Применение технологии развития критического мышления через метод проектной деятельности на уроках географии с учётом ФГОС ООО.


Применение технологии развития критического мышления через метод проектной деятельности на уроках географии с учётом ФГОС ООО.
Шлеменкова Ольга Сергеевна, учитель географии
МБОУ СОШ № 4, г. Николаевска-на-Амуре.

"Кто мыслит самостоятельно, тот мыслит значительнее и полезнее для всех."
Стефан Цвейг
Разработали технологию развития критического мышления американские педагоги Джинни Стилл, Куртис Мередит, Чарльз Темпл, Скот Уолтер. Предпосылкой к ее созданию явилась совершенно новая общественная и экономическая ситуация, сложившаяся во второй половине 20 века. В первую очередь она связана с беспрецедентным информационным взрывом, порожденным появлением компьютерных информационных технологий. Каждый человек, обладающий компьютером, может иметь доступ не только к национальным библиотекам, но и к библиотекам мира. По некоторым оценкам, большая часть из того, что мы знаем сейчас, через 10-15 лет станет устаревшим и ненужным. Невозможно предсказать, какие виды работ предстоит осуществлять нашим первоклассникам. Вполне возможно, что весь тот объем информации, который мы пытаемся передать учащимся в общеобразовательной школе, никогда не пригодится им в течение жизни и в профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей школы сегодня становится задача научить учиться и критически мыслить.
Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.
«Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться» (А.Г. Асмолов, 2010. – С. 3)
Данная компетентность выражается, в первую очередь, через умение работать с информацией. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны умело овладеть ею, осмыслить, применить и делать выводы относительно точности и ценности данной информации.
Применение методических приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) позволяет в наибольшей степени формировать УУД (информационных, коммуникативных, познавательных). Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения и повышению мотивации к изучению предмета.
В рамках технологии критического мышления используется базовая модель «вызов – осмысление информации – рефлексия», для реализации которой могут применяться разнообразные приёмы обучения хорошо известные и апробированные в педагогической практике.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я активно использую некоторые из них, которые по-моему мнению, наиболее подходят для данного класса, применяя их через метод проектной деятельности. Такие уроки отличаются от всех нам привычных, где главную роль играет учитель, а не ученики. Успеваемость в таких классах выше, чем в тех классах, где данная технология не применяется. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят, тем самым снимается нервозность и напряжение среди учащихся, что немаловажно для здоровья сбережения.
В результате работы большинство ребят научились:
пользоваться памятками,
слаженно работать в группах,
учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы,
учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации,
научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.
Результативность моей деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед.
Приёмы, наиболее часто, используемые мной на уроках:
различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.),
инсерт,
ключевые слова,
кластер,
дерево предсказаний,
лекция-визуализация,
различные приёмы для прогнозирования материала,
перепутанные логические цепочки,
ассоциации.
Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под данный уровень учащихся.
Используя названные приёмы технологии критического мышления, я решаю очень важные задачи. Во-первых, делаю процесс обучения интересным. Во-вторых, формируются такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываются качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Заключение.
Проанализировав свой опыт работы за последние 2 года по технологии РКМ, я пришла к выводу, что в использовании технологии КМ есть положительные моменты:
Плюсы в технологии КМ:
Технология даёт учащимся возможность размышлять.
Формирование навыков самостоятельной деятельности, возможности выбора.
Учатся работать в группах и парах.
Использование различных источников информации.
Учатся работать с большим объёмом информации.
Сами могут себя оценить и проверить.
Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет-технологии и др.
8. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
9. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
10. Психологически комфортная среда на уроках.
Вывод: самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей.
В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Я учусь вместе с детьми и учусь сама у детей!
Список литературы:
1. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. URL: http://evolkov.net/critic.think/articles/ Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
2. Груздев Г. А. Некоторые особенности непроизвольного запоминания на уроках географии // География в школе. 1965. № 6. С. 52.
3. Дометти А. Развитие мышления учащихся на уроках географии // География в школе. 1948. № 4. С. 3843.
4. Каткова О.А. Использование технологии развития критического мышления на уроках географии // География в школе. 2009. № 9. С. 3843.
5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». 2001. № 4.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. М., 2000.
7. Рауш В.А. Внеклассное чтение по географии // География в школе. 1934. № 1. С. 104112.
8. Соломович Г.П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся // География в школе. 1998. № 4. С. 5860.
9. Стил Дж., Меридит К., Темпл Ч. и Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М., 1997.










15