М. Шадриков, В.Д. Голубева также рассматривали одаренность с точки зрения способностей.  Позиция В.Д. Шадрикова подходит к определению понятий «способности» и «одаренность» с позиции функциональной системы. В рассматриваемом автором подходе одаренность выступает «как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности»
В современных взглядах на одаренность есть  точки соприкосновения и важно помнить о них при работе с одаренными детьми.
• Взаимодействие многих факторов является результатом одарённости. Нужно учитывать в первую очередь, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ),  следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.
• Многообразие одаренности, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Достижения невозможны без высоких способностей к творчеству (креативности), вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой одаренностью.
•Каждый одаренный – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
 Проблемы одарённых детей.
Уже в утробе матери мозг малыша готовится к восприятию мира. Об этом позаботилась сама природа. Грудные дети, которые принимали участие в эксперименте, способны узнавать сказку, многократно прочитанную им вслух ещё до появления на свет. Это говорит о том, что до рождения ребёнок может не только запоминать отдельные слова, но и как бы «общаться» с родителями. 700 будущих мам и пап убедились в этом, когда принимали  участие в программе внутриутробного периода жизни.
С первых дней жизни малыша необходимы нежность, внимание, любовь родных,  всех кто его окружает. Регулярное прикосновение рук матери, игры, разговоры, музыка вызывают у ребёнка эмоции, а они в свою очередь помогают формированию нервной системы ребёнка, развитию его мозга. Детство – неоценимое по своим возможностям время формирования личности, которая сможет жить и активно влиять на действительность,  меняя её к лучшему.
В работе с одарёнными  часто встречаются барьеры педагогического и психологического характера. Они вытекают из противоречий методов и приёмов, дефицитом специалистов в этой области.
Чаще всего, при обучении одарённого ребёнка по обычной программе появляется  неприязнь к школе. Это объясняется тем, что ему неинтересно и скучно. Одним словом, учебный план не соответствует его способностям. Несомненно, что при конкретно составленной  программе развития мотивации эта проблема интеллектуально одарённых детей может быть успешно ликвидирована.
Низкий уровень психологической подготовки педагога для работы с гениальными детьми, ведёт к тому, что при оценивании их ответов отмечается не оригинальность, а некое упрямство, истеричность, нежелание следовать предложенным идеям. Учитель неадекватно  понимает личность и развитие одарённого ребёнка. По исследованиям П. Торренса следует, что одарённый ребёнок быстро преодолевает начальные уровни развития интеллекта и оказывает отпор всем видам репродуктивных видов деятельности. Проблема в данном случае заключается в том, по мнению Д.Вебба, Э.Мекстрота и С. Толана, что  сам «виновник» без специальной помощи психолога не может понять, в чем причина, ведь другие дети эту работу проделывают с удовольствием.
Одарённых детей очень рано начинает беспокоить мысли о жизни после смерти, что такое Бог. Тем самым они окунаются в философские проблемы.
Эти дети в общении тянутся к тем, кто взрослее, а стать лидером среди тех кто старше, бывает сложно. Здесь появляется несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Дети с неординарным умственным развитием нередко с нетерпением относятся  к тем, кто находится ниже их в интеллектуальном развитии. Одарённых детей угнетает  «рутинная» работа, не хватает настойчивости, желания преодолевать  трудности. Учёба в школе даётся им легко, и они не приобретают  подобного опыта. Существенно ухудшаются результаты в той сфере деятельности, где необходимо сотрудничество и согласование с действиями других участников общей работы. Во взрослой жизни коммуникативные трудности могут привести к неумению качественно работать в команде. Большая часть одарённых детей проявляют протест против любого рода запретов. Они с трудом переживают свои проигрыши, неудачи. Гениальных детей преследуют цели, которые в реальной жизни не могут осуществиться. Не имея возможностей постигнуть их, они начинают  беспокоиться, много думать об этом. Одарённые дети самокритичны. На фоне ранимости в окружающем мире, они воспринимают слова и невербальные сигналы против себя. Отсюда неудовлетворённость собой, своими достижениями. Низкая самооценка. Маленькая, но талантливая личность боится ошибок, поэтому взрослым следует быть аккуратными в своих комментариях связанных с неудачами  ребёнка. Дети из данной категории отдают больше предпочтение той деятельности, которая их привлекает больше. Остальными, которые не входят в сферу их склонностей, они часто пренебрегают. Возникает проблема саморегуляции. Таким детям часто нужен всегда человек, который решал бы проблемы быта и самые простые жизненные проблемы.
