Образовательная программа дополнительного образования детей «ДИДИН?Г»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Утверждено»
Председатель
методического совета
ЦРТДЮ «Нарт»
___________Б.И.Фидарова
«___»_______________2007г
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ДИДИНЖГ»
Возраст обучающихся – 7 – 14 лет
Срок обучения – 3 года
Автор: Баскаева Маргарита Витальевна,
педагог дополнительного образования
Владикавказ
2015г
Оглавление
1.Паспорт программы3
2.Введение..4
3.Пояснительная записка..4
4.Ожидаемые результаты..7
5.Учебно-тематический план 1 года обучения8
6.Содержание программы 1 года обучения..8
7.Учебно-тематический план 2 года обучения.9
8.Содержание программы 2 года обучения..9
9.Учебно-тематический план 3 года обучения.11
10.Содержание программы 3года обучения..11
11.Критерии оценки.12
12.Методические рекомендации.13
13.Краткий словарь музыкальных терминов.14
14.Примерный репертуарный план.15
Список литературы...17
Паспорт программы
Образовательная программа «Дидинжг».
Автор программы: Баскаева Маргарита Витальевна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория.
Рецензент: Цекоева Лариса Касполатовна, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат культурологических наук, директор ВКК.
Организация- исполнитель: Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Доватора, 11 -А, ЦРТДЮ «Нарт».
тел. 8 (8672) 52-39-82, 52 – 78 – 51
e-mail: center-nart@yandex.ru
Программа реализуется в Центрe развития творчества детей и юношества «Нарт»
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Социальный статус: ученики школ города и республики.
Цель программы: формирование у детей и подростков художественной культуры и развитие их творческих способностей.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Вид программы: авторская.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Способ освоения содержания образования: креативный.
В основу образовательной программы «Дидинжг» положен большой педагогический опыт работы с детьми.
Введение
Каждая народность имеет свои любимые инструменты. У осетинского народа это «ирон фжндыр» (осетинская гармоника), появившаяся во второй половине 19 века. Термин «фжндыр» оказался устойчивым, и в настоящее время применяется по отношению к нескольким струнным инструментам: щипковым и смычковым - дыууаджстазнон-фжндыр (род арфы); дала-фжндыр (род балалайки); хъисын-фжндыр (род скрипки). Осетинская гармоника воспета в стихах и песнях. Ни одна свадьба, ни одно торжество не обходится без нее. Долгое время в Осетии гармоника применялась только в быту, но постепенно она стала концертным инструментом. Большая заслуга в этом Кайсына Мерденова - старейшего исполнителя, певца-сказителя.
Под звуки фжндыра исполняли свой божественный танец «Симд» богатыри – нарты. Великий сын осетинского народа, классик мировой осетинской литературы - Коста Хетагуров в своей книге «Ирон фжндыр» (осетинская лира) выразил думы и чаяния многострадального осетинского народа. Мелодии фжндыра вдохновляли воинов – осетин на полях сражений во время Великой Отечественной войны.
Пояснительная записка
Эстетическому воспитанию подрастающего поколения во все времена уделялось большое внимание.
В системе дополнительного образования, в частности, в творческих объединениях художественно – эстетического направления, где идет обучение игре на музыкальных инструментах, дети получают общее развитие, приобщаются к прекрасному путем знакомства с творчеством известных композиторов, исполнителей, через музыку постигают традиции и культуру народа. Педагог должен постоянно вести работу над эстетическим воспитанием обучающихся на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных, современных композиторов, произведениях композиторов Осетии, республик Кавказа и Закавказья.
Знакомя с произведениями отечественных авторов, исполнителей, педагог в детях воспитывает чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.
Большинство детей учатся игре на осетинской гармонике для общего музыкального образования. Данная программа составлена с учетом предоставления возможности детям с самыми различными музыкальными данными приобщить их к музыкальной культуре, занимаясь с каждым по индивидуальному плану. И лишь одаренные дети, с хорошими музыкальными данными получают профессиональную ориентацию и продолжают учебу по данному направлению в специальных средних и высших учебных заведениях.
Образовательная программа «Дидинжг» рассчитана на детей 7 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Обучение ведется по нотам.
Основной формой учебной деятельности является занятие, где преобладает индивидуальная форма работы, но уже с первого года обучения ребенка необходимо приобщать к ансамблевой игре.
