Технологическая карта, во внеурочную деятельность педагога-психолога в 1 классе по программе Азбука общения. Тема: Я учусь решать конфликты
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
План-конспект урока по программе внеурочной деятельности «Азбука общения» для учащихся 1б класса МОУ «СОШ№7».
Тема урока: Я умею разрешать конфликты.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными нормативными документы по ФГОС НОО:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373".Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413)
Программа также реализуется в рамках общей коррекционно-развивающей программы сопровождения психолого-педагогического процесса образования учащихся начальной школы по ФГОС.
Назначение программы
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения», разработана на основе авторской программы: Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М.: «Генезис», 2014.
Актуальность и перспективность курса
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме и счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в писке своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Программа также адресована детям с ОВЗ, в особенности детям с логопедическими диагнозами (ТНР, ОНР, ФФН и др.), нарушениями поведения и эмоционально-личностной сферы (дети с ЗПР, УО, педагогически и социально запущенные дети, дети с РАС). А как правило, дети с ТНР имеют проблемы в эмоционально-личностном развитии, помимо коммуникативных трудностей и интеллектуальных. Также программа может быть эффективна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, РДА), поскольку часто такие дети не всегда посещают учреждения дошкольного образования и попадая в 1 класс могут испытывать трудности коммуникации, также сопровождающиеся нарушениями в эмоционально-личностном развитии.
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия.
Программа для учащихся 1 –х классов рассчитана на 33 учебных часа в год.
Для учащихся 2, 3 и 4-х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия для обучающихся 1-х классов составляет в 1-м полугодии – 35 минут, во 2 –м полугодии 40 минут. Продолжительность занятия во 2, 3, и 4 классах составляет 40 минут.
Цели и задачи реализации программы
Цели программы:
Помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к социуму;
Задачи программы:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, учителями и окружающими.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.
Способствовать повышению уровня психологической культуры младших школьников.
Формировать позитивную Я-концепцию.
Формы и методы работы
В программе используются ролевые и подвижные игры, психологические этюды; элементы сказкотерапии и арт-терапии (изотерапия, цветоконструирование, коллажирование); обсуждение, дискуссии, самостоятельная работа в тетрадях, парная и групповая работа.
Ожидаемые результаты:
Ученики научатся:
отстаивать свою точку зрения, культуре взаимодействия при работе в парах, группе, коллективе
анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать познавательные объекты и жизненные ситуации, делать правильные выводы, анализировать сказочные тексты,
разовьют воображение и фантазию
понимать себя и окружающих, преодолевать учебные и жизненные трудности
Ученики овладеют:
разнообразными видами речевой деятельности (монологической, диалогической)
элементарными графическими навыками, навыками чтения и письменной вербализации собственных мыслей, чувств и эмоций
культурой речи, общения и взаимоотношений
умением осуществлять рефлексивную деятельность
Дети с ОВЗ научатся:
элементарным умениям слушания, говорения, чтения, письма, рисования, раскрашивания
рефлексивным навыкам оценивания своей деятельности, критическому осмыслению своей учебной деятельности, оценке своего настроения и самочувствия, поведения
умению участвовать в диалоге с соседом по парте, работать в команде, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты небольшого объема
освоят элементарные представления о человеческих эмоциях, межличностных отношениях
умению логически осмысливать действительность, удерживать внимание на учебной задачи, понимать инструкцию и выполнять элементарные требования школьной дисциплины
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Коломиец Юлия Григорьевна (педагог-психолог высшей квалификационной категории)
2. Класс: 1Б Дата: 06.02.2017г.Предмет «Азбука общения» № урока по расписанию: 5
3. Тема урока: «Я умею разрешать конфликты»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел: «Я-школьник», закрепление темы «Я учусь разрешать конфликты»
5. Цель урока: сфокусировать внимание учащихся на умении разными способами решать конфликты
6. Ожидаемый результат: дети научатся решать конфликты разными способами
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность
учеников
Разминка 5 Развивающая: развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды деятельности (диалогическая, монологическая). Упражнение «Испугаем по-разному». Словесный метод: обсуждение. Игровой метод. П, Ф Учитель повторяет инструкцию к разминке несколько раз.
Оказывает помощь детям ОВЗ в преодолении трудностей в составлении рассказа об этих способах, подсказывая возможные варианты. Дети в парах придумывают и показывают различные способы того, как можно испугать человека. Как правило, дети называют возможность испугать человека криком, громким стуком, страшным словом, страшным смехом, страшным лицом или картинкой.
Работа со сказкой 5 Образовательная: актуализировать знания о конфликте, о том что конфликты – это неотъемлемая часть жизни людей.