 В семье одарённый ребёнок. Родители с огромным энтузиазмом приступают к его развитию, стремятся к достижению наивысших результатов, соответственно ущемляются другие виды деятельности (игры, общение со сверстниками). В дальнейшем всё это принесёт ущерб личности. Ребёнок начинает болеть, даёт  знать о себе невроз, а в худших случаях встречаются попытки суицида.
Методы и модели выявления одарённых детей.
На данный момент нет конкретных определений одарённости. В течение последних лет стандартным термином одарённости и талантливости стала формула, включающая в себя, что личность способна различаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учёбе), творческой, художественной в коммуникативной сфере или психомоторики. Такое развёрнутое  определение  стало благотворным для разработки методов поиска и обнаружения одарённых и талантливых детей с сенсорными или физическими недостатками. Рензулли (1978)  резко опроверг данные определения, мотивируя тем, что в этой формуле «смешиваются» процессы разного характера – то есть интеллектуальные, творческие и лидерские   с их конкретной реализацией в художественной сфере или в общении. Так же Рензулли отметил, что «одно из главнейших свойств индивида мотивация – осталось вообще без внимания»
Определение Рензулли строится на свойствах, замеченных у одарённых взрослых. Следуя этому определению, одарённость есть результат переплетения трёх характеристик интеллектуальных способностей, выше среднего уровня, творческого подхода и настойчивости.
Другое мнение касаемо трёх характеристикам определения Рензулли исходит из возможности чередоваться этим характеристикам. Если сочетанию их или одной характеристики свойственны перемены, то вполне допустимо, что опыт раннего обучения может сыграть положительное влияние на выявление одарённости. Если же, наоборот, характеристики и их сочетание устойчивы, то раннее образование не имеет серьёзного значения.
Поиск одарённых детей основывается на применении различных методик предварительного отбора детей и постоянный контроль за их удачами, позже зачисление в группу. Если у ребёнка нет ощутимых результатов, его следует перевести в другой класс, где степень обучения соответствует его развитию. При таком подходе выявление одарённых детей имеет эмпирический характер, а проблема искореняется путём постоянного наблюдения.
Также выявление одарённых детей основывается на применении различных методик предварительного отбора детей и постоянного наблюдения. Есть два подхода к ходу выявления одарённости: система целостной оценки и комплексной. Обычная система, где ребёнку  требуется набрать более 135 баллов по шкале Станфорд – Бине, она и есть пример единой оценки. Пошаговый метод, когда ребёнок проходит  традиционное тестирование только после того, насколько удачно пройдёт этап предварительного отбора.
Также одарённые дети, выявлялись на базе  комплексной оценки. «Резервуарная модель»  Гауэна (1975) в неё входят несколько оценочных моментов как результаты группового тестирования, рекомендации классного руководителя. Таким образом, выдвигаются кандидаты. Далее от них требуется либо продемонстрировать высокие  итоги в любых из 3-4 видов оценки, либо набрать соответствующую  сумму баллов по шкале Станфорд – Бине.
Проект «RAPYHT» в университете штата Иллинойс США пользуются  одним из видов комплексной диагностики одарённых. В данном проекте  используется  комплекс  опросных листов для обнаружения  талантливости. Данные листы заполняются  педагогом и родителями на конкретного ученика. Эти данные необходимы для выявления способностей ребёнка в творческой области, в естествознании, математике, музыке, общественной активности (лидерство), искусство, психомоторике. Если раскрывается достаточный уровень по одному из опросных листов, ребёнок зачисляется в претенденты для включения в данную программу. Таким образом, здесь работали два источника  информации – учитель и родители.  Далее идёт проверка на подтверждение полученных результатов. Выбранные дети участвуют в специально организованных занятиях по микро группам. Если они оправдывают свои результаты, то принимаются в дополнительную программу. По заданию министра общественного права в 1904 году во Франции была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Французский ученый Альфред Бине совместно с Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворяющие требованиям комиссии. Но вдруг для авторов эти методики получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности.