С каждым ребенком занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. С третьего года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, и обязательно их участие в ансамбле. Дополнительными формами обучения являются:
посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением;
прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями известных исполнителей на осетинской гармонике;
концертные выступления.
На занятиях используются такие методы, как:
слуховой;
зрительный;
репродуктивный;
фонетический.
Педагогу важно пробудить интерес ребенка к занятиям, желание вслушиваться в музыку, научить его воспринимать простейшие музыкальные образы. Исполнение педагогом различных пьес также повышает интерес обучающегося к музыке.
В процессе работы на первом году обучения педагог должен познакомить ребенка с инструментом, обучить его способам звукоизвлечения, первоначальным игровым движениям, дать понятие о длительностях и высоте звуков.
С первых занятий педагог должен приучить ребенка вслушиваться и анализировать своё исполнение, добиваться качества звучания.
На протяжении всего периода обучения обучающегося необходимо приучать к домашней работе, закреплять полученные знания, развивать технику игры. От организации условий и методов домашних занятий зависит их результативность. Для этого необходим контакт с родителями. Педагог обязательно должен приглашать родителей на открытые и итоговые занятия, концертные выступления, чтоб они видели результат работы.
Педагог должен воспитывать в детях чувство уверенности, воли, выдержки, сосредоточенности, ответственности, должен уметь выявлять одаренных детей среди общего числа воспитанников, стремиться понять ребенка как личность, и при наличии ярко выраженных музыкальных способностей обучающегося помочь с выбором будущей профессии.
Цель программы:
Формирование личности ребёнка, развитие его творческих способностей, технических и музыкальных умений посредством обучения игре на осетинской гармонике.
Задачи программы:
Обучающие:
изучение творчества осетинских композиторов, исполнителей;
изучение осетинского фольклора;
обучение детей исполнению музыкальных произведений на осетинской гармонике, чтению с листа, подбору мелодии на слух, транспонирования, импровизации;
приобретение теоретических знаний в области музыкального искусства.
Развивающие:
развитие музыкально – творческих способностей;
развитие музыкального слуха, памяти, ритма, творческого мышления, воображения, восприятия.
Воспитательные:
воспитание интереса и любви к музыке как составной части общей национальной культуры;
воспитание нравственных качеств личности, чувства патриотизма, любви к Родине, родным истокам.
Отличительная особенность и актуальность данной программы состоит в том, что она наиболее приближена к условиям обучения в многопрофильном учреждении дополнительного образования. Принципиальным отличием данной программы является то, что обучение ведется по нотной системе. В основу программы положено знакомство с национальным духовным наследием, с лучшими образцами народной культуры, изучение и пропаганда музыкального фольклора Осетии.
Обучаясь по программе «Дидинаг», воспитанники получают теоретические и практические музыкальные знания, что способствует развитию образного мышления, воспитанию художественного вкуса.
С первых же занятий необходимо приучать ребенка внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над качеством звукоизвлечения, анализировать технические трудности произведения.
При подборе репертуара необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, уделять большое внимание аппликатуре, музыкальным терминам, поясняя их значение. На протяжении всех лет обучения постоянно вести работу над развитием слуха, выразительностью исполнения, ритмом, динамическими оттенками и т.д.
Тщательная работа с первых занятий над свободной и естественной посадкой за инструментом, обеспечивает устранение мышечного напряжения влияющего на физическое состояние ребенка.
Ответственных, увлеченных обучающихся необходимо привлекать к учебно-исследовательской работе.
Поскольку в творческое объединение принимаются дети без предварительного отбора, исходя из их индивидуальных и физических возможностей, педагогу необходимо тщательно продумывать индивидуальный план работы для каждого обучающегося руководствуясь принципом постепенности и последовательности. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально – исполнительские возможности ребенка и не соответствующие его возрастным особенностям.
На протяжении трех лет обучения необходимо развивать у обучающего навыки самостоятельного, осмысленного разбора музыкальных произведений, умения читать с листа, транспонировать произведения.
Программой предусмотрены итоговые занятия, посещение концертов мастеров – исполнителей осетинской музыки, беседы, концертные выступления.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
Обучающийся должен
Знать:
устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения. Знать программный материал первого года обучения.
