Проектная работа «Разработка технологических карт уроков по математике»
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ПРОЕКТ
«Разработка технологических карт уроков по математике»
Ф.И.О. участников рабочей группы
Мамонова Евгения Геннадьевна,
учитель математики МБОУ «Кимовская СОШ»
Спасского муниципального района РТ;
Фахрутдинова Флюра Мукадисовна,
учитель математики МБОУ «Аксубаевская СОШ№2»
Аксубаевского муниципального район РТ
Научный руководитель Ахметшина Гульсия Хабриевна,
старший преподаватель
отдела общего образования
ПМ ЦПК и ППРО ИТ КФУ
Казань – 2015
Оглавление
Введение..3-5
Обоснование необходимости проекта..6
Актуальность проекта7
Цель и задачи проекта........8
Проектное решение........8
Содержание....9-15
Этапы реализации проекта.............................................16
Ожидаемые результаты..16
Заключение......17
Список использованных документов и источников информации..........18
Приложение19-25
Введение
Современное образование в России перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить ребенка учиться.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.
Сущность системно - деятельностного подхода в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.
В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
Внедрение ФГОС предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В этой связи становятся актуальными вопросы: как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок и его технологическую карту? Данный проект должен помочь в решении этой проблемы. Хочется идти в ногу со временем, безболезненно перейти на новый ФГОС, повысить свою профессиональную компетенцию по технологии подготовки урока.
Наш проект будет полезен для педагогов, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему - в этом заключается актуальность работы.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
Так что же для нас современный урок?
Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. Для этого учитель должен подготовить технологическую карту урока.
Данная проектная работа посвящена методам разработки технологической карты урока математики в 6 классе общеобразовательной школы.
Обоснование необходимости проекта.
В 2015-2016 учебном году в пятые, шестые классы приходят учащиеся, обучавшиеся в начальной школе по новым стандартам НОО.
В соответствии с требованиями ФГОС происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебных задач. Учителя должны уметь составить технологическую карту. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Актуальность проекта.
Использование технологической карты позволит учителю максимально детализировать свой урок на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока.
Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
Постановка проблемы:
разработать технологическую карту урока согласно требованиям ФГОС
Цель проекта:
Разработка и реализация технологической карты урока математики в 6 классе по УМК С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин, с учетом требований ФГОС ООО.
Задачи проекта:
Изучить современный подход к проектированию урока в ИОС в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Составить технологическую карту по теме по теме «Сравнение положительных десятичных дробей».
Апробировать технологическую карту в 6 классах.
Разработать методические рекомендации для учителей математики по составлению технологической карты.
Целевая группа проекта: учащиеся общеобразовательных школ.
Объект исследования: Методическая система работы учителя в условиях введения ФГОС
Предмет исследования: Разработка технологической карты урока по теме: «Сравнение положительных десятичных дробей» с учетом требований ФГОС.
Содержание.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Что позволит учителю технологическая карта ?
реализовать планируемые результаты ФГОС ООО;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Что позволит технологическая карта администрации школы?
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Виды и формы технологических карт урока
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) большое количество технологических карт уроков, разработанных учителями – практиками, мы пришли к выводу, что единой универсальной формы технологической карты урока в настоящее время не существует. Технологические карты урока варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета. Формы технологических карт урока могут быть самыми разнообразными.
По итогам проведенного анализа были выявлены следующие виды технологических карт урока:
Технологическая карта урока
Тема урока: _____________________________________________________________________________
Цели для ученика
1.
2.
3.
Цели для учителя
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Тип урока
Форма урока
Опорные понятия, термины
Новые понятия
Формы контроля
Домашнее задание
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Воспринимают ответы учащихся
Осуществляют самоконтроль,
принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль
5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль правильности выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
организация дифференцированной коррекционной работы,
контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату
Обучение с использованием технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС. Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. Технологическая карта урока четко фиксирует не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у школьников способов
Этапы реализации проекта.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г. – август 2016 г.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: сентябрь 2015 г
Сбор и изучение информации об особенностях ФГОС;
Анализ и систематизация собранной информации;
Выделение главных особенностей преподавания «Математика» в условиях перехода на ФГОС ООО;
Разработка технологической карты инновационного урока в 6 классе по теме: «Сравнение положительных десятичных дробей».
2.Основной: октябрь 2015 г. - февраль 2016 г.
Апробация технологической карты урока.
3.Заключительный: март 2016 г. - май 2016 г.
Анализ и оценка полученных результатов;
Публикация материала.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. Разработка структуры и содержания технологической карты.
2. Использование технологической карты урока преподавателями при подготовке к урокам о общеобразовательных школах в условиях перехода на ФГОС.
3.Повышение качества обученности учеников.
4. Публикация методического материала.
Заключение
Нами составлена технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Сравнение положительных десятичных дробей», которая может быть использована учителями -предметниками при подготовке к урокам в школах с учетом требования ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Форма записи урока в виде технологической карты даст возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Мы считаем, что на таких уроках у учащихся повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала происходит на продуктивном уровне, повышается мотивация к учению и в целом повышается качество образовательного процесса.
Список использованных документов и источников информации
1.Федеральный государственный образовательный стандпрт основного общего образования, // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
3. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011
4.Копотева Г.А., Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.- Волгоград: Учитель,2013.
5.Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
6.Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.
7.Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.
8.Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
9. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – М., 2011. – №12. – С. 12-18.
10. Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.Учебно – методические материалы к линии УМК Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др., Математика, издательство «Просвещение», www.prosv.ru/umk/5-9.
Интернет - ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14215
15