Способности оценивались  Бине с точки зрения сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различение и т.д.) и усвоения социального опыта (осведомленность, знание значений слов, способность к моральным оценкам и т.д.). Чуть позже, в 1912 году, немецкий ученый В. Штерн дополнил разработки А. Бине несложной формулой для расчета коэффициента интеллекта –IQ (itelligensce quotient)    При этом практически все задания, включенные в тестовые «батареи»,  Бине были, как выявилось, «конвергентного» типа. То есть они были ориентированы на выявление одной и притом не самой важной характеристики – умственных способностей. Последователи А.Бине, разрабатывавшие теоретические модели интеллекта и методики его диагностики (Л.Термен, 1916; Р.Мейли, 1928; Дж.Равен и Л.Перлоуз, 1936; Р.Амтхауэр, 1953 и др.) совершенствовали методики, создавали новые, но практически все тестовые задания, направленные на определение «коэффициента интеллекта», так и остались конвергентными. Из-за этого понятия «интеллект» и «интеллектуальная одаренность» оказались суженными.
Со стороны ученых и работников образования во многих странах мира взгляды сторонников традиционной тестологии переживали жесткую критику. Противники тестологии утверждали, опираясь на  исследования, что 50% испытуемых в возрасте между восемью и шестнадцатью годами раскрывают значительные вариации в уровне развития интеллекта. Эти 50% обследованных в разном возрасте показывают разный уровень интеллектуальной одаренности, он колеблется от 20 до 50 пунктов (по данным разных исследований).
Основные теоретические позиции сторонников тестологии  так же испытали критику, что привело многих ее оппонентов к отрицанию не только идеи фиксированности одарённости, но и к отрицанию решающей роли наследственных факторов в становлении гениальности, а многих – и к признанию неправильным измерениям   путем тестирования.
 Концепции одаренности в период зарождения тестологии не существовало, нет ее и на данный момент, несмотря на ряд достижений в этой области. Это обстоятельство не волнует сторонников данного научного подхода, а рассматривается некоторыми из них как явление естественное и закономерное. В области методологии психологических исследований, в изучении проблем, относящихся к   таланту, мышлению, на данном этапе существуют два метода: метод проблемных ситуаций и метод тестирования. Оба этих подхода оказали существенное влияние на выяснение сущности понятий одаренность, интеллект, творчество, продуктивное мышление; вне их невозможно представить и саму разработку теоретических моделей данных личностных свойств.
Значительная часть предлагаемых заданий выявляла не столько способности мыслить, сколько информированность ребенка, уровень его обученности это доказала практика использования тестов. В 30-е годы появились мнения специалистов, возражавших против исключительного использования тестов для выявления одаренных детей. К середине XX в. исследования по психологии талантов и способностей развернулись широким фронтом. Этому способствовали два фактора: накопленные в психологии данные о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие, и стремительный рост научных технологий.
 Созданная американским психологом Дж. Гилфордом модель структуры интеллекта стала значительным шагом к определению одаренности. Значимым вкладом модели является то, что в ней выделяются конвергентное и дивергентное мышление. Первое из них узко направлено на поиск единственно правильного решения. Именно его мы упорно развиваем в школе.
Один из чувствительных моментов модели Гилфорда состоит в том, что за множеством отдельных «способностей» теряется целостность представления об интеллекте. Расплывчаты представления о ситуации реальной жизни. Многолетние исследования позволили выявить еще одну весьма тревожную тенденцию. Высокие показатели дивергентных способностей весьма плохо предсказывают творческие достижения человека в его повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т.д.) Н.С. Лейтес вводит и более широкое понятие –общая умственная одаренность, «сказывающаяся всюду, где требуются достоинства ума» . «При этом умственная способность не сводиться к интеллекту: одаренность – это особый склад личности». Рассматривая вопрос об умственной одаренности, Н.С. Лейтес стремился отойти от излишне формализованного, по преимуществу измерительного подхода. Наибольшее внимание уделено систематизации жизненных фактов, психологическим особенностям выдающихся по своим умственным возможностям детей и подростков.
