Рабочая программа по внеурочной деятельности «Методы решения творческих задач» для учащихся 6- 7 классов (ФГОС ООО)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края



ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы______Т.Ф.Калужина
Приказ № _______ от _________2015г.







Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Методы решения творческих задач»
6- 7 класс

на 2015-2016 учебный год







Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория






Тюменцево 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Методы решения творческих задач» для учащихся 6- 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы, учебного плана МБОУ Тюменцевской сош на 2015-2016 учебный год, методического пособия (Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение , 2012. - 222 с. – (Стандарты второго поколения) и составительского проекта по внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Ступеньки творчества»
Актуальность программы. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. При таком подходе обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Все это наиболее эффективно способствует достижению метапредметных и личностных результатов (ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека).
Данная программа отражает систему занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 7 классов, направлена на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга. Предметно-ориентированный тренинг это система развивающих занятий по формированию приёмов мыследеятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов гуманитарного и естественно-научного циклов.
Цель: создание условий, способствующих развитию познавательных способностей учащихся, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
формирование интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков);
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, умение выявлять связи, зависимости между фактами, явлениями, процессами;
овладение важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
развитие личностных и метапредметных результатов;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; развитие речевой культуры учащихся; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, ответственно относиться к сказанному слову в собственных высказываниях;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания, извлекать информацию из различных источников, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую;
развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
Специфика. Содержание занятий способствует формированию учебно- интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
Программа направлена на развитие личности ребенка и при ее реализации используются различные аудиовизуальные средства, разнообразные формы работы, развивающие детскую фантазию, творчество.
Формы организации деятельности: парная, групповая и индивидуальная работа, беседы, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы, дискуссии, деловые игры, исследования, самостоятельная поисковая работа, работа с различными источниками информации, эксперименты.
Виды деятельности: познавательная, игровая, досугово-развлекательная, социальное творчество, проектная, проблемно-ценностное общение, включающие беседы, составление плана, работа с ключевыми словами и словосочетаниями, творческие конкурсы, интеллектуальные турниры, аналитическая беседа, учебно-исследовательская работа с текстом, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, дискуссия, разработка и защита коллективных проектов.
Планируемые результаты образования.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач при помощи игровых и проблемных ситуации, учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
2) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности, умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
3) осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения при работе с различным материалом.
Познавательные УУД
1) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; умение преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
2) умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения
3) формирование осознанного, смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
4) владение методами решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации.
5) формирование и развитие информационной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Коммуникативные УУД
1)при работе над проектами формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия;
2) умение работать в группе владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
3) формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
4)владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии при помощи игровых и проблемных ситуаций.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
3) развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
7) осознание важности семьи в жизни человека и общества.
Общим результатом по освоению программы станет презентация коллективных групповых проектов по выбранным темам.
Данная программа рассчитана на 34 часа в учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Учебно - тематический план

Тема
Количество часов

1.
Секреты и методы творчества
2

2.
Секреты и методы творчества


3.
Поиск закономерностей
2

4.
Поиск закономерностей


5.
Логические цепочки
2

6.
Логические цепочки


7.
Причинно-следственные связи
2

8.
Причинно-следственные связи


9.
Как решать изобретательские задачи
2

10.
Как решать изобретательские задачи


11.
Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности.
2

12.
Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности.


13.
Развитие воображения.
2

14.
Развитие воображения.


15.
Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия
1

16.
Изобретательское творчество
2

17.
Изобретательское творчество


18.
Метод разрешения противоречий.
2

19.
Метод разрешения противоречий.


20.
Решение задач методом разрешения противоречий.
2

21.
Решение задач методом разрешения противоречий.


22.
Творчество и фантастика.
2

23.
Творчество и фантастика.


24.
Метод проблемной ситуации.
2

25.
Метод проблемной ситуации.


26.
Метод проекта
2

27.
Метод проекта


28.
Идеальный конечный результат.
2

29.
Идеальный конечный результат.


30.
Творческая лаборатория: разработка коллективного проекта.
2

31.
Творческая лаборатория: разработка коллективного проекта.


32.
Защита работы (проект по теме)
2

33.
Защита работы (проект по теме)


34.
Итоговое занятие «Творчество без границ»
1


Итого:
34 часа


Учебно-методическое обеспечение:
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. - М.: ВЛАДОС, 2006;
Винокурова Н. К. Развитие познавательных способностей.- М., «Педагогический поиск», 1999.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М., «Педагогический поиск», 1999.
Горбунова Т.С. К вопросу об организации внеурочной деятельности в ОУ в условиях введения ФГОС / Т.С. Горбунова, О.А. Колядинцева, И.Ю. Акентьева, Т.Г. Бородавкина // Методист. – 2010. – №8. – С. 4 – 7.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль, Академия развития, 1997г. – 240 с.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение , 2012. - 222 с. – (Стандарты второго поколения).
Матюшкин А.М. , Шумакова Н.Б. , Юркевич В.С. , Яковлева Е.Л. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика , 1991 г. - 160 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. – 192 с. - (Работаем по новым стандартам).
Развитие исследовательских умений школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М. : Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам).
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.


Лист внесения изменений в программу


п/п

Дата

Причины изменений
(прописываются конкретные обоснования)

Содержание изменений
Подпись сотрудника, внесшего изменения
Подпись
курирующего
администратора


















































































































13 PAGE 14615




Заголовок 315