Формирование у учащихся начальной школы толерантного отношения


Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крутчанская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Формирование у учащихся начальной школы толерантного отношения
Воронова Н.А
учитель начальных классов

Крутец 2016
Если попросить людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно, в нашем мире, страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомому человеку, страшно лететь на самолёте. Но ещё страшнее, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. В последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и
Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. неприкосновенная человеческая личность. Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнёру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Критериями толерантности являются: равноправие, взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).
Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетенции учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому. Педагогическое общение учителя и ученика формирует самовыражение личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». В начальной школе необходимо научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Формирование коммуникативной культуры и толерантности идёт во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать в парах и в группах, радоваться успехам. Коллективная творческая деятельность продолжает способствовать формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. Важнейшая задача научить строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимоотношения, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребёнка, так и особенности внешнего вида, интересы, увлечения, привычки и т.д. Педагогу нужно грамотно продумать формы и методы работы. Необходимо использовать приёмы, связанные с организацией деятельности детей в классе. Например, «Эстафета». Учитель так организует деятельность, чтобы в процессе её организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. «Взаимопомощь». От помощи друг друга зависит успех совместно организуемого дела. «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом оценка должна и опираться на конкретные факты. «Истории про себя». Он применяются тогда, когда учитель хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть её как маленький спектакль. «Общаться по правилам» снимает негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. Большую роль в формировании толерантности играют классные часы «Кто я такой?», «Мальчики и девочки», «Я среди людей», «Привычки хорошие и плохие», «Зачем нужны правила?», «Учись прощать», «Учись думать и поступать по – своему», «Зачем нужен друг?», «Учусь чувствовать», «Почему бывают драки?».
Эмоциональные игры формируют взаимоотношение между взрослыми и сверстниками. Например, «Дружба начинается с улыбки» Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. Игра «Тренируем эмоции» учит понимать чувства других, ребёнок учиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении. Задания:
– нахмуриться как осенняя туча, как хитрая лиса, как радостный ребёнок;
- улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребёнок;
- разозлиться, как человек, которого ударили;
- испугаться как ребёнок, потерявшийся в лесу.
Велика роль участия детей в социально значимых проектах, акциях социально – нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.
С помощью этого теста можно проверить уровень толерантности учащихся
Тест.
1. Саша плохо одет...
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
Ты говоришь, что все девочки – нули.
Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
Ты говоришь, что все мальчики – нули.
Ты разговариваешь с ним.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
6 верных ответов - ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 2 до 5 верных ответов - ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
Менее 2 верных ответов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Наиболее часто используемые игры и упражнения в моей практике.
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
II. Беседа в кругу.
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.
III. Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Что нового вы узнали?
Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
IV. Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....) Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
V. Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
Как вы узнали где ваша группа?
Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
Почему никто не обращал на тебя внимания?
Как ты себя чувствовал?
Ребята почему вы не обращали на него внимания?
Хотели ли вы быть на месте вороны?
Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
VII. Творческая работа. «Толерантный мир»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.
Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.
Использованная литература:
Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2003-2004.
Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
Роу Д., Ньютон Д. Ты, Я, Мы. Книга для детей, учителей и родителей. Ростов-на-Дону, 1998.