ВЫСТУПЛЕНИЕ : ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Гедзюк М.В. февраль 2010
Слайд 1
Для педагогического коллектива любой школы очень важно, чтобы учащиеся росли открытыми, относились с пониманием к другим народам, их истории и культуре, придерживались бы норм человеческого общежития.Начиная с начальных классов мы стараемся, чтобы они отказались от насилия в любой физической, словесной, эмоциональной форме и искали бы мирные пути разрешения конфликтов и споров.
Слайд 2 Чтобы научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее, можно ввести в школе «Неделю толерантности». (16 ноября) В рамках этой недели проводить «уроки дружбы», необычные тестирования и представления. Самым маленьким ученикам , как нашим, навыки толерантности преподавать в игровой форме.
Слайд 3
Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.
Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе
Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Слайд 4
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии
Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Слайд 5
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. Сдайд 6 Игра
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
В младших классах можно предложить игровой тренинг (в разработке может помочь психолог школы):
- "Умеем ли мы слышать друг друга?"
- "Умеем ли мы видеть друг друга?"
- "Умеем ли мы чувствовать друг друга?"
- "Умеем ли мы понимать друг друга?"
- "Знаем ли мы себя?"
Слайды 7-8 Тестирование
У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком , вы тоже оставляете себе красный кружок. (провести с учителями)
1. Саша плохо одет...
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
Ты говоришь, что все девочки – нули.
Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
Ты говоришь, что все мальчики – нули.
Ты разговариваешь с ним.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Слайд 9
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Предложить текст.
Встретились в осеннем лесу Зайчик и Ежик, обрадовались, решили побегать по лесу. Побегать предложил Зайчик и ... побежал. Да заметил, что друга рядом нет, вернулся и видит - сидит около пенька грустный Ежик, не легко за Зайчиком угнаться. Стали договариваться, как играть будут. Ежик хочет по лесу побродить, листвой опавшей пошуршать: " Весело будет!" А Зайчику страшно - вдруг Волк или Лиса услышат? Зайчик предлагает на горку залезть - Ежику трудно вверх подниматься. Ежик предлагает соревнование устроить, кто больше яблок на спине унесет - у Зайчика яблоки со спины скатываются. Чуть друзья не поссорились и решили они вместе...
А вот что зверюшки решили вместе делать … рассказывают ребятишки. Интересно у детей получается. Особенно, если дети говорят не от своего имени, а выступают от имени героев - игрушек.
Можно использовать произведения других авторов: С.Я.Маршак «Всемирный хоровод»
Китайская притча «Ладная семья»
«Сказочка о счастье» (про короля)
«Перед вами две дороги, выбирайте» ( о помощи нуждающемуся)
Произведения В.Осеевой
Просмотр и обсуждение фильма "Костяника - время лето" (3-4 класс), другие фильмы и мультфильмы.
Урок можно провести на основе готовых уроков окружающего мира
1 класс "Мой дом, моя семья, мои друзья"
2 класс "Человек - член общества"
«Путешествие в Германию», во время которого не только познакомить с немецкими городами и обычаями, но и объяснить, что нельзя ставить знак равенства между словами «немец» и «фашист».
Слайд 10
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности. (уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, снисходительностьдоверие, гуманизм; непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, агрессивность)
Павлин, на хвосте которого, написать слова, обозначающие лучшие качества человека. (ладошки, древо толерантности - правила толерантного поведения  в классе )
Слайд 11
Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Терпимым надо быть не только к своим друзьям, родителям, учителям, но и к самому себе.
Слайд 12
Дружба в классе, мальчики и девочки.
Слайд 13
Уроки труда
Слайд 14
Творчество детей на темы толерантности