«Одарённость» получила обширное понятие как в теоретическом, так в практическом смысле. Исходя, из сложившейся ситуации, появляется необходимость идеализировать используемые методики выявления юных дарований в различных группах и слоях общества.
Традиционное использование тестов на умственные и творческие способности детей, в том числе тестов на оценку их достижений  должно быть  дополнено применением оценочных шкал, заполняемых учителем, данные наблюдений и критериально – ориентированного тестирования. В ходе практических исследований требуется брать во внимание, что выявление одарённых и талантливых детей  - существенно долгий процесс, взаимосвязанный с динамикой их развития. Его положительное осуществление не может быть посредством одноразовой  процедурой тестирования.
Существуют основные требования к построению и проверке методик: стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.
При всем квалифицированном использовании лучшие тесты не  защищают от ошибок. Мало того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
 Неформализованные методы.
Наблюдение  входит  в состав таких методов.  В  занятиях с одарённым ребёнком необходимы наблюдения за его личными действиями. Прежде чем рассматривать одарённость, следует обнаружить то переплетение психологических  свойств, которые типичны ему. Отсюда следует, что нужна полная характеристика, а создаётся она благодаря различным видам наблюдений. Наблюдения в свою очередь могут быть избирательными и выборочными. Всплывает отрицательное качество метода наблюдения. Сюда входят психологическое состояние, индивидуальные особенности наблюдателя. Все выше перечисленные моменты несут свои коррективы в итог наблюдения. В доказательство своей мысли, наблюдатель может исказить ту или иную  информацию. Длительное наблюдение ведёт к утомлению, вызывает привыкание к ситуации, всё это ведёт к неточным записям. Интерпритация результатов так же имеет свою трудность. Этот метод обязывает  к значительным  потерям времени.
Есть естественный эксперимент, когда образуется нужная для исследования обстановка, привычная для ребёнка. Здесь он способен вызывать и повторять интересующие нас явления. Используют включенное наблюдение, где сам наблюдатель является участником происходящего.
Большой вклад в осмыслении роли наблюдений и разработке методических приёмов описания наблюдаемых внес Л.Ф. Лазурский. Вот следующие правила составления психологической характеристики:
наблюдатель выбирает действительные события, представляя себе в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление;
записывают только факты, и если возникают противоречия, то их не следует скрадывать
необходимо описывать также и те внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
Важно наблюдать и изучать признаки одаренности ребенка в развитии. Для их оценки требуется довольно продолжительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Существует систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д. 
Опросниками (искусственный характер термин «тест – опросник»  вышел из употребления) называют психодиагностические инструменты, они в отличие от других, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя.
             
                   Воспитание и обучение одаренных детей.
                                Обучение одаренных детей.
Всегда возникает вопрос чему и как обучать детей с уникальными возможностями? Как помочь их развитию? Программы для этой категории детей обязаны иметь отличие от стандартных учебных программ. Обучение должно следовать их способностям. Одарённые дети имеют и общие особенности, их тоже нужно брать во внимание в учебных программах.
Дар моментально понимать смысл принципов, понятий положений обязывает к углублению материала для обобщения.
Необходимость концентрироваться на отдельных сторонах вопроса и стремление внести ясность в них. Данная потребность не всегда удовлетворяется при обычном  обучении, её следует осуществлять в специальных учебных программах через самостоятельную работу.
Умение замечать, анализировать и представлять свои объяснения. В специально предназначенных учебных программах выдвигаются данные способности на определённый верхний уровень и представляют возможность развитию высших познавательных действий.
Отличие от ровесников  вызывает тревожность, нервозность. Внесение в учебную программу аффективного компонента создаёт возможность ребёнку лучше понять себя, свои переживания и идет восприятие самого себя.
Существуют различные варианты обучения одарённых детей и можно придать всевозможные формы. В связи с этим разрабатываются специальные учебные программы. К главным моментам обучения детей, имеющим сверх интеллектуальный потенциал, относят ускорение и обогащение.
Вопросы скорости обучения существуют давно. Многие «за» ускорение, подтверждая его эффективность. Другие выдвигают мысль, что цель на ускорение  - это однобокий подход, поскольку не берётся во внимание потребность общения с одногодками, эмоциональное развитие. Ускорение всего лишь перемена в скорости, а содержательная сторона остаётся без внимания. На данный момент, согласно Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс.
Но это так же не выход из проблемы  обучения, развития одарённых детей. Рождаются новые трудности. Появляются некоторые пробелы в знаниях, навыках, так как отсутствует необходимая систематичность в их освоении. Возникают отличия в физическом и нравственном  развитии одарённых.
Кому доверить разработку индивидуальных учебных планов и программ для вундеркиндов? Следует начинать с подготовки учителей, работающих в таких классах. Обеспечить им минимум курсовую подготовку.
Создание лицеев, гимназий для одарённых. Одно из решений данного вопроса, тем более что учебно – воспитательская деятельность  в данных учебных заведениях, будет основываться на научных принципах и  методической базе.
Открыть класс для детей с повышенными способностями в структуре массовой  общеобразовательной школе. Положительное явление данного момента заключается в том, что обучение и воспитание одарённых детей не рассматривается автономно от детей, чьи способности не столь велики.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
1) обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
При ускоренном  обучении приветствуется раннее поступление в вузы. Такой приём представляет собой как положительные стороны ускорения, так и отрицательные последствия, например, в отношениях с окружающими, эмоциональном развитии. Важно, чтоб интеллектуальной активности подходила и личностная зрелость учащегося.
Приемлемо ускоренное изучение обычной программы в традиционном классе. Заключается это в том, что преподаватель создаёт индивидуализацию для группы одарённых детей. К сожалению, эта форма менее продуктивна.
 Существует метод «перескакивания» через класс. Складывается выгодная ситуация, так как ребёнок попадает в окружение умственно стимулирующих его соучеников. Социально – эмоциональные проблемы не существуют, как и дискомфорт, и пробелы в обучении.
Наилучший результат плодотворной формы ускорения достигается при параллельно соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Ускорение  применяется изредка, чаще учебные программы основываются на  союзе двух основных стратегий - ускорения и обогащения.  
Стратегия обогащения в обучении отличающихся по своим знаниям и способностям зародилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Обогащение без установки на ускорение как на самоцель даёт ребёнку возможность созревать эмоционально в среде сверстников в то же время развивать свои интеллектуальные способности на должном уровне.
Имеют место быть случаи, когда обогащение представляют как «горизонтальное» и «вертикальное». Последнее обогащение воплощает скоростное движение к высшим познавательным ступеням в выбранной области, из – за этого его редко называют ускорением. «Горизонтальное» обогащение движется на углубление изучаемой сферы. Обучающиеся не перемещаются быстрее, а имеют обширный материал к традиционным курсам.
Стратегия обогащения включает в себя несколько движений: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире и самопознание.
Огромное значение для обогащения имеет прогресс умственных процессов, так как направлено в нужном течении. Значительные психологические подходы к использованию интеллекта и познавательной деятельности также имеют  своё отражение.
Одна сторона интеллекта характеризует исполнение умственных операций, другая – свойства материала  образного, третья – завершённый продукт мышления.
Мы получили «трёхмерную» модель, которая подтолкнула на создание приемлемых методов обучения.
Совмещение стратегий ускорения и обогащения могут переплетаться между собой, в зависимости от существующих целей и задач. Но в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Получилась своеобразная «трёхмерная» модель, которая вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.
Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об лучших условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Немаловажную роль в развитии детской гениальности имеют учреждения дополнительного образования. Данный вид способен восполнить учебный план и программу, благодаря творческим мастерским. Именно в них ребёнок берёт старт на развитие способностей, формируется специальная одарённость. Данный вид образования даёт возможность каждому внедриться в различные виды деятельности, учитывая индивидуальные склонности. Деятельность учреждений основывается  на индивидуально – личностном подходе. Это позволяет выполнить требования конкретных детей, используя возможности свободного их времени. В работе с необычными детьми следует знать  отличительные свойства между понятиями «способность», «одарённость», «талант».
Система обучения, являющееся дополнением к общему образованию, состоит из разнообразных видов преподавания.
