Урок математики по теме Деление на числа, оканчивающиеся нулями (4 класс)


Урок математики в 4 классе по программе «Школа России».
Тема урока « Деление на числа, оканчивающиеся нулями».
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: нахождение способа вычисления, который позволит делить на числа, оканчивающиеся нулями;
Задачи: создать условия нахождения способа вычисления, который позволит делить на числа оканчивающиеся нулями;
развивать внимание, память, логическое мышление, включить каждого ребенка в совместную деятельность;
развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и навык самоконтроля, способности к самообучению;
воспитывать солидарность, взаимопомощь, доброжелательность к товарищу во время работы в группах и парах, в ходе учебного диалога.
Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.Оборудование: учебник «Математика» М.И.Моро ,компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point к уроку.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Мотивирование к учебной деятельности.
(2-3 мин)
2.Актуализация, возникновение проблемной ситуации.
(3-4 мин)
3.Постановка учебной задачи.(1-2 мин)
4.Открытие нового знания.(10 мин)
Физминутка (1 мин)
5.Первичное закрепление.
(5-6 мин)
6. Самостоятельная работа.(2-3 мин)
7.Включение нового знания в систему знаний.
(5 мин)
8. Итог урока.
(1-2 мин)
9. Рефлексия.
(1-2 мин)
10.Домашнее задание.
(1-2 мин) -Наш урок математики я хотела бы начать с таких слов: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.» Р.Декарт (слайд1)
-Как вы понимаете эти слова?
-Я хочу, чтобы эти замечательные слова стали девизом нашего урока.
-Давайте откроем тетради и запишем число.
Устный счет:
Игра «Парашютисты»
400-200:2= 560-160:8=
48:(8х2)= 600-400:5=
84:(7х2)= 84:(7х3)=
(слайд2)
-Выполните следующее задание:
-Чем похожи и чем различаются данные выражения?
560:8 2170:70 480:60 6480:90 (слайд3)
-Разделите их на 2 группы.
-По какому признаку разделили?
-Значение выражений какой группы мы уже умеем находить?
-Найдите.
560:80=7 2170:70
480:60=8 6480:90
(слайд4)
-В чем особенность выражений 2 группы?
-Умеем ли мы находить значение таких выражений?
-Как вы думаете , какова будет тема нашего урока?
-Правильно, тема урока «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». (слайд5)
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться на этом уроке?
-Ваши вопросы я вынесла на экран.(слайд6)
1.Как выполнить деление на числа, оканчивающиеся нулями?
2.Зачем нужно уметь выполнять такое деление?
3.Где это пригодится?
-Ребята, что нам поможет найти ответ на 1 вопрос?
-Откройте учебник на стр.24 и рассмотрите, как выполнено деление в 1 случае. Составьте алгоритм деления на числа, оканчивающиеся нулями.
-Для того, чтобы работа была более эффективной, я предлагаю вам поработать в группах.
-Вспомните правила работы в группах.
-Кого нужно выбрать в группах?
-Приступайте к работе.
Выслушивание спикеров .Обсуждение алгоритма.
-Данный алгоритм я вывела на экран.(слайд7)
-Что значит «и т.д.» в данной записи?
Игра «Определи число».
-Если называю однозначное число – хлопок в ладоши, если двузначное – присесть, трехзначное – подпрыгнуть.
-Посмотрите, как выполнено деление на с.24 во 2 случае.
-Чем похожи и чем отличаются данные решения?
-Можно ли применить к данному решению наш алгоритм?
-Теперь мы знаем алгоритм деления и я предлагаю применить наши знания на практике.
-Давайте вернемся к тем выражениям, значения которых мы не смогли найти в начале урока.(слайд 8)
-Кто желает найти значение выражения у доски с комментированием?
-Значение 2 выражения найдите самостоятельно, а 1 человек – за доской.
-Проверьте работу товарища и оцените каждый себя.
-Выполним задания из учебника №119.Деление с остатком.
- Кто желает выполнить деление с остатком с комментированием у доски?
-Значение следующего выражения найдите самостоятельно со взаимопроверкой в парах.1 желающий за доской.
-Оцените работу товарища.
-Ответили ли мы на 1 вопрос
«Как выполнить деление на числа, оканчивающиеся нулями?»
-Можем ли ответить на 2 вопрос?
-Где пригодится вам умение делить на числа, оканчивающиеся нулями?
-Давайте решим задачу и посмотрим, пригодится ли нам это умение.с.24 №120
-Прочитайте текст задачи.
О чем она? Что известно? Что нужно узнать?
-Кто желает решить задачу у доски?
-Пригодилось ли нам умение делить на числа, оканчивающиеся нулями при решении задачи?
-Что нового узнали на уроке? Чему научились?
-Закончите фразы:
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Мне было трудно…
3.Мне было интересно…
-Какие задания со с.24 вы бы хотели выполнить дома, для того, чтобы лучше усвоить деление на числа, оканчивающиеся нулями? Дети объясняют смысл слов.
Работа в тетрадях.
Дети устно находят значения выражений.
-Похожи: действием деления, круглыми числами.
Различаются: делимое трехзначное число и четырехзначное число, в частном 1 цифра и 2 цифры.
560:80 2170:70
480:60 6480:90
-1 группа-делимое трехзначное, 2 группа-делимое четырехзначное.
-1 группы.
Дети устно находят значение выражений 1 группы.
-Делимое четырехзначное число и в частном будет 2 цифры.
-Еще нет.
-Тема урока: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».
Дети ставят задачи на урок.
-Учебник, учитель и т. д.
-Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого, приходим к единому мнению.
-Спикера, секретаря и хранителя времени.
Дети работают в группах 5 минут.
-Это значит, что если мы нашли второе неполное делимое, то алгоритм будет продолжаться с п.3
-Сходство: деление четырехзначных чисел на круглые;
Различие: в первом случае деление нацело, а во втором – с остатком.
-Можно.
1 человек у доски находит значение выражения
2170 : 70 с комментированием. Остальные в тетрадях.
Дети самостоятельно находят значение выражения
6480 :90, а 1 человек за доской.
1 человек у доски выполняет деление с остатком с комментированием.
Остальные в тетрадях.
Дети выполняют работу в тетрадях, 1 – за доской.
-Да, ответили.
Дети предлагают свои варианты ответов.
-При решении задач.
Дети читают текст задачи, отвечают на вопросы.
1 человек у доски записывает краткую запись и составляет программу решения. Решение записывает за доской.
Ученики самостоятельно решают задачу, затем проверяют по образцу.
-Да, пригодилось.
-Узнали как делить на числа, оканчивающиеся нулями. Научились делить.
Дети заканчивают данные фразы.
Дети выбирают подходящие задания( №118, 121)
Литература:
1.Школа России. Концепция и программы для нач.кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч.-М. :Просвещение,2014
2.Учебник для 4 класса начальной школы. « Математика» .4класс в 2ч./М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.- М. : Просвещение, 2014/