уметь ориентироваться в расположении нот на нотоносце и клавиатуре инструмента, различать характер музыки, уметь слушать музыку, владеть общей координацией рук и пальцев, играть несложные произведения двумя руками в пределах первого года обучения.
2 год обучения
Обучающийся должен
знать: основные средства музыкальной выразительности, их значение, обозначения темпа, динамики, владеть терминами «метр», «ритм», «динамика», «тембр», знать формы музыкальных произведений; творчество композиторов изучаемых произведений, основы ансамблевого исполнительства, произведения и репертуар ансамбля второго года обучения.
уметь: читать партитуры, характеризовать исполняемые произведения, давать общую оценку музыкальному произведению, играть в ансамбле, оценивать качество своего исполнения и других, играть выразительно, учитывая характер исполняемого произведения читать с листа, транспонировать.
3 год обучения
обучающийся должен
знать: теоретический и практический материал программы
уметь: различать выразительные средства музыки, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно-эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, уметь самостоятельно работать над музыкальным текстом и технически грамотно исполнять его, играть в ансамбле, выступать на сцене.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Вводное занятие: «Введение в образовательную программу»
Техника безопасности
2
2
Основы игры на осетинской гармонике
22
2
20
Формирование теоретических знаний
12
12
Работа над репертуаром
44
2
42
Работа над техникой игры
34
34
Чтение нот с листа
18
2
16
Беседы
2
2
Посещение концертов, театров
6
6
Итоговые занятия
4
4
Итого:
144
28
116
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие: «Введение в образовательную программу».
Ознакомление с устройством изучаемого инструмента (составные части, особенности конструкций, способ звукоизвлечения); показ его художественных возможностей, беседа по теме: «Музыкальный инструментарий осетин» с иллюстрацией.
Инструктаж по технике безопасности.
Основы игры на осетинской гармонике
Посадка, правильная постановка инструмента. Положение корпуса, ног, рук, кистей и пальцев, правильное пользование ремнями.
Аппликатура. Смена направлений движения меха.
Формирование теоретических знаний
Звук, высота звука. Нотный стан. Скрипичный, басовый ключи. Такт Динамические оттенки. Тембр звука. Ноты первой, второй, малой октав. Длительности нот. Паузы. Размер: 2/4, 3/4, 4/4. Знаки альтерации. Мажор и минор. Тоника. Понятие о сильной и слабой долях. Штрихи (легато, нон легато, стаккато), понятие «крещендо и диминуэндо». Триоли. Синкопа. Темп, значение темпа.
Работа над репертуаром
Работа над выразительными средствами музыки: ритм, фразы, темп, динамические оттенки, кульминация и аппликатурные особенности. Работа над техническими и ритмическими трудностями произведения.
Работа над техникой игры
Овладение правильным движением меха. Нельзя менять движение мехом на одном и том же звуке, в середине музыкальной фразы, Выработка навыков плавного, соразмерного движения меха и ровности звучания.
Чтение нот с листа
Формирование навыков чтения нот с листа.
Беседы:
-из истории осетинской гармоники;
-музыкальная культура Осетии;
Посещение концертов, театров.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Вводное занятие: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
2
2
Жанры в музыке.
2
2
Совершенствование техники игры на осетинской гармонике
30
2
28
Работа над программным репертуаром
36
2
34
Аккомпанемент
10
10
Чтение нот с листа
14
2
12
Ансамблевая работа
14
14
Подбор по слуху. Импровизация
12
2
10
Музыкальная грамота
10
10
Беседы
2
2
Концертные выступления, конкурсы, фестивали
6
6
Посещение концертов, театров
2
2
Итоговые занятия
4
4
Итого:
144
26
118
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Жанры в музыке». Дать представление о жанрах в музыке. Песенная и танцевальная осетинская музыка.
Совершенствование техники игры на осетинской гармонике.
Гаммы, арпеджио, аккорды, этюды. Упражнения на развитие кистевой пластики, моторики руки, растяжку пальцев. Работа над качеством звукоизвлечения, отработка штрихов.
Совершенствование навыков ведения меха и смены направлений его движения, развитие умений пользоваться разнообразными динамическими оттенками.
Работа над программным репертуаром
Работа над чистотой исполнения музыкального произведения. Работа над содержанием и характером исполняемого произведения. Правильное использование динамических оттенков, штрихов, темпа и т.д.
