Статья Сотрудничество учителя-логопеда с родителями
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями учащихся
Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.
Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительское собрание. Логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и коротко сообщает о целях и задачах своей работы.
На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.
Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родителям первоклассников он сообщает о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключении логопед рассказывает о речевом режиме в семье, о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребёнка у врача-специалиста. Делается это в интересах ребёнка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.
Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то не будет достигнута необходимая эффективность в работе, значительно удлинится период коррекционной работы с ребёнком. Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и часы таких консультаций.
В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей.
Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребёнок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу и разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причина окажется уважительной, логопед должен постараться помочь родителям. Они всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек всегда готовый прийти на помощь.
В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнивается уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы. Даются рекомендации для занятий с детьми летом, нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку.
В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи детей. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления. Надо постоянно привлекать внимание детей к окружающему.
Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы.
Целью нашей работы стало использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося;
создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; мы ищем новые точки взаимодействия, формы работы с родителями.
Раскроем основные направления и формы взаимодействия с семьей, которые используем в своей работе. Руководствуясь возможностями родителей, их интересами выбираются наиболее оптимальные методы работы: анкетирование, индивидуальные беседы, индивидуально- практические занятия, консультации, мастер-классы.
Подробнее остановимся на некоторых, на наш взгляд, эффективных формах работы.
Беседа - самая распространенная форма и метод общения с родителями, она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности. Учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
Родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность: и за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей. Наглядная информация - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что: во-первых, обращение только в устной форме требует много времени; во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов; в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому перед кабинетом и в кабинете вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей. «Учимся, играя», «Поговори со мною, мама», «Советы логопеда» - они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»; «Учим стихи, играючи», «Я учусь рассказывать», «Фонематический слух-основа правильной речи» и др.
Консультации - очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные 4 темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.
Индивидуально-практические занятия (мастер-классы) знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.
Домашние задания. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке звука, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно- педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.