Рабочая программа Ритмика и танец для детей четырёх лет.


Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г. Нижневартовска
«Детская школа искусств №1»
«Р и т м и к а»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для обучающихся 4-х лет отделения раннего эстетического развития
Составитель:
преподаватель хореографии
Ильина А.В.
Нижневартовск
2015г.
Содержание программы
Пояснительная записка
Основные виды учебной деятельности
Методы и принципы обучения
Предполагаемые результаты за данный год обучения и основные формы контроля
Место учебного предмета в учебном плане
Общая характеристика курса
Учебно-тематический план
Содержание курса
Прогнозируемый результат
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение детей в группах раннего эстетического развития» направлена на комплексное художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей в возрасте 4-х лет, а так же формирование музыкально-эстетических навыков ребёнка, элементарных музыкально-звуковых и танцевально-ритмических понятий; на развитие мышления, памяти, выявление творческих способностей и возможностей ребёнка в дошкольном возрасте, обогащение его духовного мира. Программа «Обучение детей в группах раннего эстетического развития» имеет общекультурную направленность.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ в будущем. Кроме того, раннее танцевально-эстетическое воспитание дает результаты в развитии способностей ребенка намного более эффективные и устойчивые, чем обучение с 7-8 лет. Танцевальное развитие ребенка является частью общего психофизического развития. Элементарные танцевальные и музыкальные понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления. Танцевально-музыкальный мир особенно влияет на восприятие, воображение. Начальные навыки актерской деятельности способны помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде, создают доброжелательную атмосферу. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию. Такие занятия ритмики дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры как основном виде деятельности ребенка.
Следовательно, при построении урока по ритмике нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки дети привыкают постепенно, что благотворно сказывается на здоровье.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физической культуры и музыки детском саду, дополняя друг друга. Ведь именно занятия ритмики наряду с другими занятиями способствуют общему разностороннему развитию дошкольников. У обучающихся развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На занятиях учащиеся совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения дошкольников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Занятия ритмики оказывают на обучающихся организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному и музыкальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию
творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и
художественного вкуса.
Основные виды учебной деятельности
Разучивание элементов гимнастики.
Разучивание танцевальных элементов.
Разучивание различных комбинаций на развитие координации.
Слушанье музыки.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «змеек», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Методы и принципы обучения
1.Наглядный метод (практический показ педагога). Любое упражнение показывается под музыку из точного исходного положения, с подготовительным движением рабочей руки и головы (возможно, корпуса и опорной ноги), с начала и до конца и с завершением в исходное положение.
2.Словесный метод. Применение его многообразно: пояснения, рекомендации, комментарии к замечаниям. Живая речь сопутствует практическому показу, усиливает визуально воспринимаемую информацию. Педагог характеризует значимость упражнения в экзерсисе у палки, делая краткие методические рекомендации. Методика ведения урока включает использование образно-ассоциативные сравнения, ориентирующие учащихся на точность восприятия изучаемого материала. Обязательным является словесная характеристика танцевального материала.
3.Метод иллюстрации. Имеет различные варианты реализации. Педагог с целью достижения полноты информации использует как наглядные иллюстрации, так и музыкальные фонограммы в исполнении ансамблей или оркестров народных инструментов. Применяя метод иллюстрации, учащиеся лучше усваивают хореографический материал, так как учиться по примеру гораздо эффективнее. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
4.Метод проблемного обучения. Этот метод связан с созданием ситуации (условий), отличающейся от привычной, традиционной. Проблемным на уроке народно-сценического танца для обучающихся может стать освоение любого танцевального элемента. Однако педагог должен стремиться специально, создать проблему, изменить роль воспитанника в учебном процессе. Дать новые приёмы исполнения того или иного движения, подтолкнуть обучающегося к самостоятельному поиску новых приёмов, вариантов применения освоенных знаний, включить учащегося в творческий процесс.
Используются следующие принципы обучения:
1.Принцип «от простого к сложному». Необходимо начинать с простого и постепенно усложнять материал во избежание путаницы в познаниях. Необходима система и логика построения содержания учебного материала (для этого и разрабатывается учебный план). Всякий материал делится на логические разделы и образовательные элементы, определяется порядок их изучения. Устанавливается связь между ними, а также теорией и фактами. Для того чтобы добиться грамотного и методически правильного исполнения от своих воспитанников необходимо придерживаться определённой поочередности при изучении нового материала. Для начала производиться подготовка к изучению того или иного упражнения, только потом изучаются самые простые виды этого упражнения. И только когда движение проучено и закреплена правильная техника его исполнения, можно изучать более сложные виды. Так и в системе обучения изучается простой материал, но с годами он усложняется и совершенствуется.
2.Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придаёт системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умением обучающихся. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.
3.Принцип учёта физической нагрузки предполагает знание биомеханики каждого движения, так как работа определённых групп мышц и суставов требует разный уровень их активности. Принцип учёта физической нагрузки связан с дозировкой упражнения. Для танцора его тело служит средством самовыражения. Соответственно ему должны быть известны строение и функции тела. Только при таком условии танцовщик сможет защитить его и надолго сохранить здоровым при огромных нагрузках.