Аккомпанемент
Последовательная работа над аккомпанементом, развитие первоначальных навыков аккомпанирования. Уверенное выразительное исполнение, выработка умения слушать других исполнителей.
Чтение нот с листа
Совершенствование навыков чтения с листа на доступном учебном материале. Чтение с листа несложных произведений песенного характера.
Подбор по слуху, импровизация
Развитие простейших навыков импровизирования. Транспонирование мелодий от ближайших звуков.
Музыкальная грамота
Главные ступени лада. Интервалы.
Трезвучие и его обращение (секстаккорд и квартсекстаккорд).
Главные трезвучия лада, их обращение.
Динамические оттенки: ff, mf, mp, subito, crescendo, diminuendo, pf, fp, sf. Тональности до 2-х знаков в ключе. Темп. Значение темпа (largo, lento, andante, andantino, moderato, allegretto, allegro, vivo, vivace, presto, accelerando).
Беседы
-музыка театра и кино;
-творчество композиторов Северной Осетии.
Праздники, выступления, конкурсы, фестивали
Выработка уверенного поведения на сцене.
Преодоление сценического волнения. Умение анализировать выступление.
Посещение концертов, театров
Посещение музеев, театров, выступлений выдающихся музыкантов – исполнителей с последующим обсуждением.
Итоговые занятия
Отчетные концерты перед родителями. Исполнение музыкальных произведений соло и в ансамбле.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Вводное занятие: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
2
2
Роль осетинской гармоники в осетинской музыкальной культуре.
2
2
Совершенствование техники игры на осетинской гармонике
20
2
18
Работа над программным репертуаром
30
2
28
Аккомпанемент.
10
10
Импровизация. Чтение нот с листа
14
2
12
Ансамблевая работа
30
2
28
Подбор по слуху
10
10
Музыкальная грамота
6
6
Концертные выступления
8
8
Беседы
4
4
Посещение концертов, театров
4
4
Итоговые занятия
4
4
Итого:
144
22
122
Содержание программы 3 года обучения
Вводное занятие: беседа о целях и задачах объединения на предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Роль осетинской гармоники в осетинской культуре
Совершенствование техники игры на осетинской гармонике
Упражнения на развитие кистевой пластики; на растяжку пальцев. Гаммы, арпеджио, этюды.
Отработка техники левой руки, равномерное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре инструмента.
Работа над программным репертуаром
Знакомство с произведением, биографией, творчеством композиторов. Освоение выразительных и технических средств в музыке. Аппликатура, удобная для обучающегося, способствующая реализации художественного образа. Создание целостного художественного образа
Аккомпанемент
Умение аккомпанировать несложные произведения себе и своим сверстникам. Подбор аккомпанемента.
Импровизация. Чтение нот с листа
Совершенствование навыков импровизации и чтения нот с листа.
Ансамблевая работа
Умение играть в ансамбле, слушать другие партии, инструменты.
Системная работа над навыками исполнительского мастерства и профессионализма
Подбор по слуху
Дальнейшее развитие музыкального слуха, подбор простейших мелодий на слух. Транспонирование.
Музыкальная грамота
Углубление теоретических знаний.
Расширение знаний о жанрах и формах музыкальных произведений и особенностях стиля музыки. Дальнейшее изучение музыкальных терминов, динамических оттенков. Тональности до 5 знаков в ключе. Трезвучия главных ступеней. Септаккорды. Мотив, фраза, секвенция, реприза, канон. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешения.
Критерии оценки результативности обучения
Успехи обучающихся оцениваются в процессе обучения на итоговых занятиях, концертных выступлениях.
Стимулом для повышения исполнительского уровня в большинстве случаев является участие обучающихся в концертах, выступление на конкурсах, фестивалях различного уровня.
На итоговом занятии каждый обучающийся должен раскрыть свои индивидуальные способности, показать технические возможности, исполнительское мастерство. Произведения должны быть разнохарактерными.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Осетинские народные музыкальные инструменты
Народная музыка Осетии развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, сказаниями, а также инструментальными наигрышами.
Осетинские народные инструменты делятся на струнные, духовые и ударные.
Струнные инструменты делятся на смычковые (хъисын фжндыр) и щипковые (дыууаджстанон - род арфы и далафжндыр).
