Классный час Права потребителя
Классный час «Права потребителя» 6 класс
Вступительное слово классного руководителя
Где мы приобретаем товары, и где нам могут оказать различного вида услуги для личных и бытовых нужд (ответы учащихся):
Товар приобретается в магазинах:
магазины продовольственные;
магазины промтоварные;
магазины хозяйственные;
магазины радиотоваров;
торговые центры, гипермаркеты.
Назовите предприятия, где могут оказать услуги?
аптеки;
поликлиники;
ремонтные мастерские;
банки.
Представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «»Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.
Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.
К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
Сегодня на мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
Кто же такой потребитель? (ответы учащихся)
Потребитель -гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Работа с законом «О защите прав потребителя»
Потребитель защищен законом «О защите прав потребителя». Этот закон довольно строг. 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя. День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1961 году, когда президент США сказал: "Потребители, по определению, это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно". На высшем уровне было дано понятие потребитель. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:
Право на информацию
Право на безопасность
Право на выбор
Право быть услышанным
Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.
Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?
В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.
Какие права имеет потребитель?
1. Право на просвещение. (Знание своих прав как потребителя)
2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).
3. Право на качество.
А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
- безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
- замены на товар аналогичной модели, марки;
- замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
- соразмерного уменьшения цены;
- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)
В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.
4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)
5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.
Практическая часть.
Скажите, вы как потребитель, какие вещи стремитесь приобрести?
А продавец какие цели преследует?
Как правильно поступить, если купленная в магазине, обувь оказалась с дефектом, что мы можем предпринять?
Необходимо обратиться в магазин, где приобретался товар и:
заменить товар на товар аналогичной марки;
заменить товар на товар другой марки с перерасчетом цен.
Или магазин должен:
возместить расходы на устранение недостатков;
возвратить деньги, уплаченные за товар;
безвозмездно устранить недостатки.
Однако не все товары подлежат обмену.
Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:
предметы личной гигиены;
парфюмерно-косметические товары;
посуда, столовые и кухонные принадлежности;
товары бытовой химии;
изделия из серебра и золота;
автомобили;
прогулочные суда;
мотовелотовары;
лекарственные препараты.
Задание:
Вы работники комитета по защите прав потребителей. К вам пришли посетители со своей проблемой: их права нарушены. Разберитесь в ситуации и предложите выход из нее.
Гражданка Иванова И.В.купила сотовый телефон 27 декабря в ООО «Контакт» с гарантией на 6 месяцев. Спустя месяц в телефоне стали проявляться недостатки: он стал отключаться, отсутствовала блокировка кнопок, пропадали данные на дисплее. С требованием устранения недостатков телефона Иванова И.В. обратилась с магазин. Ей была выдана квитанция, согласно которой ремонт сотовых телефонов может производиться до 40 дней. По истечении данного срока Иванова И.В. пришла в магазин за телефоном, но оказалось, что его потеряли, предложили зайти через неделю. В условленный срок Иванова И.В. вновь зашла за телефоном. Ей сообщили радостную новость: телефон отыскался, будет доставлен из Москвы, куда его отправляли для ремонта, но гарантийный срок на него закончился и ремонт необходимо будет оплатить.
Обсуждение ситуации.
Выход в данной ситуации – написать исковое заявление в суд.
Заключение.
Задание:
Выполните коллаж из вырезок из журналов и газет, цветной бумаги, используя маркеры, чтобы отразить тему «Современный потребитель – какой он?».
Каким должен быть потребитель?
должен знать законы;
уметь пользоваться этими законами;
быть неравнодушным человеком;
не терпеть, когда тебя обсчитывают, хамят;
сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы.
Чтобы противостоять некачественным товарам нам необходимо знать положения Закона «О защите прав потребителя» и действовать в соответствии с этими положениями. И если вы обнаружили некачественный товар и у вас возникли проблемы с заменой товара, вы всегда можете обратиться в соответствующие организации: