Приложение к рабочей программе по истории ФГОС 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Валуйки Белгородской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_________ Бутова Н.И.
Протокол № 1от
«__ » 06. 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
МОУ «СОШ №4» г.Валуйки Белгородской области
Щербакова Е.И.
Индина Е.Н.
«____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №4» г. Валуйки Белгородской области
___________ Зеленская Г.В.
Приказ № _____от «___» 08. 2014 г.
Приложение к рабочей программе
по учебному предмету «История»
6 «а» класс
Базовый уровень
Сальникова Дмитрия Владимировича
2014год
Пояснительная записка
Приложение к рабочей программе соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту по истории (2010г.), примерной программы по учебным предметам .История 5-9 классы- Москва, «Просвещение», 2011 и Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы, 6-е издание, М.: Просвещение, 2008г. История Средних веков (Е.В. Агибалова , Г.М. Донской) и История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
Количество часов за год: 70
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического обеспечения:
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М.: Просвещение. 2013.
История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение. 2013
Календарно-тематическое планирование для 6 класса
№ урока
Сроки прохождения темы
Название раздела
Тема урока
Домашнее задание
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)
плановые
фактические
Раздел II. История Средних веков (28 ч)
Введение (1 ч)
1
Введение. Живое Средневековье.
Прочитать введение
Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники рассказывающие о средневековой эпохе.
Раннее Средневековье (9 ч)
2
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.
§ 1
Показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье.
3
Христианская церковь в раннее Средневековье. (Входящий контроль)
§ 2
Раскрывать значение понятий: соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ. Монах.
4
Возникновение и распад империи Карла Великого.
§ 3
Составлять характеристику Карла Великого. Высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье.
5
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX- XI вв. Англия в раннее средневековье.
§ 4,5
Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них.
6
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
§ 6
Показывать на карте территорию Византийской империи. Называть соседствовавшие с ней народы и государства. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей. Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношение к соседям. Составить исторический портрет императора Юстиниана.
7
Культура Византии.
§ 7
Рассказывать о культуре Византии. Представлять описание ее выдающихся памятников. Раскрывать значение понятий: Василевс, кодекс, фреска, мозаика.
8
Образование славянских государств.
§ 8
Рассказывать об особенностях образования славянских государств.
9
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
§ 9
Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Характеризовать положения и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Раскрывать значение понятий: ислам, Коран, мусульманин, халифат.
10
Культура стран халифата.
§ 10
Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.
Зрелое Средневековье (12 ч)
11
Средневековая деревня и ее обитатели.
§ 11
Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. Раскрывать значение понятий: феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословия, цех, гильдия,.
12
В рыцарском замке
§ 12
13
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в средние века.
§ 13
14
Горожане и их образ жизни.
§ 14
15
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
§ 16
Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. католицизм, православие, еретик инквизиция
16
Крестовые походы.
§ 17
Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов
17
Как происходило объединение Франции.
§ 18
Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.
18
Что англичане считают началом своих свобод.
§ 19
Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.
19
Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
§ 20,21
Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие – против.
20
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
§ 22
Представлять характеристики известных исторических личностей, объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений
21
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
§ 23
22
Гуситское движение в Чехии.
§ 24
Объяснять значение понятий: парламент, партия, гусит.
Страны Востока в Средние века (4 ч)
23
Завоевания турками-османами Балканского полуострова.
§ 25
Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи. Показывать на карте направления наступления османов на Балканах.
24
Образование и философия.
Средневековая литература и искусство.
§ 26-28
Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение понятий: школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм,
25
Культура раннего Возрождения
Научные открытия и изобретения
§ 29- 31
Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок и территорий созданных ими государств. Объяснять значение понятий: хан, орда, сёгун, самурай, каста, кокутай. Характеризовать общественные устройства государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления. Представлять описания, характеристику памятников культуры народов Востока.
26
Средневековая Азия: Китай, Индия ,Япония
Народы Америки в Средние века (1 ч)
27
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
§ 32
Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки.
Историческое и культурное наследие Средневековья (1 ч)
28
Итоговое повторение и обобщение по разделу «История Средних веков» (Промежуточный контроль)
Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
История России (40 ч)
Предмет отечественной истории (1 ч)
1
Предмет отечественной истории.
Прочитать введение
Активизировать знания из курсов истории древнего мира и средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.
Раздел I Древняя и Средневековая Русь (39 ч)
Древнейшие народы на территории России (1 ч)
2-3
Древнейшие народы на территории России.
§ 1
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия
жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.
Древняя Русь в VIII-первой половине XII века (10 ч)
4
Восточные славяне.
§ 2
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань.
5
Формирование Древнерусского государства.
§ 3
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье.
6-7
Первые киевские князья.
§ 4
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русский князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений древней Руси с соседними племенами и государствами.
8-9
Владимир Святославич. Принятие христианства.
§
·v° 5, презентация
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.
10-11
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
§ 6, сообщение
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, использую информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
12
Культура Древней Руси.
§ 7
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие.
13
Быт и нравы Древней Руси.
Повторение и контроль по теме: Древняя Русь в VIII-первой половине XII века
§ 8
Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о каком-либо древнерусском городе Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIII вв. (7 ч)
14
Раздробление Древнерусского государства.
§ 9
Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.
15
Главные политические центры Руси.
§ 10-11
Показывать на исторической корте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.
16
Нашествие с Востока.
§ 12
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монгол.
17
Борьба Руси с западными завоевателями.
§ 13
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
18
Русь и Золотая Орда.
§ 14
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинность населения. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход».
19
Русь и Литва.
§ 15
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.
20
Культура русских земель в XII-XIII вв.
Повторение и контроль по теме: Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIII вв.
§ 16
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII-XIII вв. Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Московская Русь в XIV-XV вв. (10 ч)
21-22
Предпосылки объединению Русских земель. Усиление Московского княжества.
§ 17, реферат
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русский земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.
23-24
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
§ 18, презентация
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописи, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея.
25-26
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.
§19 ,сообщение
Показывать на исторической карте рост территорий Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны причины победы Васили II Темного. Оценивать значения последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб центральной Европы.
27-28
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
§ 20, сочинение
Указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Объяснять значение создания единого Русского государства.
29
Московское государство в конце XV - в начале XVI.
§ 21
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III
Сравнивать вотчинное и поместное владение.
Изучать отрывки Судебника 1497г и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.
30
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.
§ 22
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва- Третий Рим»
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси
Московское государство в XVI в (10 ч)
31-32
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.
§ 23
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI века
Объяснять причины и значения принятия Иваном IV царского титула.
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.
Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне.
33
Внешняя политика Ивана IV.
§ 24
Использовать историческую карту для характеристики роста территорий Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных, восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.
34-35
Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного.
§ 25, презентация
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана Грозного. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного..
36
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.
§ 26
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и его создателях.
37
Архитектура и живопись в XIV – XV вв.
§27
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов. Собирать информацию и готовить сообщения об иконах и о храмах XIV – XVI вв. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинство.
38
Быт и нравы XV- XVI вв.
§ 28
Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, наблюдения. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв.
39
Повторение и контроль по теме: Московское государство в XVI в (Итоговый контроль)
Подготовиться к тестированию
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв. для современного общества.
40
Итоговое повторение и обобщение по теме: Древняя и Средневековая Русь
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до конца XVI века. Выполнять тестовые контрольные задания истории Руси с древнейших времен до конца XVI века по образцу ГИА.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15