Наиболее древним и самым распространенным инструментом был хъисын фжндыр. До нас он дошел в виде трехструнного инструмента с лукообразным смычком, без ладов.
Большой популярностью пользовался щипковый инструмент - далафжндыр. К щипковым осетинским инструментам относятся также дыууаджстанон, что в переводе на русский язык означает «двенадцатиструнный». Из духовых был популярен свистящий инструмент «уадынз» флейтового типа. Другим духовым инструментом, ныне уже вышедшим из употребления, является малый «уадынз», разновидность волынки.
Ударные инструменты являются необходимым элементом во время танцев и служат для выбивания ритма. «Гумсач» - примитивный барабан, состоящий из деревянного цилиндра, обтянутого с двух сторон бараньей кожей. Къжрцганжн - состоит из семи или девяти деревянных дощечек, нанизанных на ремень. Чтобы при исполнении дощечки не ударялись друг о друга, между ними помещаются палочки. Исполнитель резким или слабым движением руки заставляет дощечки ударяться о промежуточные палочки, вызывая этим строго ритмический шумовой эффект.
В нартских сказаниях не раз можно встретить упоминание о фжндыре. Этот народный термин оказался очень устойчивым, он применялся по отношению к нескольким струнным инструментам. Во второй половине 19 века, когда в быту осетинского народа большую популярность стала приобретать гармошка, почти вытесняя из обихода все осетинские инструменты, она также получила название «фжндыр». Появлению этого инструмента в народном творчестве Осетии способствовало соседство с казаками (терскими, кубанскими). На гармошке преимущественно играли девушки.
Следует заметить, что заимствование гармошки осетинами не было пассивным явлением. Местные мастера создавали своеобразные разновидности этого инструмента. Она стала более звучной, с глубоким и сочным тембром, с разливом голосов, напоминающих эхо в горах. Реконструкцию этого инструмента делали местные мастера, приближая его по тембру голосов и по ладовому строению к народному осетинскому творчеству. Это была однородная гармошка на диатонической ладовой основе. Такая гармоника применяется и сейчас. Но в настоящее время гармоника, сохраняя свои основные тембровые качества, стала хроматической, что позволило этот инструмент применять в профессиональном исполнении, как в качестве солирующего, так и аккомпанирующего инструмента. С большим успехом применяется этот инструмент в составе оркестра народных инструментов для исполнения произведений композиторов Северного Кавказа и Закавказья, а также концертных обработок национальной народной музыки этих регионов.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ТЕМПЫ
Grave (гравэ) медленно, строго
Largo (ларго) очень медленно, широко
Lento (ленто) медленно
Adagio (адажио) медленно
Andante (андантэ) умеренно, темп спокойного шага
Andantino (андантино) немного скорее, чем andante
Moderato (модэрато) сдержанно
Allegro (аллегро) быстро
Allegretto (аллегретто) медленнее, чем allegro
Vivo (виво), vivace (виваче) живо, быстрее, чем allegro
Presto (прэсто) быстро
Prestissimo (прэстисимо) очень быстро
Accelerando (аччелерандо) ускоряя
Ritenuto (ритэнуто) постепенно замедляя
Rallentando (раллентандо) замедляя
Allargando (алларгандо) расширяя, замедляя
Rubato (рубато) в свободном темпе
ШТРИХИ
Legato (легато) играть связанно
Non legato (нон легато) не связанно
Portamento (портамэнто) играть не связанно, но протяжно
Marcato (маркато) выделяя, подчеркивая
Martele (мартэле) у фортепиано staccato большой силы, у смычковых каждый звук извлекается твердым движением смычка в разные стороны с резкой остановкой