Развивающая: развитие внимания, воображения, памяти, умения анализировать сказочный текст.
Воспитательная: развитие умения отстаивать свою точку зрения. История про Петю.
Стр.59-60 (методическое руководство). Словесный метод: чтение текста сказки, сказкотерапия, визуализация, текста. Ф Учитель рассказывает детям историю, затем спрашивает детей, что понял Петя.
Следит и контролирует очередность ответов.
Оказывает помощь при формулировке ответа детям с ОВЗ.
Учитель просит детей устроится поудобней, закрыть глаза и постараться представить историю, которую они услышат. Затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос.
Работа в рабочей тетради: закрепление изученного материала на прошлом уроке. 5 Образовательная: подвести детей к пониманию выражения: «разрешить конфликт».
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать. Обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Воспитательная: развитие умения отстаивать свою точку зрения. Задание 1: «Определи последовательность картинок», стр. 37
Словесный метод: обсуждение, диалог, монолог.
Наглядный метод: иллюстрации в рабочей тетради
Самопроверка, взаимопроверка И, Ф,ПУчитель читает задание несколько раз, пока не убедится, что все дети его поняли. Оказывает индивидуальную помощь ребенку с ОВЗ, если в паре работа не удается, повторяет и направляет действия ребенка в выборе цвета карандаша.
Учитель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, проговаривая этапы его выполнения.
Учитель задает вопрос: «Теперь вы поняли, что значит «разрешить конфликт»? Это помириться, простить друг друга и договориться». Дети определяют последовательность картинок так, чтобы получился рассказ. Расставляют цифры. Обводят красным карандашом картинку, на которой изображен конфликт, а синим карандашом картинку, на которой изображено разрешение конфликта.
Далее предлагается выступить одному ученику. Ученик рассказывает как он расставил цифры, аргументируя свой ответ.
Дети исправляют свои ошибки, помогая друг другу в парах.
Работа в рабочей тетради: закрепление изученного материала на прошлом уроке. 5 Образовательная: повторение способов выхода из конфликта. Развивающая: развитие внимания, навыков чтения, умения анализировать. Воспитательная: формировать толерантное отношение друг другу. Задание 2: «Найди выход из конфликта», стр. 38 Словесный метод: обсуждение, диалог, вербализация.
Наглядный метод: текст в рабочей тетради
Ф, И Учитель читает вместе с детьми инструкцию к заданию. Повторяет несколько раз, пока не убедится, что все дети его поняли.
Оказывает индивидуальную помощь детям с ОВЗ, у которых техника чтения еще слабая, проговаривая индивидуально задание, направляя действия.
Учитель задает вопрос: «Вы подчеркнули несколько вариантов? Значит, конфликты можно решать несколькими способами». Дети самостоятельно читают текст задания, подчеркивают способы выхода из конфликта.
Далее отвечают на вопрос учителя.
Работа в рабочей тетради: изучение нового материала 5 Образовательная: познакомить детей с понятием «способы помириться».
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательная: развитие культуры взаимоотношений. Задание 3: «Способы помириться», стр. 38 Словесный метод: обсуждение, диалог. Наглядный метод: иллюстрация в рабочей тетради. Творческая работа: раскрашивание иллюстрации Ф,И, П Учитель задает вопрос: «Ребята, внимательно посмотрите на картинки и скажите что общего в этих картинках?». Выслушивает ответы. Далее учитель читает задание, повторяет несколько раз инструкцию.
Оказывает помощь детям с ОВЗ в выполнении задания.
Предлагает детям обсудить результат работы в парах.
Задает следующий вопрос: «А как можно помириться словами?» Дети по очереди отвечают на вопрос учителя. Раскрашивают те способы, которые они применяют в общении с окружающими. Обсуждают результат работы в парах.
Отвечают на следующий вопрос.
Физкультминутка 1-2 Обучающая: закрепить умение мириться.
Развивающая: развитие навыков невербального общения.
Воспитательная: развитие культуры взаимоотношений.
Упражнение «Жесты примирения» Словесный метод, игровой метод П Учитель предлагает детям испытать на себе жесты примирения, которые только что изучили: «Ребята, пожмите другу руки. Теперь возьмитесь за мизинчики и скажите : «Мирись, мирись и больше не дерись». А теперь обнимите другу друга. Молодцы». Дети выполняют упражнение в парах.
Работа в рабочей тетради: закрепление изученного материала. 5 Обучающая: отработка навыков анализа текста.
Развивающая: развивать внимание, навыки чтения, списывания с доски, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательная: развитие культуры речи. Задание 4: «Главное слово», стр. 39 Словесный метод: обсуждение, диалог, взаимопроверка, самопроверка. Наглядный метод: текст в рабочей тетради, доска.
Ф, И Учитель проговаривает задание. Читает вместе с детьми текст. Задает вопрос: «Какое главное слово пропущено в предложении?». Выслушивает ответы. Пишет на доске слово ПРОСТИ. Контролирует деятельность учеников.
Предлагает детям проверить друг у друга правильность написания этого слова.
Оказывает индивидуальную помощь детям с ОВЗ в чтении текста, формулировке ответа, в переписывании слова ПРОСТИ с доски. Дети самостоятельно читают текст и анализируют - какое слово пропущено. отвечают на вопрос учителя. Списывают с доски, проверяют друг друга, исправляют ошибки в написании слова ПРОСТИ.
Работа в рабочей тетради: закрепление изученного материала. 5 Обучающая: повторение и закрепление изученных способов разрешения конфликта.
Развивающая: развивать внимание, память, речь, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательная: доброжелательности в общении. Задание 5: «Помоги разрешить конфликт», стр. 39 Словесный метод: диалог в парах. Наглядный метод: иллюстрации в рабочей тетради Ф, И, ПУчитель проговаривает задание: «Отметьте галочками тех персонажей, которые находятся в конфликте и помогите им разрешить конфликт. Придумайте способ и расскажите друг другу».
Оказывает помощь детям с ОВЗ в поиске способов. Направляет и организует их коммуникативную деятельность. Дети самостоятельно рассматривают персонажей и отмечают галочками тех, кто находится в конфликте. Придумывают способы. Рассказывают друг другу.
Подведение итогов 4-3 Обучающая: повторение и закрепление изученных способов разрешения конфликтов.
Развивающая: развивать самооценку своей деятельности.
Воспитательная: развитие культуры взаимоотношений в коллективе. Рефлексия урока, с.39 Словесный метод: диалог, обсуждение, наглядный метод: иллюстрации в рабочей тетради, доска. И, П, Ф Учитель говорит: «Ребята, давайте вспомнить чему мы научились на нашем уроке? Какие способы решения конфликта мы изучили?». Далее учитель слушает ответы детей. Записывает ответы детей на доске:
Договориться
Уступить
Попросить прощения
Помириться
Далее детям предлагается оценить свою работу на уроке и в рабочих тетрадях за каждое выполненное задание поставить плюсик в окошечках.
Учитель оказывает индивидуальную помощь детям с ОВЗ в оценивании своей работы на уроке.
Благодарит детей за работу и предлагает оценить урок с помощью жестов: понравился урок, все получилось – большой палец вверх, не все понравилось и не все получилось – большой палец вниз. Ученики отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу на уроке в рабочих тетрадях и жестами. Проговаривают вместе с учителем способы разрешения конфликтов.
Сдают тетради учителю.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Приложения
Приложение 1: Текст сказки
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М.: «Генезис», 2014, с.59-60
После занятий психологией, на котором ребята учились разрешать конфликты, на прогулке случилась такая история. Наташе не понравилось, что Петя, пробегая мимо, нечаянно коснулся ее куртки. Куртка была новая, и Наташа ее берегла. Поэтому она крикнула ему: «Бегать надо осторожнее!», а потом догнала и стукнула его по спине. Петя удивленно остановился. «Мы же только что на уроке психологии разбирали, как надо мирно конфликты решать», - сказал он ей. «Глупости все это, - ответила Наташа, - никому это умение не нужно. Это просто взрослые придумали, чтобы нами удобнее было управлять. Вот я тебя стукнула, мне хорошо, а ты меня нет – тебе плохо, вот и разрешай дальше конфликты дальше конфликты мирно».
Огорчился Петя. Может, и правда не надо ему конфликты мирно разрешать? Вечером подошел он к папе. А тот сидит за своим столом, что-то пишет. «Папа, а взрослым нужно уметь конфликты решать?» - спросил он. Папа ответил: «Извини, сынок, мне некогда отвечать. Я к переговорам готовлюсь. Очень важный для всех вопрос будет обсуждаться, как бы конфликта не вышло». Пошел Петя к бабушке, а та его и вовсе слушать не стала. Телевизор смотрит, «Новости», оторваться не может. «Иди, Петя, вместе поглядим, - говорит она, - очень интересно про конфликт в Ираке рассказывают». Только хотел Петя к маме подойти, но слышит – из другой комнаты визг раздается. Там его младшие братья играют. И мамин строгий голос раздается: «Ну когда наконец прекратятся ваши конфликты?»
Пошел Петя к себе и понял он, что…..
Ведущий спрашивает, что понял Петя.
Приложение 2: Рабочая тетрадь с заданиями
Приложение 3: Работы детей
Работы ребенка с нормальным интеллектом Работы ребенка с ОВЗ