4.Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно, которой обучение эффективно тогда, когда воспитанники проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели своего обучения, планируют и организовывают свою работу, умеют себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать пути их решения.
5.Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Этот принцип означает, что преподаватель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения - практический урок, теоретический урок, различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности обучающих вне урока: в поездках, на концертах и различных объединениях по интересам.
Предполагаемые результаты за данный год обучения
и основные формы контроля
Занятия по ритмике расширит и обогатит исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Обучающиеся познакомятся с культурно-историческим наследием мирового танцевального и музыкального искусства. Занятия по ритмике разовьют силу ног, координацию, гибкость, выносливость, танцевальность, воспитывает культуру поведения и чувства прекрасного.
Место учебного предмета в учебном плане
В вариативной части учебного плана на данный предмет выделено 2 часа в неделю по 30 минут, в год – 72 часа. В рабочей программе предусмотрено проведение контрольного урока в конце учебного года.
Весь изучаемый лексический материал подбирается с учётом физиологических и психологических возможностей обучающихся.
Общая характеристика курса
Рабочая программа предназначена для обучения основам ритмики на отделении раннего эстетического развития детей в детской школе искусств № 1. Поскольку целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности, знания основ ритмики, для этого создаются условия для достижения данной цели: во время практических и теоретических занятий обучающиеся наблюдают, сравнивают, пытаются скопировать танцевальную лексику различной хореографии по средствам просмотра видео-фрагментов.
Обучающиеся знакомятся с особенностями танцевальной лексики, нормами поведения и песенным фольклором некоторых народов, начинают изучать основы классического и народно-сценического танцев, учатся сравнивать и различать виды и стили хореографического искусства.
Этот предмет дает возможность практически познать основы историко-бытового, современного и народного танцев. Особенно выступают такие его возможности, как воспитание культуры общественного поведения, гармоничное развитие личности и стимуляция познавательной деятельности и развитие физической выносливости.
Структура обучения представлена практическим разделом, который знакомит обучающихся с танцевальной и музыкальной культурой различных видов и стилей хореографии.
Учебно-тематический план
Наименование изучаемого материала Кол-во часов
1. Постановка головы, рук, корпуса и ног 5
2. Изучение позиций рук и ног 5
3. Азбука музыкального движения 10
4. Танцевально-образные движения 8
5. Основные виды движения 6
6. Партерная гимнастика 12
7. Танцевально-образная импровизация 10
8. Музыкальные игры 8
9. Ритмические комбинации на хлопки и притопы 4
10. Комбинации на координацию 4
Содержание курса
Постановка головы, рук, корпуса и ног. Первым требованием при изучении различных танцевальных движений является правильная постановка корпуса без наклона вперёд или прогиба в спине назад, со спокойно, естественно опущенными плечами, подтянутым животом и свободно, не напряжённо, держащейся головой. Правильно поставленный корпус – залог успешного освоения всех движений и красивой осанки.
Изучение позиций рук и ног. Для изучения танцевальных комбинаций необходимо знать самые простые положения и позиции рук и ног.
Азбука музыкального движения:
Понятие о музыкальных темпах – вальс и полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.
Упражнение «Пружинка» - лёгкое приседание. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Приседание на два такта, приседание на один такт.
Упражнение «Мячик» - прыжки по 6 и свободной позиции ног.
Упражнения для рук и кистей. Руки подняты вперед на уровень грудной клетки, затем необходимо руки развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу.
Упражнение «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
«Топотушки» - притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.
Повороты вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Танцевально-образные движения.
Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам).
Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).
Основные виды движения.
Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
Шаги на полупальцах.
Шаги на пятках.
Шаги в комбинации с хлопками.
Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
Галоп (лицом в круг).
Партерная гимнастика.
Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.
Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.
Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.
«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:
1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;
3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.
Движение повторить с левой ноги.
«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:
1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.
2 такт – вернуться в исходное положение.
Движение повторить с левой ноги.
«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:
1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».
«Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.
«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.
«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:
1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.
3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.
«Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
«Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
«Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.
«Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.
Танцевально-образная импровизация.
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
Музыкальные игры.
«Сова».
«Кошки-мышки».
«Строим дом».
«Волны».
«Зверята».
Ритмические комбинации на хлопки и притопы.
«Идём друг другу в гости».
«Во кузнице».
«Приветствие».
«Кто быстрее».
Комбинации на координацию.
«Комбинация с руками».
«Комбинация в линиях».
«Комбинация в малых группах».
Комбинация «Ручеёк».
Комбинация «Гусеница».
Комбинация «Чайки».
Прогнозируемый результат
К концу учебного года учащиеся четырёх лет отделения раннего эстетического развития должны уметь:
1.Ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки.
2.Уметь свободно исполнять упражнения на координацию корпуса и рук.
3.Владеть простейшими правилами поведения в танцевальном классе.