Staccato (стаккато) играть отрывисто; у смычковых извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону
Pizzicato (пиццикато) у струнных игра щипком пальцев по струнам
Glissando (глиссандо) скользя
ОБОЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ
Agitato (ажитато) взволнованно
Animate (анимато) оживленно, с воодушевлением
Brilliante (бриллианте) блестяще
Commodo (коммодо) спокойно, удобно
Con brio (кон брио) с «огнем»
Contabile (контабиле) певуче
Dolce (дольче) нежно
Energico (энерджико) энергично, решительно
Espressivo (эспрессиво) выразительно
Grandiose (грандиозо) величаво
Grazioso (грациозо) изящно
Leggiero (лежиеро) легко
Maestoso (маэстозо) торжественно
Risoluto (ризолюто) решительно
Semplice (семпликэ) просто
Smorzando (сморцандо) угасая, замирая
Subito (субито) внезапно, сразу
Tranquillo (транквилло) спокойно
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
1 год обучения
1. «Как пошли наши подружки» р.н. п.;
2. «Зайка» д. п.;
3. «Петушок» М. Магиденко.;
4. «Не летай соловей» р. н. п. ;
5. «Во саду ли в огороде» р. н. п.;
6. «У кота» р.н.п. ;
7. «Баю-бай» д.п.;
8. «Как под горкой, под горой» р.н.п.;
9. «Лошадка» д. п.;
10. «На зеленом лугу» у. н. п.;
11. «Хонга» н.;
12. «Зилга кафт» н.;
13. «Симд» н.;
14. «Зараг» Ю. Дзитоев.;
15. «Ольгинская хонга» н.;
16. «Эльбрус – красавец» н.;
17. «Старинный симд» н.;
18. «Хонга» н.;
19 «Зилга кафты цагъд» н.;
20.»Колхозный круговой» н.;
21. «Терк мын дж ласы» обр Б.Газданов.;
22. «Мысырхан» н.
2 год обучения
1. Мады сагъас» н;
2. «Зжронд симд» Э. Маргоев;
3. «Азта» Б.Газданов;
4. «Цъай – дон» В. Цопбоев;
5. «Инал» Ю.Дзитоев;
6. «Тауче» н;
7. «Свадебный круговой» н;
8. «Зилга кафт» н.;
9. «Фаззатта» н.;
10. «Танец пастуха» н.;
11. «Дулаты цагъд» н.;
12. «Да цастыта» Б. Газданов;
13. «Мады зараг» И. Мистулова;
14. «Ардонская зилга» н.;
15. «Цалойты рассугъд» н.;
16. «Хъуыбады» н.;
17. «Ногирская хонга» Р. Хохоева;
18. «Батакаюрская хонга» н.;
19. «Гизельский симд» н.;
20 «Кабардинская мелодия» нар;
21. «Арфата» З. Калманова;
22. «Хонга» В. Наниев;
23. «Карачаевская мелодия» н.;
24. «Плавный танец» М. Бугоев.
3 год обучения
1. «Туальский симд» обр. Б.Газданов;
2. «Девичий танец» Ф. Альборов;
3. «Алагирский танец» Н. Дзугаев;
4. «Симд» М. Бугоев;
5. «Танец Дзерассы» Н. Петров;
6. «Симд» Б.Кокаев;
7. «Симд» В. Цопбоев;
8. «Мелодия Гыцци» З.Хабалова;
9. «Дидинаг» Б.Газданов;
10. «Зилга» н.;
11. «Танец Шамиля» н.;
12. «Заманкульский симд» н.;
13. «Молодежная хонга» Бараков;
14. «Амонды балас» Салбиев;
15. «Танец старейшин» н.;
16. «Симд» Д.Хаханов;
17. «Ахсарыл сыфтар нал хацы»; Б. Газданов;
18. «Бахсави баста ныссабыр» н.;
19. «Лаууы ма ма зардыл» И. Мистулова;
20. «Малита» каб. мел;
21. «Кафа» каб. мел;
22. «Застольная мелодия» н.;
23. «Круговой» С. Ревазова;
24. «Чеченская мелодия» обр. Шаталов.
Список литературы
Акимов Ю. «Школа игры на баяне»; 1985г.
Алборов Ф. Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992г.
Газданов Б. «Школа игры на осетинской гармонике» (1-2 кл. для детских музыкальных школ); 2003г
Двилянский М. «Самоучитель игры на баяне»; 1988г.
Лушников В. «Школа игры на аккордеоне»; 1988г.
Мирек А. «Гармоника. Прошлое и настоящее» -М; 1994г.
Ревазова С. Пьесы, этюды, ансамбли для осетинской гармоники.
Хосроева Л. «Музыкальный сборник»; 1989г.
Шаталов Б. «Музыка народов Кавказа»
Шегрен А. Религиозные обряды осетин, // «Кавказ»1846.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 415