- Обучение в микро коллективах, объединяющихся по программам творческого развития;
- деятельность стажёра в проектах исследования и творчества;
- очно – заочные школы;
-творческие встречи во время каникул, мастер – классы;
- гибкая работа конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Плодотворные особенности дополнительного образования красной нитью следует в области художественного развития. В эти учреждения идут дети, чей талант уже известен. Поэтому ребята имеют мотивацию на занятия художественно – творческой работой и это даёт условия для благотворительного усвоения специальных навыков.
Здесь полным ходом идёт развитие гениальности, так как существует содружество искусств. В обычной школе эта деятельность невозможна, поскольку  расчленено предметным содержанием образования.
Наряду с радужными представлениями о дополнительном образовании есть свои подводные камни. Суть в том, что не следует культивировать чувства исключительности у ребёнка, нет гарантий, что в будущем талант  будет востребован.
Благодаря этим принципам удается решать важные задачи:
– самоопределение и самореализация учащегося;
– адаптация личности в социокультурной среде;
– развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Важным звеном всей деятельности системы является соответствие программ творческих объединений потребностям и возможностям детей.
Самому ребенку порой трудно выбрать направление развития – многое интересно, многое хочется попробовать.
Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми.
Всем давно известно, что сверх одарённым детям необходим особый подход в программах обучения. Преподаватели, обучающие их, обязаны пройти специальную подготовку. Педагоги без практики в этой области  не способны «увидеть» особенных детей, так как не имеют представлений об их возможностях. Учителям следует с новой точки рассмотреть программы, предназначенные для одарённых детей. Если возникает потребность, то следует  индивидуализировать программу, план. В совместной деятельности  требуется создание благоприятного микроклимата. Взять на вооружение  различные стратегии обучения и воспитания. Не стоит забывать об уважении к личности воспитанника. Необходимо способствовать его умственным, творческим процессам. Основная часть профессиональной квалификации преподавателей включают в себя:
- отличное знание предмета и методики преподавания; умение оказать  психологическую поддержку  себе  и учащимся;
- обладать высокими личностными качествами как педагога так и человека;
- уметь осуществлять традиционный способ обучения одарённых детей, способствовать активизации таланта.
Возникает вопрос: на основании чего производится оценка готовности учителя к занятиям с одарёнными? Педагог должен иметь предрасположенность к данной деятельности. Проявлять творческую активность, желание внести свою лепту в работу  с неординарными личностями, изучать их качество развития. Быть готовым  держать ответы на «мудреные» вопросы подопечных. Диагностика данной проблемы основывается на идеях школы академика В. А. Сластенина. Именно здесь детально рассматриваются  личности педагогов работающих на раскрытие   творческой природы детей.
Для одаренных, успешный учитель - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, где передаются знания в готовом виде. На тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничивают репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Видны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
 Многие учителя стараются прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя как психотерапевты: они сторонятся реакций на каждое высказывание. Внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
                                         Заключение.
В нынешнем мире актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Верное построение связей одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее глубоко проявить свои способности. В подростковом возрасте это вопрос встает         особенно остро, потому что в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Работа педагога с одаренными детьми  тесно связана с психологами. Ёе можно вести в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм диалога со сверстниками и взрослыми. Требуется помочь родителям, педагогам и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня формируют специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума.
Исходя из вышесказанного важно отметить, что феномен детской одаренности до конца еще не изучен,  поэтому ведущие ученые, педагоги, психологи продолжают исследование вопросов выявления одаренных детей, их слабых и сильных сторон как в структуре интеллектуальной деятельности, так и в личной, эмоционально-волевой сфере и сфере общения.
Цели же практикующего педагога, человека изо дня в день работающего с детьми выстроить свою работу, исходя из предложенных методик, и главное, своевременно, аккуратно и грамотно корректировать ее.
 Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Важнейшими видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значимые изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
В данное время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность в настоящее время определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Вопрос одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.Особенности, свойственные одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко- развитое  чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Удачное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Существует, как минимум, две точки зрения у педагогов и психологов на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. В соответствии с  другой точкой зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Сейчас нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Постоянный  рост мастерства, педагогическая гибкость, умение отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Важным институтом современного общества является массовое образование. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Тем не менее  ориентированная на средний уровень, школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и растрачивать таланты является недопустимой ошибкой для развития любого государства.